УИД 38RS0003-01-2024-002518-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 22 августа 2024 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Орловой О.В.,
при секретаре Оняновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2169/2024 по административному иску Павлова Сергея Васильевича к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Братское», начальнику ОП №2 Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Братское» Матюхину Дмитрию Игоревичу о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Павлов С.В. обратился (с учетом уточнений) с административным иском к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Братское» (далее МУ МВД России «Братское»), начальнику ОП №2 МУ МВД России «Братское» Матюхину Д.И. о признании незаконным бездействия МУ МВД России «Братское», выраженное в нерассмотрении заявления от 26.04.2024 года в прядке, установленном Федеральным законом от 02.06.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», возложении обязанности принять решение по существу заявления.
В обоснование административного иска указано, что 26.04.2024 Павлов С.В. обратился в МУ МВД России «Братское» с заявлением о предоставлении сведений в порядке Федерального закона от 02.06.2006 №59–ФЗ, запросил сведения и документы, которые могут быть использованы в качестве доказательств в суде, в качестве ответа ему поступило письмо от 02.05.2024 №***, в котором указано на рассмотрение заявления в соответствии с нормами УПК РФ или КоАП РФ, при этом ответ по существу ему не был дан, мотивированного отказа также не было.
21.06.2024 года в адрес Павлова С.В. направлено письмо в качестве ответа на его заявление, при этом содержание ответа не имеет отношение к спору, касается более поздних его заявлений. К письму также приложена копия определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 14.06.2024 года.
В судебном заседании административный истец Павлов С.В. поддержал заявленные требования, полагает, что на его обращение не ответили по существу, письмо от 14.06.2024 было направлено после того, как иск поступил в суд.
В судебном заседании представитель административного ответчика МУ МВД России «Братское» Ознобихина Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска, в письменных и устных пояснила, что 02.05.2024г. в МУ МВД России «Братское» зарегистрировано заявление (обращение) Павлова С.В. в книге учета сообщений о преступлениях (КУСП) за № ***
Данное заявление направлено в ОП № 2 МУ МВД России «Братское» и зарегистрировано в КУСП № *** от 14.05.2024 и зарегистрировано в журнал учета обращений граждан за № ***. В своем заявлении от 26.04.2024 Павлов С.В. запросил в МУ МВД России "Братское" сведения и документы, которые могут быть использованы в суде, как доказательства, а именно: сведения (документы) о преступлениях, правонарушениях, жалобах, связанных с проживанием лиц, в период 2020-2024 гг., в жилом помещении — <адрес> в том числе: результаты рассмотрения ОП № 2 МУ МВД России «Братское» жалобы жильцов по ч. 1 ст. 19.15.2 КоАП РФ в отношении жильцов кв. 23 (сентябрь-октябрь 2023г.); результаты рассмотрения ОП № 2 МУ МВД России «Братское» материала КУСП №4625 от 08.11.2023; сведения о АБ. и ГС. (либо об ином нанимателе жилого помещения), в том числе: дата и место рождения, место жительства или место пребывания, место работы (если известно), один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный помер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения).
По обращению Павлова С.В. 14.06.2024г. ему направлен ответ о том, что его обращение, поступившее в ОП № 2 МУ МВД России «Братское» (Вх. *** от 16.05.2024 года) рассмотрено в соответствии с требованиями Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства Внутренних дел Российской Федерации, утверждённой приказом МВД России от 12.09.2013 года №707.
По фактам, изложенным в обращении, были зарегистрированы рапорты об обнаружении признаков административного правонарушения в книге учёта сообщений о преступлениях и происшествиях ОП № 2 МУ МВД России «Братское» за № *** от 13.06.2024 года, по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.52 КоАП РФ, а также № *** от 13.06.2024 года, по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.17 КоАП РФ, в действиях жильцов квартиры <адрес>
Кроме того, по заявлению, зарегистрированному в книге учёта сообщений о преступлениях и происшествиях отдела полиции № 2 МУ МВД России «Братское» за № 17937 от 09.11.2023 г., проведена проверка в рамках КоАП РФ, по которому 21.12.2023 года было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19,15.2 КоАП РФ, па основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях ГС. состава правонарушения.
Копия уведомления была направлена в адрес Павлова С.В. за исх. № *** от 22.12.2023 года. 14.06.2024 г. повторно направлена копия определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Также обращение Павлова С.В., зарегистрированное в книге учёта сообщений о преступлениях и происшествиях МУ МВД России «Братское» за №*** от 08.11.2023 года, было направлено для принятия правового решения в ОП №2 МУ МВД России «Братское», и зарегистрировано в книге учёта сообщений о преступлениях и происшествиях отдела полиции №2 МУ МВД России «Братское» за №*** от 13.11.2023 года. По окончанию проведенной проверки принято решение - материал проверки приобщить в номенклатурное дело. Копия уведомления о принятом решении была направлена в адрес Павлова С.В. за исх. *** от 21.11.2023 года.
Таким образом, по всем заявлениям Павлова С.В. была проведена проверка, истец был уведомлен в соответствующие сроки.
Кроме того в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 т. N 152-ФЗ "О персональных данных", сведения о физических лицах, равно как и их персональные данные распространению не подлежат, уведомления о проводимых проверках направлялись истцу в установленные сроки.
Сотрудники полиции, проводящие проверку по заявлениям Павлова С.В., действовали строго в рамках норм действующего законодательства, нарушений нормативных правовых актов в их действиях не усматривается. Доказательств, подтверждающих незаконность действий (бездействий) сотрудников полиции в отношении Павлова С.В. истцом не представлено. Факты проведения проверки по заявлению Павлова С.В., вынесение постановления об отказе в возбуждении деда об административном правонарушении, сами по себе не свидетельствует о нарушении личных прав истца.
Действия сотрудников полиции законны и обоснованы, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
В судебное заседание административный ответчик начальник ОП №2 МУ МВД России «Братское» Матюхин Д.И. не явился, извещался судом о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с п. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в котором закреплен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (далее- Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ)
Так в соответствии с пунктом 3 статьи 5, частью 3 статьи 8, частью 1 статьи 9, пунктами 4, 5 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию. Если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Гражданин имеет право получать как письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, так и уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно статье 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
При рассмотрении административного дела установлено, что 26.04.2024 Павлов С.В. обратился в МУ МВД России «Братское» с заявлением, в котором просил направить в его адрес сведения (документы), о преступлениях, правонарушениях, жалобах, связанных с проживанием лиц в период 2020-2024 гг., в жилом помещении — квартира <адрес>, в том числе: результаты рассмотрения ОП № 2 МУ МВД России «Братское» жалобы жильцов по ч. 1 ст. 19.15.2 КоАП РФ в отношении жильцов кв. *** (сентябрь-октябрь 2023 г.), результаты рассмотрения ОП № 2 МУ МВД России «Братское» материала КУСП №*** от 08.11.2023; направить сведения о АБ. и ГС., ином нанимателе жилого помещения, в том числе: дата и место рождения, место жительства или место пребывания, место работы (если известно), один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер ИП, серия и номер водительского удостоверения).
В обоснование заявления Павлов С.В. указал, что является председателем Совета многоквартирного дома <адрес> 26.04.2024 года в Совет дома обратились собственники квартир с жалобой на нарушение их жилищных прав собственниками и нанимателями жилого помещения - квартиры ***. Собственником квартиры является АБ., который на протяжении 2020-2024 года в квартире не проживает. Жильцы квартиры *** исходя из доводов коллективной жалобы, нарушают тишину в доме, в нетрезвом виде стучат в двери соседей, угрожают, производят захламление, загрязнение помещения, распространение насекомых, в квартире происходят аварии на санитарно-техническом оборудовании, приводящие к затоплению, наниматель кв.*** ГС. ранее неоднократно судим, для обращения с иском ему нужны документы об обстоятельствах нарушения закона в квартире ***, кроме того, он не извещен о результатах рассмотрения материала КУСП №*** от 08.11.2023 об обстоятельствах розыска собственника АБ.
Данное заявление было получено и зарегистрировано адресатом 02.05.2024г. в МУ МВД России «Братское» в книге учета сообщений о преступлениях (КУСП) за № ***, после чего было направлено в ОП № 2 МУ МВД России «Братское» и зарегистрировано в КУСП № *** от 14.05.2024, а также зарегистрировано в журнал учета обращений граждан за № ***.
Приказом МВД России от 12 сентября 2013 года N 707 утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее-Инструкция).
Пунктом 9.3 Инструкции предусмотрено, что гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, установленных пунктами 146 и 147 Инструкции, либо уведомление о переадресации обращения, в котором информация представлена в письменной форме на бумажном носителе (далее - письменное обращение) в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В силу п. 37 Инструкции все обращения, поступившие в орган внутренних дел в порядке, установленном пунктом 27 Инструкции, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления, за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг, которые регистрируются не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления.
Согласно п. 43 Инструкции письменные обращения, не содержащие заявления о преступлении, об административном правонарушении, докладываются руководителю территориального органа и с его поручением передаются в подразделение делопроизводства для регистрации, учета и рассмотрения в соответствии с Инструкцией.
Согласно п. 69 Инструкции, обращение, содержащее информацию о преступлении или об административном Правонарушении, поступившее в подразделение делопроизводства в соответствии с пунктом 27 Инструкции, регистрируется, учитывается, докладывается руководителю территориального органа и с его поручением передается в дежурную часть для регистрации в КУСП незамедлительно. Сотрудник подразделения делопроизводства в установленном порядке сообщает гражданину о дате и номере регистрации его обращения в КУСП и вносит указанные сведения в учетные формы подразделения делопроизводства.
Из пункта 91 названной инструкции следует, что обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации.
В пункте 113 Инструкции определено, что результатом рассмотрения обращений, в том числе полученных в ходе приема граждан, являются: письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приеме ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов; письменное или направленное в форме электронного документа либо устное, данное на личном приеме уведомление гражданина: об оставлении его обращения без ответа по существу с изложением причин; о переадресации обращения в государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.
02.05.2024 года Павлову С.В. направлен ответ о рассмотрении его обращения от 26.04.2024 и его регистрации в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях 02.05.2024 №*** 02.05.2024, также заявителю указано, что о результатах ему будет сообщено дополнительно.
14.06.2024 года в адрес Павлова С.В. направлен ответ за подписью начальника ОП 2 МУ МВД России «Братское» о рассмотрении обращения, зарегистрированного 16.05.2024 вх. №***, в котором сообщалось о результате проверки по заявлению Павлова С.В. от 09.11.2023 года и вынесении постановления об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.15.2 КоАП РФ, а также о регистрации 08.11.2023 и направлении для принятия правового решения обращения Павлова С.В. о розыске собственника АБ.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку заявление Павлова С.В., содержащее факты, из которых правоохранительными органами было усмотрено наличие оснований для проведения проверки по сообщению о преступлении, правонарушении было зарегистрировано должностными лицами органов внутренних дел в день его поступления, в установленном порядке заявителю сообщено о дате и номере регистрации его обращения в КУСП в соответствии с п.69 Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, обращение Павлова С.В., связанное с предоставлением ему результатов по ранее направленным жалобам принято к рассмотрению, рассмотрено по существу, о чем административному истцу дан ответ в срок, установленный ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, в соответствии с требованиями Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 сентября 2013 года N 707.
Кроме того, согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" его целью является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (пункт 1); под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3).
Распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц, а п. 10 устанавливает, что конфиденциальность персональных данных - это обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ).
Исходя из ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ, обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Обработка персональных данных допускается для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ).
В соответствии со ст. 7 данного Федерального закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласие ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ согласие субъекта на обработку его персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельств, в силу которых такое согласие не требуется, возлагается на оператора (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ).
По смыслу приведенных норм права сбор, обработка, передача, распространение персональных данных возможны только с согласия субъекта персональных данных, при этом согласие должно быть конкретным. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу.
Суд, учитывая, что сбор, обработка, передача, распространение персональных данных возможны только с согласия субъекта персональных данных, приходит к выводу о том, что не предоставление административным ответчиком запрашиваемых Павловым С.В. в обращении от 26.04.2024 года сведений в отношении АБ. и ГС. о дате и месте рождения, месте жительства или пребывания, одного из идентификаторов не свидетельствует о незаконном бездействии административных ответчиков, поскольку затрагивает права и законные интересы третьих лиц при отсутствии их согласия на передачу персональных данных и не соответствует вышеперечисленным законоположениям.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований Павлова С.В. у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░ № 2 ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 26.04.2024░. ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 02.06.2006░. № 59-░░ «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░