Дело (УИД) № 18OS0000-01-2023-000369-37
Производство № 3а-12/2024 (3а-431/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2024 года город Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Малкова К.Ю.,
при секретаре судебного заседания Идиятуллиной Л.Д.,
с участием:
прокурора Б.Е.Б.
представителя административного истца Д.К.М., действующего на основании доверенности от 07 сентября 2023 года сроком действия на два года,
представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики С.А.А., действующего на основании доверенностей №7-01-106/17 от 20 апреля 2022 года сроком действия по 18 апреля 2025 года, №07 от 09 января 2023 года сроком действия по 31 декабря 2025 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Е.Е.А. о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
установил:
индивидуальный предприниматель Е.Е.А. (далее по тексту – ИП Е.Е.А., административный истец) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, которым просит:
- признать недействующим со дня принятия пункт 14483 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года № 528 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год»;
- признать недействующим со дня принятия пункт 16403 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 09 ноября 2021 года № 615 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год»;
- признать недействующим со дня принятия пункт 16229 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2022 года № 555 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год».
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец являлся собственником объекта недвижимости – нежилого помещения площадью 1 258,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. Названный объект недвижимости был включен административным ответчиком в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022, 2023 годы. Вместе с тем, спорное нежилое помещение не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база должна определяться как его кадастровая стоимость, поскольку не предназначено и фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Согласно документам технического учета, помещения в составе заявленного объекта недвижимости, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, отсутствуют. Данный объект недвижимости фактически используются для размещения склада. Для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания данный объект не используется. Кроме того, в Едином государственном реестре недвижимости (далее по тексту – ЕГРН) отсутствует связь данного помещения с земельным участком, в связи с чем, не представляется возможным дать оценку виду разрешенного использования земельного участка. Административный истец полагает, что у административного ответчика отсутствовали основания для включения заявленного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни. Включение объекта административного истца в данные акты противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации, и нарушает его права, так как незаконно возлагает на него обязанность уплачивать имущественный налог в порядке статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в повышенном размере.
Протокольными определениями суда от 07 ноября 2023 года, от 22 декабря 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация города Глазова, Управление Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике (т.1 л.д. 216-217, т.2 л.д. 45-46).
В судебное заседание административный истец, представители заинтересованных лиц Администрации города Глазова, Управления Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд в соответствии с частью 5 статьи 213 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, признав их явку не обязательной.
Представитель административного истца Д.К.М. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал в полном объеме по доводам в нем изложенным, просил суд признать недействующими со дня принятия пункт 14483 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год; пункт 16403 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год; пункт 16229 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год.
Представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики С.А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления и пояснил, что основанием для включения в оспариваемые Перечни помещения административного истца послужили данные из открытых источников сети «Интернет», в соответствии с которыми в здании, в котором располагается помещение административного истца, находится торговый центр «<данные изъяты>», где осуществляется торговля мебелью. Данное обстоятельство подтверждается также актом обследования от 17 ноября 2016 года, а также установлено вступившим в законную силу решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 02 ноября 2017 года.
Прокурор Б.Е.Б. в судебном заседании дала заключение по делу, в соответствии с которым имеются основания для удовлетворения административного иска.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы настоящего административного дела, а также материалы административных дел №3а-170/2023, №3а-174/2023, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами дела подтверждается, что административный истец Е.Е.А. с 11 марта 2014 года является собственником объекта недвижимости – нежилого помещения, назначение: нежилое, наименование: помещение, площадью 1 258,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», действующего на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Аналогичные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения закреплены в пункте 67 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Спорное помещение с кадастровым номером № было включено под пунктом 14483 в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, под пунктом 16403 в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, и, соответственно, под пунктом 16229 в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 названного кодекса).
В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит, в том числе единый недвижимый комплекс и иные здания, строение, сооружение, помещение (подпункты 4 и 6 пункта 1 названной статьи).
Таким образом, административный истец, в связи с находящимся в его собственности нежилым помещение с кадастровым номером № является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 403 НК РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») в размерах, не превышающих: 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса.
Налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования «город Глазов» урегулирован решением Глазовской городской Думы от 26 ноября 2014 года № 505 «Об установлении на территории муниципального образования «Город Глазов» налога на имущество физических лиц», в соответствии с которым этот налог в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, поскольку права административного истца в связи с включением спорного помещения в оспариваемые Перечни затрагиваются, в связи с чем, он обладает правом на обжалование нормативных правовых актов в соответствующих частях.
Частью 2 статьи 1.1. Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
В связи с указанными основаниями, суд приходит к выводу о том, что в Удмуртской Республике в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК Российской Федерации уполномоченным органом исполнительной власти по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период является Правительство Удмуртской Республики.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики (статья 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года №84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики»).
Реализуя свои полномочия, Правительство Удмуртской Республики утвердило:
- Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, издав постановление от 30 октября 2020 года № 528;
- Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, издав постановление от 09 ноября 2021 года № 615;
- Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, издав постановление от 17 октября 2022 года № 555.
В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, вышеуказанное нежилое помещение с кадастровым номером 18:28:000099:278 вошло в данный перечень, что нашло отражение в пункте 14483.
Названное постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года № 528 опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) 06 ноября 2020 года и 07 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики № 528 от 30 октября 2020 года неоднократно вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 14483.
В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, вышеуказанное нежилое помещение с кадастровым номером 18:28:000099:278 вошло в данный перечень, что нашло отражение в пункте 16403.
Названное постановление Правительства Удмуртской Республики от 09 ноября 2021 года № 615 опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) 11 ноября 2021 года и 13 ноября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики № 615 от 09 ноября 2021 года неоднократно вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 16403.
В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, заявленное по настоящему делу нежилое помещение с кадастровым номером 18:28:000099:278 вошло в данный перечень, что нашло отражение в пункте 16229.
Названное постановление Правительства Удмуртской Республики № 555 от 17 октября 2022 года в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» опубликовано 17 октября 2022 года на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) и 20 октября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики № 555 от 17 октября 2022 года неоднократно вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 16229.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 (далее – Положение о порядке определения вида фактического использования).
Согласно пункта 2 названного Положения о порядке определения вида фактического использования, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляются Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики.
Исходя из положений пункта 31 названного Положения, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики осуществляет подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.
Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов порядок их принятия соблюден, а именно оспариваемые нормативные правовые акты приняты Правительством Удмуртской Республики в соответствии с установленными полномочиями, кроме того, их форма, процедура принятия, правила введения в действие и опубликования соблюдены.
На момент рассмотрения настоящего административного дела, оспариваемые нормативные правовые акты вступили в силу, являются действующими, административное исковое заявление подано суд в период действия данных нормативных правовых актов.
По смыслу положений главы 21 КАС РФ, в том числе и положений статьи 209 КАС РФ, надлежащим административным ответчиком по данной категории административных дел является орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, то есть в данном случае Правительство Удмуртской Республики, а не Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, которое осуществляло подготовку Перечней объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.
Указанное согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 21 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1. Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (за исключением административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и созданных ими муниципальных учреждений);
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу положений пунктов 1, 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ основанием для включения объектов недвижимости в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, являются данные о назначении зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а также данные о видах разрешенного использования земельного участка либо данные об их фактическом использовании в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания. При этом фактическим использованием объекта недвижимости в указанных целях признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
То есть, согласно статье 378.2 НК РФ для признания законным включение объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, достаточно установления его соответствия одному из условий, указанных в пунктах 3 - 4.1 или подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 названной статьи.
Учитывая приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что налогообложение объектов недвижимого имущества в рамках статьи 378.2 НК РФ должно основываться на принципах достоверности и объективности информации об объектах недвижимого имущества и преобладания экономической сущности над формой.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, административный истец является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, которое включено в названные Перечни.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что права административного истца, в связи с включением нежилого помещения с кадастровым номером № в оспариваемые Перечни, затрагиваются, в связи с чем, он обладает правом на обжалование заявленных нормативных правовых актов в соответствующих частях.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, до 11 апреля 2023 года в ЕГРН связь спорного помещения с кадастровым номером № со зданием отсутствовала. Соответственно отсутствовала и связь заявленного объекта недвижимости с конкретным земельным участком.
11 апреля 2023 года на кадастровый учет поставлено нежилое здание площадью 5 935,5 кв.м. с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> с которым установлена связь, в том числе, и спорного нежилого помещения с кадастровым номером №. Вместе с тем, связь данного нежилого здания с земельным участком после его постановки на кадастровый учет так и не была установлена (т.1 л.д.84-90).
Согласно сведениям публичной кадастровой карты (https://egrp365.org) здание по адресу: <адрес> расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами №
В соответствии со сведениями ЕГРН в юридически значимые периоды времени виды разрешенного использования вышеуказанных земельных участков были следующими:
- № – «Склады. (Зона размещения промышленных объектов IV-V классов опасности-П2)»;
- № – «Для завершения строительства здания»;
- № - «Деловое управление (4.1) (П2 - Зона размещения промышленных объектов IV-V классов опасности)»;
- № - «склады (6.9) (П2 - Зона размещения промышленных объектов IV-V классов опасности)»;
- № - «Склады (6.9) (Зона размещения промышленных объектов IV-V классов опасности-П2)»;
- № – «для завершения строительства и здания» (т.1 л.д.237).
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу закрепленных в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ).
Законодатель в подпункте 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, приводя условия, при наличии которых здание признается административно-деловым и (или) торговым центром, четко указал, что вид разрешенного использования земельного участка должен предусматривать возможность размещения на нем офисных зданий различного, в том числе административного назначения и (или) торговых объектов и (или) объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, исходя из формальной определенности налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому и (или) торговому центрам, должен соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. Такой подход не позволит порождать сомнений у налогоплательщика и даст ему возможность точно знать, какие налоги и в каком порядке он должен платить.
Указанные виды разрешенного использования названных земельных участков не могут служить основанием для включения нежилого помещения с кадастровым номером № в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку виды разрешенного использования земельных участков с указанными наименованиями безусловно не предполагают размещение на них офисного здания делового, административного, коммерческого назначения, либо торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Буквальное их прочтение однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на земельных участках объекта исключительно в целях, соответствующих вышеприведенному налоговому законодательству.
Более того, в ходе рассмотрения дела установлено, что в юридически значимые периоды времени в ЕГРН отсутствовала связь заявленного объекта недвижимости со зданием, и, соответственно, с конкретным земельным участком (земельными участками).
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), нежилое помещение с кадастровым номером № не могло быть включено в оспариваемые Перечни по виду разрешенного использования земельного участка.
Следовательно, для того чтобы признать спорное нежилое помещение в целях размещения офисных помещений делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, не менее 20 процентов общей площади этого помещения должно включать в себя соответствующие части, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
На основании материалов административных дел №3а-170/2023, №3а-174/2023 судом установлено, что в реестровом деле в отношении здания с условным номером № площадью 5 935,5 кв.м, по адресу: <адрес> правоустанавливающие документы. Записи о праве собственности имелись в период с 2 февраля 2004 по 19 августа 2008 года, и 19 августа 2008 года по 12 октября 2009 года. Объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, с условным номером № является зданием площадью 5 935,5 кв.м., сведения о котором были исключены из ПК ИК ЕГРП 12 октября 2009 года, в связи с эти объекту кадастровый номер присвоен не был, а присвоен статус «архивный». Запись о государственной регистрации права собственности прекращена по заявлению правообладателя 30 сентября 2009 года №05/019/2009-973.
Как было указано выше, здание с кадастровым номером №, площадью 5 935,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, с которым установлена связь, в том числе, и спорного нежилого помещения с кадастровым номером №, поставлено на кадастровый учет 11 апреля 2023 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у объекта недвижимости (помещения) с кадастровым номером № на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов в ЕГРН отсутствовала связь с конкретным зданием, следовательно, при рассмотрении настоящего дела судом принимаются во внимание качественные и количественные характеристики только заявленного объекта недвижимости с кадастровым номером №, и не как части объекта недвижимости (здания) площадью 5 935,5 кв.м., а как самостоятельного объекта.
Согласно сведениям ЕГРН, объект недвижимости с кадастровым номером № по своему назначению и наименованию является нежилым помещением, площадью 1 258,5 кв.м., был поставлен на государственный кадастровый учет 24 июля 2013 года на основании технического паспорта от 11 декабря 2011 года, подготовленного филиалом ФГУП «<данные изъяты>» по Удмуртской <адрес> отделение», с назначением – «нежилое», с фактическим использованием - «по назначению» (т.1 л.д.74-82, 92-94).
Доказательств изменения сведений о спорном нежилом помещении с кадастровым номером №, содержащихся в ЕГРН на момент утверждения оспариваемых Перечней, в материалы дела не представлено.
Таким образом, сведения о назначении спорного нежилого помещения с кадастровым номером №, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости на момент утверждения оспариваемых Перечней, также не позволяют отнести названный объект недвижимости как предназначенный для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. На основании указанных сведений спорный объект недвижимости не подлежал включению в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021, 2022, 2023 годы.
Согласно технического паспорта, подготовленного филиалом ФГУП «<данные изъяты> отделение» по состоянию на 11 декабря 2011 года в отношении помещения с наименованием «нежилые помещения №5», расположенного по адресу: <адрес>, заявленный объект недвижимости состоит из следующих частей (т.1 л.д.125-129):
Литера А этаж №1:
- помещение №30 площадью 141,6 кв.м.;
- помещение №31 площадью 149,4 кв.м.;
- помещение №32 площадью 75,5 кв.м.;
- помещение №33 площадью 205,9 кв.м.;
- помещение №34 площадью 147,8 кв.м.;
- помещение №35 площадью 139,4 кв.м.;
- помещение №36 площадью 175,1 кв.м.;
- помещение №38 площадью 49,3 кв.м.
Итого площадь помещений этажа №1 составила 1084,0 кв.м.
Литер А этаж №2:
- помещение №49 площадью 13,0 кв.м.;
- помещение №50 площадью 8,1 кв.м.;
- помещение №51 площадью 2,5 кв.м.;
- помещение №52 площадью 150,9 кв.м.
Итого площадь помещений этажа №2 составила 174,5 кв.м.
Итоговая площадь объекта недвижимости составила 1 258,5 кв.м.
Проанализировав вышеназванный документ технического учета (инвентаризации) применительно к помещению с кадастровым номером №, суд приходит к выводу о том, что поименованные в экспликации технического паспорта в отношении данного объекта недвижимости помещения (части помещения), не могут быть отнесены к предусматривающим размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, помещениям в соответствии с требованиями статьи 378.2 НК РФ.
Оценив представленные в материалы настоящего административного дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что отнести спорный объект недвижимости к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база должна определяться из их кадастровой стоимости, не позволяет ни виды разрешенного использования земельных участков, ни сведения в отношении данного объекта, содержащиеся в ЕГРН, ни сведения относительно данного объекта, содержащиеся в документе технического учета (инвентаризации).
Помимо этого, судом не установлено, что в ходе подготовки проектов постановлений Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года № 528, от 09 ноября 2021 года № 615, от 17 октября 2022 года № 555 было проведено обследование заявленного (спорного) помещения с кадастровым номером № в соответствии с вышеуказанным Положением о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270. Напротив, представителем Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики в ходе рассмотрения дела указывалось, что такие обследования непосредственно перед утверждением оспариваемых нормативных правовых актов не проводились.
Представленный представителем Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики в материалы дела акт обследования помещений от 17 ноября 2016 года (т.1 л.д.44) не может быть принят судом во внимание в качестве относимого доказательства, поскольку мероприятия по обследованию объектов недвижимости с целью определения вида их фактического использования для включения в Перечень должны проводиться своевременно, непосредственно перед утверждением соответствующего Перечня. При этом выводы о фактическом использовании помещений в предыдущие периоды не имеют преюдициального значения, указанное обстоятельство подлежит исследованию и оценке на момент проведения обследования и составления акта.
Более того, из содержания акта обследования помещений от 17 ноября 2016 года следует, что в помещениях объекта недвижимости с кадастровым номером № располагаются склады металла, межкомнатных и металлических дверей, хозяйственный склад и участок производства мебели.
То есть на момент проведения указанного обследования объект недвижимости с кадастровым номером № не использовался для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Также судом не может быть принято во внимание решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 02 ноября 2017 года по административному делу №3а-175/2017, так как оно не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего административного дела, принято по иному предмету и основанию, не содержит выводов о фактическом использовании помещений (т.1 л.д.46-53).
Действительно, в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости осуществляет следующие мероприятия, в том числе среди прочих, проводит анализ информации об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Вместе с тем, поскольку информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», носит характер дополнительной, уточняющей к сведениям, полученным из Единого государственного реестра недвижимости, полученным в результате анализа технической документации на объекты недвижимости, полученным в результате фактического обследования объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что эта информация рассматриваться как самостоятельное доказательство использования объекта недвижимости под размещение офисных помещений, административного и коммерческого назначения, торговых помещений, а также помещений, предназначенных для размещения объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, не может.
Более того, из представленной в материалы дела административным ответчиком из интернет ресурсов «Яндекс Карты» и «2gis.ru» (т.1 л.д. 54-58) информации о находящихся по адресу: <адрес> организациях, не представляется возможным установить, какие площади по данному адресу занимают данные организации для ведения торговой деятельности, и, соответственно, не представляется возможным оценить наличие или отсутствие предусмотренного статьей 378.2 НК РФ двадцатипроцентного критерия применительно к заявленному объекту недвижимости.
Представленные в материалы дела Управлением ФНС России по Удмуртской Республики документы (гарантийное письмо от 02 декабря 2013 года, свидетельство о государственной регистрации права от 14 декабря 2009 года) также не подтверждают фактическое использование спорного помещения в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, в юридически значимые периоды времени (т.1 л.д.212-214).
Наличие зарегистрированной по адресу: <адрес> на имя К.С.А. контрольно-кассовой техники (т.2 л.д.42) также не подтверждает фактическое использование спорного помещения в юридически значимые периоды времени в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, поскольку из представленной информации не представляется возможным определить на какой площади осуществляется работа данной техники и в каком именно помещении, принимая во внимание то, что по указанному адресу находятся и другие самостоятельные объекты недвижимости (помещения).
Таким образом, из материалов административного дела усматривается, что какими-либо объективными данными, которые достоверно бы свидетельствовали о том, что спорное нежилое помещение предназначено для размещения офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и (или) фактически используется для размещения офисов либо для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании для этих целей более 20 процентов общей площади помещения, Правительство Удмуртской Республики не располагало на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022, 2023 годы названного объекта недвижимости, поскольку заявленное нежилое помещение не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».
В оспариваемой части данные нормативные правовые акты в силу положений статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации являются не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации, а так же не соответствуют статье 1.1 Закона Удмуртской Республике «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).
Учитывая положения статей 400, 403, 406 НК РФ при включении объекта недвижимости в Перечни, определяемые в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, то есть в оспариваемые Перечни, на административного истца возлагается обязанность по уплате налога по более высокой ставке, поэтому административный истец обоснованно обратился с настоящим административным иском в суд.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия постановлений Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года № 528, от 09 ноября 2021 года № 615 и от 17 октября 2022 года № 555 в оспариваемых частях требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и статьи 1.1 Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», то это является основанием для удовлетворения административного иска.
Исходя из смысла положений части 2 статьи 215 КАС РФ, нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени.
Определяя момент, с которого указанные нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемых частях, суд принимает во внимание то, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться плательщиком налога в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, поэтому оспариваемые части подлежат признанию недействующими со дня принятия данных нормативных правовых актов, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ установлен размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, об оспаривании нормативных правовых актов, который для физических лиц составляет 300 рублей.
Поскольку административным истцом оспаривается три самостоятельных нормативных правовых акта, постольку при обращении в суд им обосновано была уплачена государственная пошлина в размере 900 рублей (300*3).
Поэтому при удовлетворении административного иска в пользу административного истца с Правительства Удмуртской Республики подлежит взысканию государственная пошлина, фактически уплаченная при подаче административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 14483 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2021 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 528 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2021 ░░░».
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 16403 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2022 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 09 ░░░░░░ 2021 ░░░░ № 615 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2022 ░░░».
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 16229 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2023 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ № 555 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2023 ░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (http://www.udmurt.ru) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 900 (░░░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░