Производство № 2а-8477/2021
УИД28RS0004-01-2021-011557-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 ноября 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Астафьевой Т.С.
при секретаре ДробяскинойК.А.
с участием представителя административного истца АА., представителя административного ответчика ЕО,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ЮВ к государственной жилищной инспекции Амурской области о признании незаконными действий и решения, возмещении судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ЮВ. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что ЮВ. является собственником квартиры № ***. В период с 26.07.2021 г. по 08.08.2021 г. административным истцом инициировано общее собрание собственников помещений многоквартирного дома (далее - МКД) № *** с включением в повестку дня вопросов о досрочном расторжении договора управления многоквартирным домом с ООО «Управ-Дом» с 10.08.2021 г.; о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией; об избрании в качестве управляющей организации ООО «АУК.Благовещенск» (ИНН 2801207145); об утверждении условий договора на управление многоквартирным домом с ООО «АУК. Благовещенск» и заключении договора путем подписания и другие. Счетной комиссией произведен подсчет голосов, по результатам которого в голосовании приняли участие собственники помещений многоквартирного дома (их представители), суммарная площадь помещений (сумма голосов) собственников, принявших участие в голосовании, составила 2 703,74 кв.м., что составляет 54,6 % голосов. После передачи протокола общего собрания от 09.08.2021 г. в адрес ООО «АУК-Благовещенск», последней указанная документация была передана в адрес государственной жилищной инспекции Амурской области с приложением заявления овнесении изменений в реестр лицензий Амурской области и включении сведений по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: ***. Решением Государственной жилищной инспекции Амурской области № 421 от 22.09.2021 года было возвращено заявление и отказано во внесении изменений в реестр лицензий Амурской области в виду отсутствия кворума, наличия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Административный истец полагает указанное решение незаконным, поскольку решение общего собрания о выборе управляющей компании может быть оспорено только в судебном порядке. Результаты проверки инспекцией законности принятия решения общего собрания собственников помещений о выборе управляющей компании не имеют силы решения суда о признании решения общего собрания собственников многоквартирного дома недействительным. Решение общего собрания собственников помещений МКД № ***, оформленное протоколом № 3 от 09.08.2021 г. не оспаривалось в судебном порядке и не признавалось недействительным. Наличие у инспекции полномочий на проведение проверки по вопросам правомерности принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения не свидетельствует о наличии у органа государственного жилищного надзора права самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением установленных законом сроков. Следовательно, в случае выявления Государственной жилищной инспекцией Амурской области при проведении проверки обстоятельств, свидетельствующих о том, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей компании принято с нарушением требований Жилищного кодекса РФ, устранение такого нарушения не может производиться в административном порядке. Поэтому обстоятельства, связанные с наличием или отсутствием нарушения требований Жилищного кодекса РФ при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей компании подлежат проверке и установлению только в судебном порядке.
На основании изложенного, просит суд признать незаконными действия Государственной жилищной инспекции Амурской области, выразившиеся в отказе во внесении изменений в реестр лицензий Амурской области в части включения сведений об управлении ООО «АУК.Благовещенск» многоквартирным домом № ***; признать незаконным решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Амурской области от 22.09.2021 № 421; взыскать судебные расходы.
В судебное заседание не явились административный истец ЮВ, представители заинтересованных лиц ООО «Управ-Дом», ООО «АУК.Благовещенск» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь ч.6ст.226 КАС РФ, суд, определил, рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель административного истца АА настаивала на требованиях административного искового заявления, указала, что между собственниками многоквартирного дома № ***, расположенного по адресу: *** и ООО "Управ-Дом" заключен договор управления, управление многоквартирным домом началось с даты включения в реестр, квитанции на обслуживание жилым домом приходят от ООО "Управ-Дом". Были выявлены факты ненадлежащего обслуживания, в связи с чем проведено общее собрание собственников многоквартирного дома об избрании в качестве управляющей организации «АУК.Благовещеснк». Просит требования административного искового заявления удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции Амурской области ЕО возражал против удовлетворения требований административного искового заявления, указав, что на первом собрании собственников жилых помещений, оформленном протоколом общего собрания № 1, датированным 28.06.2021 г., избрана управляющая компания ООО «АУК. Благовещенск». На втором собрании собственников жилых помещений, оформленном протоколом общего собрания № 1, датированным 06.08.2021 г., избрана управляющая компания ООО «Управ-Дом». На третьем собрании собственников жилых помещений, оформленном протоколом общего собрания № 3, датированным 09.08.2021 г., вновь избрана управляющая компания ООО «АУК. Благовещенск». В ходе проверки в адрес жилищной инспекции поступило коллективное обращение собственников МКД, в которых они просили провести проверку в отношении инициатора собрания КосицынаЮ.В. (собственника помещения № ***) и управляющей организации ООО «АУК. Благовещенск» на предмет подделки подписей в бланках голосования и достоверность протокола общего собрания № 2 от 09.08.2021 года. При проверке бланков решений собственников были выявлены подписи, не принадлежащие собственникам 22 помещений указанного МКД, следовательно, они не учитывались при подсчете кворума, который без учета собственников 22 помещений, составил 33,041%, то есть кворум отсутствовал, собрание не правомочно, что послужило основанием для возврата заявления и отказе во внесении изменений в реестр лицензий Амурской области информации по упарвлению многоквартирным домом, расположенным по ул. ***
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 19 августа 2021 года № 04-04-6193 ООО «АУК.Благовещеснк» обратилось в Государственную жилищную инспекцию Амурской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Амурской области и включении сведений по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: ***, представив протокол общего собрания № 3 от 09.08.2021 года.
Государственная жилищная инспекция Амурской области приостановила рассмотрение заявления от 19.08.2021 года № 04-04-6193 и документов, приложенных к заявлению, на срок до 30 рабочих дней, в связи с наличием сведений об управлении другим лицензиатом ООО «Управ-Дом» многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: ***
Государственной жилищной инспекцией Амурской области проведена проверка достоверности сведений.
По результатам проверки 22 сентября 2021 года Государственной жилищной инспекцией Амурской области вынесено решение № 421 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Амурской области, в связи с тем, что в ходе проверки было установлено отсутствие кворума для принятия общим собранием собственников помещений МКД по ул. *** г. Благовещенска протокола № 3.
Посчитав оспариваемое решение незаконным, административный истец обратился в Благовещенский городской суд с соответствующим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 44, ч. 3 ст. 161 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого, относится, в том числе и выбор способа управления многоквартирным домом.
Изменение способа управления многоквартирным домом является основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией. Недопустимо одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (ч. 9 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно ч. 7 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Частью 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.
На основании части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации принят Приказ от 25.12.2015 №938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее Порядок №938/пр).
Как указано в пункте 1 Приказа от 25.12.2015 №938/пр, настоящий Порядок определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр).
Согласно пункта 4 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
На основании пункта 5 Порядка, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве);
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в много-квартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г-е» пункта 5Порядка №938/пр, а также подпунктам «б» и «в» пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с п. 15 настоящего Порядка, является безусловным основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий (п. 9 Порядка №938/пр).
Рассматривая заявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, о внесении изменений в Реестр лицензий субъекта Российской Федерации, административный орган должен исходить из презумпции разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений, закрепленной частью 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, означающий, что участники собраний собственников добросовестно и разумно реализовали свое право на участие в собрании, воспользовавшись правом выбора по поставленным перед собранием вопросам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1 - 1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме (часть 1 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доли в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (пункт 3 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (пункт 4 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны: 1) сведения о лице, участвующем в голосовании; 2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; 3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воз-держался".
В силу положений пункта 6 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации при голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования.
Оформленные с нарушением данного требования указанные решения при-знаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются.
При оценке решения собственника на предмет признания его действительным необходимо исходить из того, позволяет ли указанное решение идентифицировать лицо, принявшее участие в голосовании, и установить волеизъявление этого лица по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений.
Из материалов дела следует, что 19 августа 2021 года в Государственную жилищную инспекцию Амурской области от управляющей организации ООО «АУК.Благовещеснк» поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий Амурской области и включении сведений по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: *** протокол общего собрания от 09.08.2021 года № 3.
30 августа 2021 года Государственной жилищной инспекцией Амурской области принято решение № 402 о приостановлении рассмотрения заявления сроком до 30 рабочих дней в связи с наличием сведений об управлении многоквартирным домом по ул. *** г. Благовещенска другим лицензиатом – ООО «Управ-Дом».
Этого же числа Государственной жилищной инспекцией Амурской области в адрес управляющей организации ООО «Управ-Дом» направлено уведомление о проведении мероприятия по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки от 30.08.2021 № 708-Л (исх. от 30.08.2021 N° 04-6299). Цель проведения проверки: предоставление сведений от ООО «Управ-Дом» в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с ООО «АУК. Благовещенск» на основании заявления от ООО «АУК. Благовещенск» вх. № 04-04-6193/04-04-МКД-402 от 19.08.2021 г.
14.09.2021 года в адрес Государственной жилищной инспекции Амурской области поступило коллективное обращение собственников вышеуказанного МКД (вх. от 14.09.2021 № Кол-3182), в которых собственники просят провести проверку в отношении инициатора собрания КосицынаЮ.В., собственника помещения № 41 вышеуказанного МКД и управляющей организации ООО «АУК. Благовещенск», на предмет подделки подписей в бланках (бюллетенях) голосования и достоверности протокола общего собрания от 09.08.2021 № 3. К указанному обращению приложены заявления от 72 собственников МКД, расположенного по ул. *** г. Благовещенска, которые указали, что не подписывали решения (бюллетени), приложенные к протоколу № 3 от 09.08.2021 года.
При проверке бланков (бюллетеней) решений собственников Государственной жилищной инспекцией Амурской области с учетом поступивших заявлений собственников о том, что они не подписывали бюллетени, были выявлены подписи, не принадлежащие собственникам 22 помещений вышеуказанного МКД. Следовательно, при подсчете кворума указанные помещения не учитывались.
Общая площадь жилых и нежилых помещений указанного МКД составляет 4890,67 кв. м., которая принимается за 100 % голосов. В ходе проверки установлено, что фактически в очно - заочном голосовании на собрании приняли участие и представили решения собственники помещений общей площадью 1615,97 кв. м., что составляет 33,041%, то есть кворум отсутствует.
На основании вышеизложенного, Государственной жилищной инспекцией Амурской области сделан вывод о том, что подтвердить кворум и правомочность собрания, оформленного протоколом № 3 от 09.08.2021 г. представленного ООО «АУК. Благовещенск» не представляется возможным.
Доводы стороны административного истца о том, что решение общего собрания собственников от 09.08.2021 года можно было признать недействительным (ничтожным) только в судебном порядке, судом отклоняются в виду следующего.
В Порядке №938/пр прямо указано только на выявление признаков подобной ничтожности. Данные признаки выявляются путем проверки документов, представленных в инспекцию.
Частью 2 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что решение собрания, с которым закон связывает гражданско- правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В соответствии с требованиями статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования.
Аналогично частью 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
В силу статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято, в том числе, при отсутствии необходимого кворума.
Соответствующие признаки ничтожности решения общего собрания № 3 от 09.08.2021 года, как принятого при отсутствии кворума, выявлены инспекцией по результатам оценки бюллетеней с учетом приложенных к коллективному обращению заявлений собственников о подделке подписей.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что у государственной жилищной инспекции Амурской области имелись предусмотренные законом (п. «е» п. 5 Приказа от 25.12.2015 №938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации") основания для принятия по заявлению ООО «АУК.Благовещенск» от 19.08.2021 года решения № 421 от 22.09.2021 года об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Амурской области.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований административного искового заявления КосицынаЮ.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░.░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №***, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22.09.2021 ░░░░ № 421, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2021 ░░░░