Решение по делу № 2а-170/2019 ~ М-100/2019 от 15.02.2019

Дело №2-170/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Сергач 15 апреля 2019г.

Сергачский районный суд Нижегородской области в составе:

Председательствующего судьи Л.Н. Черновской

При секретаре судебного заседания О.Ю. Колякиной

С участием ст. пом. Сергачского межрайонного прокурора Пулькиной Е.Е.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сергачского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к городской администрации города Сергача о признании незаконным бездействия городской администрации, о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества

установил:

    Сергачский межрайонный прокурор (далее - прокурор) обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что прокуратурой проведена проверка о длительном бездействии органов местного самоуправления по приему в муниципальную собственность бесхозяйного жилого дома по адресу: <адрес>, состоящего из 12 квартир, построенного в 1974 г. Земельный участок, на котором находится жилой дом, поставлен на кадастровый учет на основании распоряжения главы администрации Сергачского района –р от 20.08.2013 г.

    В ходе проведения прокуратурой проверки собственник многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу, не установлен. В квартире № 9 указанного дома около 10 лет никто не проживает, двери в квартиру заколочены, собственника не имеется.

    В связи с тем, что установить собственника многоквартирного дома не удалось, объект является бесхозяйным.

     Распоряжение бесхозяйной вещью отнесено к компетенции органа местного самоуправления, однако администрацией г. Сергача Сергачского муниципального района не приняты меры по постановке указанного многоквартирного дома на учет как бесхозяйного имущества, тем самым административный ответчик незаконно бездействует, что влечет нарушение жилищных прав граждан, проживающих в доме. Отсутствие собственника объекта влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению граждан безопасными условиями проживания и жизнедеятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

С учетом изменений исковых требований в судебном заседании прокурор просит суд:

1. признать незаконным бездействие городской администрации г. Сергача Сергачского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – многоквартирного жилого дома и квартиры № 9, расположенных по адресу: <адрес>.

2. Возложить на городскую администрацию г. Сергача Сергачского муниципального района Нижегородской области обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> необходимым перечнем документов и составом содержащихся в них сведений в порядке, предусмотренном законодательством РФ

3. Возложить на городскую администрацию г. Сергача Сергачского муниципального района Нижегородской области обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества квартиры по адресу: <адрес> с одновременным осуществлением кадастрового учета многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> вышеуказанной квартиры с необходимым перечнем документов и составом содержащихся в них сведений в порядке, предусмотренном законодательством РФ

    В судебном заседании прокурор Пулькина Е.Е. поддержала административный иск по основаниям, подробно изложенным в иске.

    Представитель административного ответчика городской администрации г. Сергача Сергачского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, суд рассмотрел дело в их отсутствии.

    Заинтересованные лица Администрация Сергачского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ОАО «РЖД» были надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания, представители в суд не явились, суд рассмотрел дело в их отсутствии.

    Представитель административного ответчика представил отзыв, указав, что с доводами административного истца городская администрация города Сергача Сергачского муниципального района Нижегородской области не согласна. Городская администрация полагает, утверждение о том, что данный дом является бесхозяйным имуществом, не в полной мере отражает действительность.

Жители квартир указанного дома вселены в жилые помещения на основании ордеров, выданных в соответствии с протоколом № 5 заседания Исполкома Сергачского городского совета депутатов трудящихся от 13.03.1975г., т.е. есть жильцы <адрес> имели возможность приватизировать свои жилые помещения, выданные им на основании ордера. Своим правом на приватизацию данные лица не воспользовались, однако, по настоящее время добросовестно, открыто владеют как своим собственным недвижимым имуществом. Поэтому, городской администрацией неоднократно предлагалось лицам, проживающим в жилых помещениях <адрес> приобрести право собственности на это имущество в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ). Просят отказать в удовлетворении административного иска о признании незаконным бездействия городской администрации города Сергача, о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества.

    Заинтересованное лицо ОАО «РЖД» представил в суд заявление, указав, что жилой <адрес> в уставной капитал ОАО «РЖД» не вошел, собственностью не является, также ОАО «РЖД» не является собственником ни одной из квартир, расположенных в указанном доме.

     Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Нижегородской области Осьминушкин А.В., ранее опрошенный в судебном заседании, пояснил суду, что регистрация права на многоквартирный дом не осуществляется, объектами права являются квартиры, расположенные в доме. Принятие на учет бесхозяйного имущества осуществляется одновременно с его постановкой на кадастровый учет.

    Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 3 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Из приведенных норм права следует, что именно на административном ответчике лежит обязанность по принятию мер для признания недвижимого имущества, в том числе объектов жилищного фонда, бесхозяйным и принятию его в муниципальную собственность. Наделение такими полномочиями граждан, проживающих в бесхозяйных домах, действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (Приложение N 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

Согласно пункту 3 названного Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Порядка).

Поскольку одним из обстоятельств, подлежащих установлению по данному административному делу, является наличие права собственности в отношении спорных жилых помещений, по запросу суда получены сведения о зарегистрированных правах в отношении спорного дома и расположенных в доме квартир.

В судебном заседании установлено, что права на спорный жилой многоквартирный дом и расположенные в нем квартиры не зарегистрированы за муниципальными, федеральными или иными органами ( л.д.45, 21). Согласно выписке из ЕГРН сведения о жилом доме, квартирах в этом доме, в т.ч. и под № 9 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют ( л.д.20, 36,37)

В соответствии с пунктом 4, 5 статьи 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме. При государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.

Поскольку исходя из того, что действующее законодательство не выделяет многоквартирный дом в качестве объекта жилищных прав, подача заявления в органы регистрации о признании его бесхозяйным не имеет в будущем юридических последствий, как признание права муниципальной собственности, поскольку право муниципальной собственности может быть признано только за квартирами, расположенными в этом доме, а не на многоквартирный дом. Требований о признании бесхозяйными квартир в спорном доме, кроме квартиры № 9, прокурором не заявлялось.

В судебном заседании установлено, что в <адрес> более 5 лет никто не проживает, что подтверждается показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7, актовой записью о смерти ФИО8 ( л.д.49), сведениями из миграционного пункта МО МВД России «Сергачский» ( л.д.47), рапортом участкового ( л.д.17-18), в связи с чем имеются основания для возложения на администрацию города Сергача Сергачского муниципального района обязанности обратиться в установленном порядке в регистрирующий орган с заявлением о принятии квартиры № 9 на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

Учитывая, что необращение администрации города Сергача в уполномоченный орган с заявлением о принятии квартиры № 9 на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 ГК РФ, суд приходит к выводу о наличии со стороны данного органа местного самоуправления незаконного бездействия.

Исходя из требований закона, при постановке на учет бесхозяйного имущества указывается его кадастровый номер. Однако, как установлено в судебном заседании спорный жилой многоквартирный дом и квартиры на кадастровом учете не состоят.

Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

Согласно ч. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Как видно из материалов дела, <адрес> включает в себя несколько жилых помещений, принадлежащих разным лицам, и содержит в себе элементы общего имущества: крышу, чердак фундамент, несущие конструкции.

Возможность постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на квартиру в многоквартирном доме при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком многоквартирном доме Закон N 218-ФЗ не предусматривает.

Таким образом, для постановки на учет бесхозяйного имущества -квартиры, необходимо выполнить весь комплекс мер, направленных по постановке многоквартирного дома на кадастровый учет.

    руководствуясь ст. 175- 180,227 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Сергачского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие городской администрации г. Сергача Сергачского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – квартиры № 9, расположенной в многоквартирном доме <адрес>

Обязать городскую администрацию г. Сергача Сергачского муниципального района Нижегородской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества квартиры №9, расположенной в многоквартирном доме <адрес>, в установленном законом порядке с одновременным осуществлением кадастрового учета многоквартирного жилого дома, расположенного по данному адресу.

В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия городской администрации г. Сергача Сергачского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> возложении обязанности поставить его на учет как бесхозяйное имущество - отказать.

Об исполнении решения суда сообщить Сергачскому межрайонному прокурору в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

    

    Решение может быть обжаловано в течение месяца, с момента изготовления в окончательной форме, в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Сергачский районный суд.

Судья: Л.Н. Черновская

Решение в окончательной форме изготовлено 18 апреля 2019 г.

2а-170/2019 ~ М-100/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сергачский межрайонный прокурор Нижегородской области
Ответчики
Городская администрация г. Сергач
Другие
Администрация Сергачского муниципального района Нижегородской области
ОАО "Российские железные дороги"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
Суд
Сергачский районный суд
Судья
Черновская Лидия Николаевна
15.02.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.02.2019[Адм.] Передача материалов судье
18.02.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
18.02.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
04.03.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2019[Адм.] Судебное заседание
13.03.2019[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.03.2019[Адм.] Судебное заседание
09.04.2019[Адм.] Судебное заседание
15.04.2019[Адм.] Судебное заседание
18.04.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2019[Адм.] Дело оформлено
22.05.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее