Дело № 2а-5416/2023 К О П И Я
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2023 года г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е:
Председательствующего судьи Авериной О.А.
при секретаре Галкиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смирнова Виталия Владимировича к призывной комиссии Калининского района г. Новосибирска, военному комиссариату Дзержинского и Калининского районов г. Новосибирска, ФГКУ «Военный комиссариат Новосибирской области и Правительству Новосибирской области об оспаривании решения призывной комиссии,
У С Т А Н О В И Л:
Смирнов В.В. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Калининского района г. Новосибирска, военному комиссариату Дзержинского и Калининского районов г. Новосибирска, ФГКУ «Военный комиссариат Новосибирской области и Правительству Новосибирской области, в котором просит признать незаконным решение призывной комиссии Калининского района г. Новосибирска от 10.10.2023 года о призыве на военную службу Смирнова В.В. (л.д. 3-5)
В обоснование административного иска указано, что Смирнов В.В. состоит на воинском учете в военном комиссариате Дзержинского и Калининского районов г. Новосибирска. Поводом для обращения с административным исковым заявлением послужило незаконное решение призывной комиссии о призыве его на военную службу в рамках осеннего призыва 2023 года 10.10.2023 года. С решением о призыве он не согласен, считает его незаконным ввиду нарушений, допущенных при проведении в отношении него медицинского освидетельствования. В период осеннего призыва 2023 г. он явился в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования. При прохождении медицинского освидетельствования врачам-специалистам он озвучивал жалобы на состояние здоровья - на ухудшение слуха, сообщал жалобы хирургу, просил направить на дополнительное обследование, однако жалобы были проигнорированы, ему было отказано в выдаче направлений на дополнительное обследование и он был признан годным к военной службе, что является нарушение порядка проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. В связи с нарушением порядка проведения медицинского освидетельствования, неверным определением категории годности, считает, что его право на освобождение от призыва на военную службу нарушено.
Административный истец Смирнов В.В. в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 45, 54).
Представитель административных ответчиков - военного комиссариата Дзержинского и Калининского районов г. Новосибирска и ФКУ «Военный комиссариат Новосибирской области» – Бисингалиев Е.К., действующий на основании доверенности от 04.09.2023 года сроком на один год (л.д. 39), в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв на административное исковое заявление (л.д. 19-20), просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика – Правительства Новосибирской обл. в судебное заседание не явился, извещен, представил в электронном виде отзыв по административному иску, которым просил в иске отказать, т.к. Правительство Новосибирской обл. является ненадлежащим ответчиком (л.д. 49-53).
Представитель административного ответчика – призывной комиссии Калининского района г. Новосибирска в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, отзыв по иску не представил.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, полагает, что административные исковые требования Смирнова В.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе").
Как следует из содержания ст. 22 Федерального закона РФ от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно положениям п.п. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии с положениями ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона, проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
На основании ст. 5.1 Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в п. 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе.
Как следует из п. 13 Положения "О призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно п.14 Положения о военной-врачебной комиссии, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 г. № 565 не ранее 30 календарных дней до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи.
До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".
Результаты обязательных диагностических исследований, проведенных гражданину при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу, приобщаются к личному делу призывника.
В день освидетельствования гражданину при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводится измерение роста, массы тела и определение индекса массы тела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец Смирнов В.В., 29.10.2004 года рождения, является лицом призывного возраста, принят на воинский учет.
Указом Президента РФ от 29.09.2023 N 735 "О призыве в октябре-декабре 2023 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву", постановлено осуществить с 1 октября по 31 декабря 2023 г. призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу, в количестве 130 000 человек.
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 26.09.2023 г. № 189 была создана призывная комиссия Новосибирской области в составе согласно приложению № 1 к постановлению, а также призывные комиссии муниципальных районов и городских округов Новосибирской области в составах согласно приложению № 2 к постановлению (л.д. 35), из представленного Приложения № 2 к Постановлению Губернатора Новосибирской обл. следует, что в состав призывной комиссии Калининского района города Новосибирска включен член комиссии – Перевозкин А.Н.– врач, руководящий работы по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу (ГБУЗ «Городская клиническая больница № 29») (л.д. 25).
В связи с тем, что врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, является членом призывной комиссии Калининского района г. Новосибирска, следовательно, его привлечение к участию в деле в качестве административного ответчика не требуется.
Вышеуказанным Постановлением также были привлечены для проведения медицинского освидетельствования и призыва граждан на военную службу необходимые врачи-специалисты и средний медицинский персонал.
06.10.2023 года врач-терапевт Петраш Е.А. оформил лист медицинского освидетельствования на Смирнова В.В. указав в графе диагноз: пониженное питание. (л.д. 36).
Часть 2 статьи 25 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гласит: граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу пли приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или приравненной к ней службы и показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
Согласно пункту 8 Положения о военно-врачебной экспертизе утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года № 565, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), а также с результатами медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 г № 574.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 года № 574 утверждено Положение о независимой военно-врачебной экспертизе, из которого следует, что настоящее Положение определяет в соответствии со ст.61 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением военно-врачебной комиссии либо с заявлением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет.
Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающих в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или врачебно-летной экспертизе. Независимая экспертиза осуществляется с учетом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года № 565, а также требований к состоянию здоровья граждан, определяемых в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Граждане при производстве независимой экспертизы имеет право выбора экспертного учреждения и экспертов. Независимая экспертиза проводится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.
Смирнов В.В. не представил документы в медицинскую комиссию о наличии заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, установленных в вышеописанном порядке при проведении независимой военно-врачебной экспертизы.
У Смирнова В.В. не было выявлено каких-либо заболеваний, предусмотренных Расписанием болезней, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" позволяющих признать его ограниченным годным к военной службе, что дает право на освобождение от призыва на военную службу.
Таким правом административный истец, который не согласен с заключением о годности к военной службе, не воспользовался и в период рассмотрения дела в суде, и не представил суду доказательства наличия заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, установленных в вышеописанном порядке при проведении независимой военно-врачебной экспертизы.
10.10.2023 года каждый врач специалист после изучение документов и анамнеза, результатов клинико-инструментального исследования и медицинского освидетельствования вынес Смирнову В.В. медицинское заключение о категории годности к военной службе, результаты отражены в Учетной карте призывника:
Хирург вынес категорию годности «А-1», то есть годен к военной службе
Терапевт - категорию годности «Б-3», то есть годен к военной служб» с незначительными ограничениями; артериальное давление «120/80»;
Психиатр - категорию годности «А-1», то есть годен к военной службе;
Окулист - категорию годности «А-1», то есть годен к военной службе «1,0/1,0»;
Отоларинголог - категорию годности «А-1», то есть годен к военной службе;
Стоматолог - категорию годности «А-1», то есть годен к военной службе (1-10);
Невропатолог - категорию годности «А-1», то есть годен к военной службе;
Дерматолог - категорию годности «А-1», то есть годен к военной службе;
Категории подтверждаются личными подписями врачей.
На основании указанных медицинских заключений врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, Смирнову В.В. вынесено итоговое медицинское заключение о категории годности к военной службе «Б-3».
Таким образом, у призывника Смирнова В.В. не было выявлено каких-либо заболеваний, предусмотренных Расписанием болезней, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», позволяющих признать его ограниченным годным к военной службе, что дает право на освобождение от призыва на военную службу.
10.11.2023 года призывная комиссия Калининского района г. Новосибирска, проголосовала единогласно за решение о призыве истца на военную службу.
09.11.2023 г. призывной комиссией Новосибирской области решение призывной комиссии Калининского района г. Новосибирска от 10.10.2023 года приостановлено. (л.д. 33).
Призывная комиссия Калининского района г. Новосибирска приняла решение в пределах компетенции, с соблюдением процедуры принятия решений, с учетом того, что в ходе медицинского освидетельствования у него не было выявлено заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, следовательно, решение призывной комиссии Калининского района г. Новосибирска от 10.10.2023 г. о призыве на военную службу Смирнова В.В. является обоснованным и законным.
Административным истцом не представлено суду допустимых и относимых доказательств, свидетельствующих о том, что был нарушен порядок проведения медицинского освидетельствования, противоречащих нормам постановления Правительства от 04.07.2013 г. № 565 «Об утверждении положения о военно- врачебной экспертизе», а также нарушений порядка проведения заседания призывной комиссии, противоречащих нормам Приказа Министерства обороны РФ от 02.10.2007 г. № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11.11.2007 г. № 663», суду не представлено.
Таким образом, суд, проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного искового заявления необходимо отказать в полном объеме, так как по мнению суда административному истцу обоснованно определена степень годности к военной службе – «Б-3», то есть годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Оснований для отмены оспариваемого решения судом по доводам административного искового заявления не установлено.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств в части нарушения прав, свободы и законных интересов, возлагается на административного истца, что последним сделано не было.
В нарушение ч. 2 ст. 62 КАС РФ административный истец не подтвердил сведения о том, что оспариваемыми решением и действиями ответчиков нарушены его права, свободы и законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л: ░ ░ ░ ░ ░ :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: «░░░░░░░» ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░ – 5416/2023 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ «____»_____________2024 ░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.