Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2а-3033/2023 ~ М-2524/2023 от 08.09.2023

Дело № 2а-3033/2023

34RS0004-01-2023-003539-75

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 сентября 2023 г.                                                                                     г. Волгоград

Волгоградская область

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Яровой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шипиловой Д.С.,

с участием прокурора – старшего помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда Кузьмина И.В.,

представителей административных ответчиков – председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 632 Носачева В.В., председателя территориальной избирательной комиссии по Красноармейскому району г. Волгограда Куделькина Д.К., секретаря территориальной избирательной комиссии по Красноармейскому району г. Волгограда Сироткиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению уполномоченного представителя избирательного объединения «Региональное отделение в Волгоградской области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» Аксенова П.А. к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 632, территориальной избирательной комиссии по Красноармейскому району г. Волгограда о признании незаконными действий участковой избирательной комиссии, возложении обязанности,

установил:

уполномоченный представитель избирательного объединения «Региональное отделение в Волгоградской области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» Аксенов П.А. обратился в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 632, в котором просит признать незаконными действия участковой избирательной комиссии избирательного участка № 632 в части отказа в предоставлении на ознакомление списка избирателей, возложении на участковую избирательную комиссию избирательного участка № 632 обязанности ознакомить наблюдателя Иванчука А.А. со списками избирателей избирательного участка № 632 г. Волгограда. В обоснование административного иска указано, что 8 сентября 2023 года наблюдатель Иванчук А.А., назначенный избирательным объединением «Региональное отделение в Волгоградской области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», обратился в участковую избирательную комиссию № 632 с требованием предоставить на ознакомление книги избирателей. Данное требование наблюдателя было комиссией проигнорировано, в связи с чем, подана жалоба. Решением комиссии № 10 от 8 сентября 2023 года в удовлетворении жалобы отказано, по мотиву недопустимости ознакомления с полным содержанием списка избирателей со ссылкой на положения Федерального закона «О персональных данных». Административный истец полагает действия избирательной комиссии избирательного участка № 632, выразившиеся в не ознакомлении наблюдателя Иванчука А.А. с книгами избирателей, незаконными.

Определением судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 8 сентября 2023 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена территориальная избирательная комиссия по Красноармейскому району г. Волгограда, в качестве заинтересованных лиц – избирательная комиссия Волгоградской области и Центральная избирательная комиссия, а также к участию в деле привлечён прокурор.

Административный истец – уполномоченный представитель избирательного объединения «Региональное отделение в Волгоградской области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» Аксенов П.А., будучи извещённым о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители административных ответчиков – председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка № 632 Носачев В.В., председатель территориальной избирательной комиссии по Красноармейскому району г. Волгограда Куделькин Д.К., секретарь территориальной избирательной комиссии по Красноармейскому району г. Волгограда Сироткиной О.С., возражая против рассмотрения по существу настоящего административного иска, просили производство по делу прекратить в соответствии с положениями чч.2 и 3 ст.239, 242 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указывая, что названный кодекс не наделяет уполномоченных представителей партии правом на обращение в суд с административным иском в защиту прав наблюдателей.

Иные привлечённые к участию в деле лица, извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе посредством размещения соответствующей информации по делу на интернет-сайте Красноармейского районного суда г. Волгограда – http://krasn.vol.sudrf.ru, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.

Руководствуясь положениями ч.3 ст.243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при установленной явке.

Выслушав представителей административных ответчиков, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым производство по делу прекратить, изучив материалы административного дела, ознакомившись с ходатайством о прекращении производства по делу, суд приходит к следующему.

Глава 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации регулирует порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, который предоставляет избирателям, участникам референдума право оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме (ч.1 ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из ч.2 ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Часть 3 названной статьи предоставляет право наблюдателю обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права наблюдателей, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

Исходя из анализа чч.2 и 3 ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что диспозиции приведённых норм содержат в себе различный предмет спора в зависимости от субъекта, обратившегося за защитой нарушенных прав.

Таким образом, положения ч.2 ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не предусматривают права уполномоченного представителя партии оспаривать действия/бездействие избирательной комиссии, а также их решения, совершённые и принятые в отношении наблюдателей.

В качестве самостоятельного субъекта права на обращение в суд с заявлениями о защите избирательных прав граждан выделены наблюдатели (пп. «з» п.9 ст.30, п.10 ст.75 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2006 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Нормативное содержание данного права наблюдателя от политической партии как специального субъекта избирательного процесса обусловлено особенностями его правового статуса, урегулированного Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому наблюдателем является гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов (пп.42 ст.2); при проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов; законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями; полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель; наблюдатели вправе, в частности, наблюдать за подсчётом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней, наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов, присутствовать при повторном подсчёте голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях (пп.4 и 7, подп. «г», «и» п.9 ст.30).

Из приведённых законоположений следует, что наблюдатель от избирательного объединения, кандидата на выборах не является носителем самостоятельных интересов, связанных с реализацией права избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, – как производный (вторичный) участник избирательного процесса, он вступает в него, по общему правилу, в качестве представителя интересов кандидата, избирательного объединения, чем обеспечивается контроль в отношении законной реализации избирательных процедур, включая правильность подсчёта голосов избирателей, в пределах конкретного избирательного участка. В силу своего правового статуса наблюдатели связаны интересами субъектов избирательного процесса, их назначивших, и не могут подменять собой кандидатов, избирательные объединения в отношениях по защите их избирательных прав, – в своей основе право наблюдателей на обращение в суд обусловлено необходимостью обеспечения эффективных гарантий реализации полномочий, которыми они наделены законом, и, следовательно, предполагает возможность судебного обжалования решений и действий (бездействия) соответствующих уполномоченных органов, нарушающих прежде всего их субъективные права, возникающие при осуществлении наблюдения на выборах.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования вытекает право наблюдателей от политических партий обжаловать в судебном порядке решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, нарушающих права самих наблюдателей, связанные с непосредственным осуществлением ими полномочий по наблюдению за выборами, и тем самым закрепляются гарантии их правового статуса, тогда как приведённой выше нормой также закреплено право регионального отделения политической партии на обращение в суд в защиту своих прав в связи с участием в выборах в качестве избирательного объединения (ч.2 ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из просительной части административного искового заявления следует, что уполномоченный представитель избирательного объединения «Региональное отделение в Волгоградской области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» Аксенов П.А. оспаривает непосредственно действия избирательной комиссии избирательного участка № 632, выразившиеся в не ознакомлении со списками (книгами) избирателей наблюдателя Иванчука А.А., назначенного избирательным объединением «Региональное отделение в Волгоградской области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ».

Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка № 63 от 8 сентября 2023 года № 10 по результатам рассмотрения жалобы наблюдателя Иванчука А.А., отказано в её удовлетворении в полном объёме.

Следовательно, в случае несогласия наблюдателя с действиями избирательной комиссии, выразившимися в не ознакомлении его со списками (книгами) избирателей, Иванчук А.А. наделён самостоятельным правом на оспаривание указанных действий участковой избирательной комиссии в судебном порядке.

В п.30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по общему правилу суд соответствующего уровня не вправе отказать в принятии административного искового заявления о защите избирательных прав (п.1 ст.78 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Вместе с тем, если такое административное исковое заявление подано лицом, не имеющим права на его подачу, то в принятии этого заявления должно быть отказано (пп.2, 5 ч.1 ст.128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Если в административном иске, поданном от своего имени, оспариваются решение, действие (бездействие), не затрагивающие избирательные права административного истца либо его право на участие в референдуме, в принятии административного искового заявления также может быть отказано. Например, наблюдатель от политической партии оспаривает действия избирательной комиссии, непосредственно не связанные с осуществлением им своих полномочий, либо с административным иском обращается гражданин, место жительства которого находится за пределами избирательного округа, округа референдума (пп.2, 5 ч.1 ст.128, ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно ст.242 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, в том числе, если установит, что имеются основания, предусмотренные ч.1 ст.194 настоящего Кодекса, тем самым имеются основания, предусмотренные ч.1 ст.128 настоящего Кодекса.

В силу п.2 ч.1 ст.128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления, если оно подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или публичных интересов органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

Исходя из того, что уполномоченный представитель избирательного объединения «Региональное отделение в Волгоградской области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» Аксенов П.А. не наделён правом оспорить действия избирательной комиссии избирательного участка № 632 в отношении наблюдателя Иванчука А.А., производство по настоящему делу подлежит прекращению.

Руководствуясь изложенным и ст.194, 242, 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-3033/2023 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 632, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 632 ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 632 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 632 ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░                                                                                                          ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3033/2023 ~ М-2524/2023

Категория:
Административные
Статус:
Производство по делу ПРЕКРАЩЕНОиные основания для прекращения производства
Истцы
Прокуратура Красноармейского района города Волгограда
Уполномоченный представитель избирательного объединения "Региональное отделеление в Волгоградской области политической партии "Новые люди" Аксенов Павел Алексеевич
Кузьмин Илья Владимирович
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Красноармейского района
Участковая избирательная комиссия № 632
Другие
Избирательная комиссия Волгоградской области
Центральная избирательная комиссия
Суд
Красноармейский районный суд г. Волгограда
Судья
Яровая Оксана Викторовна
Дело на сайте суда
krasn--vol.sudrf.ru
08.09.2023Регистрация административного искового заявления
08.09.2023Передача материалов судье
08.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
08.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2023Судебное заседание
08.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024Дело оформлено
28.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее