Дело № 2а - 600/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Большой Камень 19 ноября 2020 года
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Рогачевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гофман А.А.,
рассмотрев материалы административного дела по административному исковому заявлению ООО «Жилищная компания» к Государственной инспекции труда в Приморском крае о признании предписания незаконным,
установил:
ООО «Жилищная компания» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Приморском крае о признании незаконным предписания государственного инспектора труда Есиной А.В. от 28 октября 2019года № 25/7-4001-19-ОБ/12-7757-И/75-129, которым на административного истца возложена обязанность в срок до 21.11.2019 устранить нарушение, выявленное в ходе проверки соблюдения трудового законодательства, а именно включить в правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, коллективный договор и (или) другие локальные нормативные документы, порядок установления индексации заработной платы; представить подтверждающие документы.
Требования мотивирует тем, что отсутствовали основания вынесения предписания, проверка в отношении ООО «Жилищная компания», по результатам которой Обществу государственным инспектором труда выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства, фактически не проводилась, проверка была документарной, руководитель общества пояснений (письменных/устных) по предмету проверки не предоставлял, в связи с чем на организацию возложена необоснованная обязанность по приведению локальных актов в соответствие с нормами трудового законодательства, чем нарушаются права и законные интересы организации. Просит признать предписание от 28.10.2019 № 25/7-4001-19-ОБ/12-7757-И/75-129 незаконным и восстановить срок обращения в суд с административным иском, указав, что установленный срок для оспаривания названного предписания пропущен заявителем по уважительной причине, поскольку первоначально административный иск был подан в срок 10 дней со дня получения оспариваемого предписания, то есть до 09.12.2019 в Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края, но определением судьи Ленинского райсуда от 16.12.2019 настоящее административное исковое заявление ООО «Жилищная компания» возвращено в связи с нарушением правил подсудности дела.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Государственной инспекции труда в Приморском крае просил рассмотреть дело в его отсутствие; направил суду письменные возражения против доводов административного истца, указав, что оспариваемое предписание принято уполномоченным органом в рамках предоставленных законом полномочий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; поскольку при проведении внеплановой документарной проверки Государственной инспекцией труда в период с 02.10.2019 по 29.10.2019 в отношении ООО «Жилищная компания» согласно распоряжению органа государственного контроля от 02.10.2019, был установлен факт нарушения работодателем требований трудового законодательства, что отражено в акте проверки от 28.10.2019, то в соответствии со ст. 357 ТК РФ инспекцией труда законно и обоснованно выдано оспариваемое предписание, выводы инспекции были сделаны на основании представленных документов; просит отказать в удовлетворении административного иска.
Проверив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из части 6 статьи 360 ТК РФ следует, что предметом проверки федеральной инспекции труда является соблюдение работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012г. № 875 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с пунктом 4 Положения предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
Из абзаца 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ следует, что при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 357 ТК данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Государственной инспекцией труда в Приморском крае в отношении административного истца проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства в период с 02.10.2019 по 29.10.2019 согласно распоряжению органа государственного контроля о проведении проверки от 02.10.2019 № 25/7-4001-19-ОБ/12-7115-И/75-129.
По итогам проверки выдано предписание от 28.10.2019 №25/7-4001-19-ОБ/12-7757-И/75-129.
В соответствии с этим предписанием работодатель обязан в срок до 21.11.2019 устранить нарушение, выявленное в ходе проверки соблюдения трудового законодательства: включить в правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, коллективный договор и (или) другие локальные нормативные документы, порядок установления индексации заработной платы. Представить подтверждающие документы. Из представленных по запросу суда материалов проверки следует, что она проведена Государственной инспекцией труда в Приморском крае по обращению работника Герасименко С.А. по вопросу нарушения работодателем её трудовых прав.
Согласно акту проверки от 28.10.2019 должностное лицо Государственной инспекции труда в Приморском крае пришло к выводу о нарушении работодателем требований ст. 130 и ст. 134 ТК РФ, поскольку в локальных нормативных актах юридического лица отсутствуют обязательные пункты об индексации заработной платы. Так, в акте указано, что инспектором исследовались документы, а именно правила внутреннего трудового распорядка для работников, положение об оплате труда работников, в данных документах инспекция труда не обнаружила обязательные пункты об индексации оплаты труда. Кроме того, согласно объяснениям директора Общества Реброва А.С., в период с 2018 года по 2019 год индексация заработной платы работникам Общества не проводилась, в локальных нормативных актах, имеющихся на предприятии, пункты об индексации отсутствуют. С учетом положений ч. 2 ст. 135 ТК РФ, система оплаты труда должна быть установлена в коллективном договоре и ином локальном акте организации (правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда). Организации обязаны проводить индексацию заработной платы. В том случае, если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты (разъяснение Роструда от 19.04.2010г. № 1073-6-1).
В силу ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Таким образом, поскольку при проведении проверки Госинспекцией в Приморском крае был установлен факт нарушения работодателем требований трудового законодательства, то в соответствии со ст. 357 ТК РФ инспекцией правомерно в пределах своей компетенции выдано оспариваемое предписание.
Административный истец, не соглашаясь с названным предписанием, ссылается на то, что отсутствовали основания вынесения предписания, проверка в отношении ООО «Жилищная компания», фактически не проводилась, проверка была документарной.
Данные доводы административного истца суд находит несостоятельными, поскольку проведение документарной проверки (её предмет и порядок проведения) предусмотрено положениями статей 11 и 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Порядок проведения в отношении административного истца внеплановой документарной проверки соблюдения трудового законодательства в период с 02.10.2019 по 29.10.2019, в полной мере соответствует приведенным нормам.
Оценив представленные в дело доказательства, суд полагает оставить без удовлетворения заявленные требования административного истца о признании оспариваемого предписания государственного инспектора труда Есиной А.В. от 28.10.2019 № 25/7-4001-19-ОБ/12-7757-И/75-129 незаконным, поскольку предписание, которое оспаривает работодатель, принято уполномоченным органом в рамках предоставленных законом полномочий по надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, соответствует закону, не нарушает права, свободы и законные интересы заявителя.
Разрешая доводы заявителя о наличии уважительных причин пропуска установленного срока обращения с административным иском, суд принимает во внимание следующее.
В силу ч. 2 ст. 357 ТК данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Из дела следует, что оспариваемое предписание от 28.10.2019 № 25/7-4001-19-ОБ/12-7757-И/75-129 получено работодателем- ООО «Жилищная компания» 29.11.2019 входящий номер 252.
Первоначально административный иск обществом был подан в срок 10 дней со дня получения оспариваемого предписания, то есть до 09.12.2019, в Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края по месту нахождения административного ответчика.
Определением судьи Ленинского райсуда от 16.12.2019 настоящее административное исковое заявление ООО «Жилищная компания» возвращено в связи с нарушением правил подсудности дела, согласно ч. 2 ст. 222 и п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ. Копия судебного определения получена обществом 30.12.2019.
Учитывая, что административный иск поступил в данный суд 14.01.2020 (сдан в предприятие почтовой связи 31.12.2019), суд приходит к выводу, что организация вела себя добросовестно и обратилась в районный суд сразу же, как получила возврат иска, что свидетельствует о намерении обжаловать предписание в законные сроки.
Руководствуясь ст. 227, ст. 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ 28 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ № 25/7-4001-19-░░/12-7757-░/75-129 - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░