Дело № 2а-410/2022
УИД № 44RS0011-01-2022-000536-08
Резолютивная часть объявлена 09.11.2022
Мотивированное решение изготовлено 09.11.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2022 года с. Парфеньево
Нейский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Мамистова Р.Б.,
с участием прокурора Парфеньевского района Костромской области Орлова И.В.,
при секретаре судебного заседания Кирилловой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Парфеньевского муниципального округа Костромской области к заместителю начальника отделения-заместителю старшего судебного пристава ОСП по Парфеньевскому и Антроповскому районам УФССП Костромской области Кузьминой М.Д. об освобождении от взыскания исполнительского сбора
УСТАНОВИЛ:
Администрации Парфеньевского муниципального округа Костромской области обратилась в суд с административным иском к заместителю начальника отделения-заместителю старшего судебного пристава ОСП по Парфеньевскому и Антроповскому районам УФССП Костромской области Кузьминой М.Д., с учетом изменения исковых требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в рамках исполнительного производства от 05.07.2022 г. № 30362/22/44021-ИП.
В обоснование указали, что 20 августа 2021года решением Нейского районного суда Костромской области было удовлетворено административное исковое заявление прокурора Парфеньевского района к администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области в срок до 1 апреля 2022 года привести в соответствие с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны противорадиационные укрытия (дело № 2а-232/2021г).
На основании указанного решения выписан и направлен на исполнение исполнительный лист № ФС 009991882 от 16.06.2022, на основании которого возбуждено исполнительное производство № 30362/22/44021-ИП от 05.07.2022 судебным приставом-исполнителем Отделения судебных приставов по Парфеньевскому и Антроповскому районам Костромской области Шибаловой О.А..
Ещё до возбуждения исполнительного производства администрация Парфеньевского муниципального округа приняла меры к добровольному исполнению решения суда.
В частности, распоряжением главы администрации Парфеньевского муниципального округа №22 от 30.12.2021, создана инвентаризационная комиссия для проведения инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны.
По результатам инвентаризации все семь объектов гражданской обороны были признаны не готовыми к приёму укрываемых граждан.
Следует отметить, что ещё в 2018 администрацией Парфеньевского муниципального района было принято Постановление № 203 от 03.12.2018г. о переводе противорадиационных укрытий в другой вид защитных сооружений гражданской обороны - укрытия, то есть более простой вид защитных сооружений от «простых» видов поражающих факторов.
Приказом МЧС России от 09.08.2010 №377 «О внесении изменений в Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённые приказом МЧС России от 15.12.2002 №583 определён порядок снятия с учёта убежищ, согласно которому снятие убежищ с учёта согласовывается с МЧС России, а противорадиационных укрытий-с региональными центрами МЧС России.
В связи с указанными нормами администрацией Парфеньевского муниципального округа 03 июня 2022 года № 1693-а направлена информация в Главное управление МЧС России по Костромской области для рассмотрения вопроса об исключении из реестра ЗГ ГО (ПРУ)
Какого-либо ответа не получено, а без согласования с МЧС России по Костромской области снятие с учёта указанных выше объектов невозможно.
22.09.2022 заместителем начальника отделения-заместителем старшего судебного пристава ОСП по Парфеньевскому и Антроповскому районам Костромской области Кузьминой Марией Дмитриевной было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения. Сумма исполнительского сбора 50 000 руб. Постановление поступило в администрацию округа 23 сентября 2022 года.
Администрация округа считает, что они со своей стороны приняли меры для исполнения решения суда.
Но исполнение административным истцом исполнительного документа в установленные сроки невозможно вследствие того, что ответов от Главного управления МЧС России по Костромской области истцу не поступало, а без обязательного согласования исполнить решение суда невозможно. Считают, что данное обстоятельство является обстоятельством непреодолимой силы.
В случае, если суд придёт к выводу об отсутствии оснований для полного освобождения от исполнительского сбора, просят уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть.
Ссылаясь на ст. ст. 112, 121, 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. ст. 124 - 126, 218 - 220, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просят освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства N30362/22/44021-ИП.
Определением суда от 13 октября 2022 года в качестве соответчиков по административному делу привлечены Отделение судебных приставов по Парфеньевскому и Антроповскому районам УФССП по Костромской области, Управление федеральной службы судебных приставов по Костромской области.
В судебное заседание представители административного истца, административный ответчик - заместитель начальника отделения-заместитель старшего судебного пристава ОСП по Парфеньевскому и Антроповскому районам УФССП Костромской области Кузьмина М.Д., представитель административного ответчика ОСП по Парфеньевскому и Антроповскому районам УФССП по Костромской области, представитель административного ответчика УФССП по Костромской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Суд не признал явку сторон обязательной, поэтому с учётом положений ч.7 ст.150 КАС РФ пришёл к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора Парфеньевского района полагавшего что, администрацию возможно освободить от уплаты исполнительского сбора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Как следует из ч.11 ст.30 указанного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Исходя из ч.12 данной правовой нормы срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Положениями ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В силу ч.2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливаемся в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 данного Закона).
На основании п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии с ч.1 ст.105 указанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания названных выше правовых норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Ч.6 и ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в ст.401 ГК РФ, в силу которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п.1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2).
Таким образом, как считает суд, по смыслу приведённых норм права освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
При этом в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в п.75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Из материалов дела усматривается, что решением Нейского районного суда от 20 августа 2021 года на администрацию Парфеньевского муниципального района Костромской области возложена обязанность в срок до 01 апреля 2022 года привести в соответствие с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны противорадиационные укрытия:
-подвальное помещение здания администрации Парфеньевского муниципального района, по адресу: с. Парфеньево, ул. Маркова, дом 17, находящееся в муниципальной собственности администрации Парфеньевского муниципального района (инвентарный номер ЗС ГО - 171-45);
-подвальное помещение здания ОГБУЗ «Парфеньевская РБ», по адресу: с.
Парфеньево, ул. Ленина, дом 58, находящееся в государственной собственности (инвентарный номер ЗС ГО - 170-45);
-подвальное помещение здания МКДОУ д/с «Теремок», по адресу: с.
Парфеньево, ул. Ленина, дом 46а, находящееся в муниципальной собственности
администрации Парфеньевского муниципального района (инвентарный номер ЗС ГО-172-45);
-подвальное помещение здания по адресу: с. Парфеньево, ул. Ленина, д.44,
находящееся в муниципальной собственности администрации Парфеньевского муниципального района (инвентарный номер ЗС ГО - 173-45);
-подвальное помещение здания МКОУ «Парфеньевская СОШ», по адресу:
с. Парфеньево, ул. Пионерская, дом 39, находящееся в муниципальной
собственности администрации Парфеньевского муниципального района
(инвентарный номер ЗС ГО - 174-45);
-подвальное помещение здания МКДОУ д/с «Тополек», по адресу: пос.
Николо-Полома, ул. Новая, дом 17, находящееся в муниципальной собственности администрации Парфеньевского муниципального района (инвентарный номер ЗС ГО- 175-45);
-подвальное помещение здания МКОУ «Николо-Поломская СОШ», по
адресу: пос. Николо-Полома, ул. Полевая, дом 20, находящееся в муниципальной
собственности администрации Парфеньевского муниципального района
(инвентарный номер ЗС ГО - 176-45).
На основании исполнительного листа, выданного Нейским районным судом Костромской области по гражданскому делу № 2а-232/2021, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Парфеньевскому и Антроповскому районам Костромской области в отношении должника Администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области возбуждено исполнительное производство № 30362/22/44021-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
В силу Закона Костромской области № 77-7-ЗКО от 26.04.2021 «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Парфеньевского муниципального района Костромской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Костромской области», Парфеньевский муниципальный район Костромской области утратил статус муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 4 Указанного закона, органы местного самоуправления Парфеньевского муниципального округа являются правопреемниками Парфеньевского муниципального района Костромской области и входящих в него поселений.
Постановлением заместителя начальника отделения-заместителя старшего судебного пристава ОСП по Парфеньевскому и Антроповскому районам УФССП Костромской области Кузьминой М.Д. от 22 сентября 2022 года с Администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области, не исполнившей требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Определением Нейского районного суда Костромской области от 17 октября 2022 года произведена замена должника: Администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области на Администрацию Парфеньевского муниципального округа Костромской области.
Поскольку администрация Парфеньевского муниципального округа признана должником, по решению суда вместо администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области, уже после вынесения постановления заместителя начальника отделения-заместителя старшего судебного пристава ОСП по Парфеньевскому и Антроповскому районам УФССП Костромской области Кузьминой М.Д. от 22 сентября 2022 года, она объективно не имела возможности исполнить решение суда в установленные законом сроки.
Суд, оценивая представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу, что административный истец проявил ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств.
Суд считает, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда, привести в соответствие с Правилами эксплуатации семь защитных сооружений гражданской обороны, не возможно, что указывает на отсутствие вины в нарушении сроков для добровольного исполнения требований исполнительных документов, а также отсутствие оснований для ответственности за нарушение обязательств.
При изложенных обстоятельствах, поскольку исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов, заключение которых требует финансирования, а также соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, суд считает, что администрацию Парфеньевского муниципального округа Костромской области следует освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 22.09.2022, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 30362/22/44021-░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.