Дело № 2а-1202/2024
УИД: 34RS0003-01-2024-001443-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2024 года г.Волгоград
Кировский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Павловой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Королевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к судебному приставу-исполнителю <адрес> отделения судебных приставов <адрес> ГУФССП по <адрес> ФИО3, ГУФССП по <адрес> о признании незаконными действия, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю <адрес> отделения судебных приставов <адрес> ГУФССП по <адрес> ФИО3, ГУФССП по <адрес> о признании незаконными действия, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что административным ответчиком было вынесено постановление в отношении ФИО2 об ограничении специальных прав в части водительского удостоверения по исполнительному производству №-ИП от <ДАТА>. Действия судебного пристава в части вынесения данного постановления считает нарушающим нормы действующего законодательства. Так у судебного пристава-исполнителя на момент вынесения постановления имелась информация о том, что ФИО2 трудоустроен с 2023 года по январь 2024 года в должности водителя в ООО «Транс-Сервис», с <ДАТА> по настоящее время в ООО «Транс логистик». Его место работы считается грузовой автомобиль свыше 3,5 тонн.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать незаконным действия судебного пристава исполнителя ФИО3, выразившееся в вынесении постановления <ДАТА> в отношении ФИО2 об ограничении специальных прав в части водительского удостоверения по исполнительному производству №-ИП от <ДАТА>, обязать ФИО3 отменить постановление от <ДАТА> в отношении ФИО2 об ограничении специальных прав в части водительского удостоверения по исполнительному производству №-ИП от <ДАТА>.
Представитель административного истца ФИО8 после перерыва в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель ГУФССП по <адрес> ФИО5 возражала против удовлетворения требований, просила в административном иске отказать.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела и материалы исполнительного производства, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статье 121 Закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее-Закон N 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействиями), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Таким образом, постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
По правилам ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При отсутствии одного из условий, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия), нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) должностного лица, лежит на административном истце.
В судебном заседании установлено, что <ДАТА> на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № <адрес> от <ДАТА> Кировским РОСП ГУФССП по <адрес> возбуждено исполнительное производство 104152/23/34038-ИП в отношении ФИО2 о взыскании алиментов в пользу ФИО6
<ДАТА> судебным приставом-исполнителем ФИО3 вынесено постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом в виде права управления транспортным средством.
В исковом заявлении истец ссылается на то, что действия судебного-пристава-исполнителя по вынесению вышеуказанного постановления нарушают нормы действующего законодательства, поскольку у судебного пристава-исполнителя на момент вынесения постановления имелась информация о том, что ФИО2 трудоустроен с 2023 года по январь 2024 года в должности водителя в ООО «Транс-Сервис», с <ДАТА> по настоящее время в ООО «Транс логистик», его место работы считается грузовой автомобиль свыше 3,5 тонн.
Как следует из документов, представленных истцом, в соответствии с трудовым договором № от <ДАТА> ФИО2 был трудоустроен в ООО «Транс-Авто» в должности водителя, на основании трудового договора № от <ДАТА> ФИО2 трудоустроен в ООО «Транс Логистик» в должности водителя грузового автотранспорта.
Из исполнительного производства, не усматривается наличие на дату вынесения оспариваемого постановления сведений о трудоустройстве должника в ООО «Транс Логистик».
Правовой статус и деятельность судебных приставов помимо Федерального закона от <ДАТА> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" регламентируется также Федеральным законом от <ДАТА> N 118-ФЗ "О судебных приставах".
Из смысла данных Законов следует, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела.
Однако судебный пристав-исполнитель в любом случае обязан предпринять все возможные меры и использовать представленный Законом об исполнительном производстве комплекс полномочий в целях своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа.
На основании ст. 67.1 Федерального закона от <ДАТА> N 229-ФЗ под временным ограничением на пользование должником специальным правом понимается приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде права управления транспортными средствами (автомобильными транспортными средствами, воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами, самоходными машинами) до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.
При неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом. При неисполнении требований исполнительного документа о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, должник может быть ограничен в пользовании только этим специальным правом.
В соответствии с п.1 ч.4 ст. 67.1 Федерального закона от <ДАТА> N 229-ФЗ временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться в случае: 1) если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию.
Как следует из письма ФССП России от <ДАТА> N №-СВС "О некоторых вопросах применения к должникам ограничения специального права" в качестве основного источника средств к существованию может выступать любой доход, который является существенным в сравнении с доходами, полученными от иной деятельности.
В соответствии с п. 5-6 ст. 67.1 Федерального закона от <ДАТА> N 229-ФЗ в постановлении о временном ограничении на пользование должником специальным правом судебный пристав-исполнитель разъясняет должнику его обязанность соблюдать установленное ограничение и предупреждает об административной ответственности за его нарушение. Указанное постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Копии указанного постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, вручаются должнику лично, направляются взыскателю и в подразделение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности.
Судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем исполнения требований исполнительного документа или возникновения оснований для отмены временного ограничения на пользование должником специальным правом, выносит постановление о снятии данного ограничения, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Копии указанного постановления либо судебного акта или постановления вышестоящего должностного лица об отмене постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом незамедлительно направляются должнику, взыскателю и в подразделение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности.
<ДАТА> судебным приставом-исполнителем ФИО3 вынесено постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом в виде права управления транспортным средством.
Копия указанного постановления направлена в ГИБДД УВД по <адрес>, однако, получена не была в связи с истечением срока хранения на почте, возвращена в адрес отправителя.
<ДАТА> судебным приставом-исполнителем ФИО3 вынесено постановление о снятии временного ограничения на пользование должником специальным правом в виде права управления.
Копия указанного постановления направлена в ГИБДД УВД по <адрес>, однако, получена не была в связи с истечением срока хранения на почте, возвращена в адрес отправителя.
Таким образом, оспариваемое постановление от <ДАТА> фактически в исполнение не приводилось.
Как следует из справки ОБДПС Госавтоинспекции УМВД РФ по <адрес> от <ДАТА> в соответствии с базой данных «ФИС ГИБДД-М» по состоянию на <ДАТА> ФИО2, <ДАТА> года рождения ограничений на право управления транспортным средством не имеет.
При этом, по смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение таковыми законных прав и интересов гражданина (организации, юридического лица).
Совокупности таких оснований для удовлетворения заявленных требований по делу судом не установлено, поскольку вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление от <ДАТА> о временном ограничении на пользование должником специальным правом в виде права управления транспортным средством в подразделение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, не поступало, <ДАТА> снято, при этом фактически в исполнение не приводилось.
При таких обстоятельствах, суд, проанализировав вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.84 КАС РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218-228, КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░3, ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>
░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №№ 2░-1202/2024
░░░: 34RS0003-01-2024-001443-30