Дело № 2а-107/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2022 года г. Вязьма Смоленской области
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего, судьи Перегонцевой Н.В.,
при секретаре Поморцевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к ведущему судебному приставу-исполнителю ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н. Н., ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее – Администрация) обратилась в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в обоснование заявленных требований, что в отношении Администрации возбуждено исполнительное производство № 87944/20/67020-ИП, в рамках которого судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 25 октября 2021 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Решением Вяземского районного суда Смоленской области по делу № 2-1089/2019 на Администрацию возложена обязанность оборудовать здание МБУ дополнительного образования №Дом детского творчества» г. Вязьма Смоленской области, расположенное по адресу: ул. Покровского, д. 2, г. Вязьма Смоленской области, приборами учета тепловой энергии в срок до 01 июня 2020 года. Администрация предпринимает все возможные меры по исполнению вышеуказанного решения суда. В 2021 году в связи с тяжелым финансовым положением установить прибор учета тепловой энергии не представляется возможным. В настоящее время все лимиты денежных средств распределены на исполнение муниципальных программ Вяземского городского поседения Вяземского района Смоленской области. При формировании бюджета на 2022 год мероприятия на приобретение оборудование и установку приборов учета тепловой энергии будут предусмотрены. В 2021 году частично установлены приборы учета тепловой энергии в бюджетных учреждениях, на 2022 год планируется установка приборов учета тепловой энергии в 23 учреждениях. В связи с высокой стоимостью работ на приобретение и установку приборов учета тепловой энергии исполнить все решения суда не представлялось возможным. Реальная возможность исполнения решения суда наступит после формирования бюджета на 2022 год. Полагает, что со стороны Администрации отсутствует вина по неисполнению обязательств, возложенных судом. Считает нецелесообразным уплату исполнительского сбора, так как денежные средства при уплате исполнительского сбора переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, указанные денежные средства могли бы быть направлены на исполнение судебных решений. Ссылаясь на данные обстоятельства, нормы права просила суд, освободить Администрацию от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного в рамках исполнительного производства № 87944/20/67020-ИП.
Представитель административного истца – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики: судебный пристав-исполнитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишкова Н.Н., представители ОСП Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области и УФССП России по Смоленской области в судебное заседание не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица – Вяземского межрайонного прокуратура Смоленской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство, в котором просит рассмотреть дело без его участия.
Согласно ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав – исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать, в том числе, следующие исполнительные действия: взыскивать исполнительский сбор (пункт 13); совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17).
Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 229-ФЗ в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.
Частью 6 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Как следует из материалов дела, решением Вяземского районного суда от 8 августа 2019 года по делу № 2-1089/2019 на Администрацию возложена обязанность в срок до 01 июня 2020 года оборудовать здание муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Вязьмы Смоленской области, расположенное по адресу: ул. Покровского, д. 2, г. Вязьма, Смоленской области, приборами учета тепловой энергии.
Решение суда вступило в законную силу 10 сентября 2019 года, в отношении должника – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области выписан исполнительный лист серии ФС № 022208609 и направлен истцу.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 2 сентября 2020 года возбуждено исполнительное производство № 87944/20/67020-ИП в отношении должника – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 25 октября 2021 года в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Определением Вяземского районного суда Смоленской области от 6 октября 2020 года по делу № 2-1089/2019 Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 1 сентября 2021 года.
Суд приходит к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с администрации исполнительского сбора, поскольку она, являясь должником по исполнительному производству, в установленный для добровольного исполнения срок не исполнила требования исполнительного документа.
Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 25 октября 2021 года в установленный законом десятидневный срок должником не обжаловалось, незаконным не признано и не отменено.
При этом суд учитывает, что Администрацией в ходе исполнительного производства предпринимались необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа. Ведется поэтапная работа, в 2021 году частично установлены приборы учета тепловой энергии в бюджетных учреждениях, на 2022 год планируется установка приборов учета тепловой энергии в 23 учреждениях. В связи с высокой стоимостью работ на приобретение и установку приборов учета тепловой энергии и большим количеством судебных решений, решения суда исполняются поочередно по мере изыскания бюджетных средств на выполнения данных работ.
Для обеспечения работ по установке тепловых приборов учета Комитет образования администрации МО «Вяземский район» Смоленской области обратился с письмом в адрес начальника финансового управления МО «Вяземский район» с просьбой заложить в бюджет на 2022 год лимиты бюджетных ассигнований на установку тепловых счетчиков по решениям суда. Согласно справке, предоставленной административным истцом, проектом решения Вяземского районного Совета депутатов «О бюджете муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на установку приборов учета тепловой энергии в муниципальных учреждениях».
Суд не усматривает вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа.
Ввиду принятия административным истцом мер для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования суд при разрешении данного административного иска принимает во внимание наличие такого обстоятельства, как отсутствие в бюджете необходимых денежных средств для выполнения требований исполнительного документа.
Таким образом, суд находит, что административным истцом представлены доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, а также принципов справедливости, соразмерности и адекватности, суд удовлетворяет заявленные администрацией требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Также суд полагает необходимым отметить, что освобождение должника от исполнительского сбора не влечет за собой признание постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 87944/20/67020-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 20.01.2022
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 28.01.2022
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 01.03.2022