Дело 2а-174/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 августа 2023 года пос. Покровское
Покровский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Гольцовой И.И.,
с участием заместителя прокурора Покровского района Орловской области Семенова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Покровского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области о понуждению к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Покровского района Орловской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области о понуждении к совершению действий. В обоснование иска указал, что прокуратурой Покровского района Орловской области проведена проверка законодательства о гарантиях прав детей, физической культуре и спорте в Вышнетуровецком сельском поселении Покровского района, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности администрации Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области, а именно, установлено, что на территории Вышнетуровецкого сельского поселения проживает 320 человек, из них 31 несовершеннолетний. Общедоступные для массового использования оборудованные детские игровые и спортивные площадки на территории населенных пунктов Вышнетуровецкого сельского поселения отсутствуют. Земельные участки для размещения детских спортивно-игровых площадок не определены, кадастровые работы по их межеванию и постановке на государственный кадастровый учет с соответствующим видом разрешенного использования не проводились. По информации администрации Вышнетуровецкого сельского поселения оборудование детских игровых и спортивных площадок на территории поселения за счет бюджетных средств планируется на 2024 год.
Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении администрацией Вышнетуровецкого сельского поселения обязанностей по решению вопросов местного значения сельского поселения, закрепленных п. 14, п. 30 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Бездействие администрации Вышнетуровецкого сельского поселения влечет за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов детей на отдых и оздоровление, на создание благоприятных условий для развития их творческого потенциала, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, препятствует развитию на территории поселения физической культуры и массового спорта.
В связи с изложенным, прокурор просил обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать обустройство на территории Вышнетуровецкого сельского поселения безопасной детской спортивно-игровой площадки и определить эксплуатирующую организацию в целях контроля за техническим состоянием, обслуживания и ремонта оборудования и покрытия детской игровой площадки.
В судебном заседании заместитель прокурора Семенов А.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, указанные в исковом заявлении. Просил суд признать незаконным бездействие администрации Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области, выразившееся в непринятии мер по созданию обустроенной детской спортивно-игровой площадки на территории Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области и обязать администрацию Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области в течение 6 месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, организовать обустройство на территории Вышнетуровецкого сельского поселения безопасной детской спортивно- игровой площадки и определить эксплуатирующую организацию в целях контроля за техническим состоянием, обслуживанием, ремонтом оборудования и покрытия детской игровой площадки.
Представитель административного ответчика администрации Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области надлежащим образом уведомленный о дате и месте рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Заслушав заместителя прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции, обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Закон № 124-ФЗ) отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона № 124-ФЗ в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Пункт 1 статьи 14.1 Закона № 124-ФЗ гласит, что в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.
В силу пункта 14, пункта 30 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 14.1 Закона 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений разрабатывают и утверждают программы комплексного развития социальной инфраструктуры, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу с части 1 статьи 37 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Закон N 329-ФЗ) объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры.
Статьей 3 Закона №329-ФЗ определены основные принципы законодательства о физической культуре и спорте, в числе которых: обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения, обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
<данные изъяты>
Согласно статье 30 Закона №329-ФЗ органы местного самоуправления создают условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства и месту отдыха граждан, в том числе путем привлечения специалистов в области физической культуры и спорта.
Статьей 210 ГК РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Техническим регламентом 042/2017 «О безопасности оборудования для детских игровых площадок», принятым Решением Совета Евразийской экономической безопасности от 17.05.2017 №21 (далее – Технический регламент), установлены требования к обеспечению безопасности оборудования и (или) покрытия для детских игровых площадок и связанным с ними процессами проектирования, производства, монтажа, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации.
В соответствии с Техническим регламентом все оборудование, которое используется для обустройства детских площадок, подлежит обязательной сертификации или декларированию (в зависимости от формы подтверждения соответствия).
Согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.07.2017 № 83 с 1 июня 2020 года все отечественные производители обязаны пройти сертификацию, а на все ввозимые игровые комплексы необходимо оформление обязательного сертификата соответствия ТР ЕАЭС 042/2017 или декларации на детское игровое оборудование.
В силу пунктов 42, 43, 44 Технического регламента эксплуатации оборудования и (или) покрытия детской игровой площадки должна осуществляться эксплуатирующей организацией в соответствии с требованиями Технического регламента и правилами безопасной эксплуатации, установленными паспортом. Техническое обслуживание и ремонт оборудования осуществляются в соответствии с паспортом. По истечении назначенного срока службы эксплуатация должна быть прекращена независимо от технического состояния оборудования.
Согласно пункту 46 Технического регламента на детской игровой площадке должна быть размещена информация в виде таблички (пиктограммы), содержащая: правила пользования оборудованием и сведения о возрастных группах (включая ограничения по росту и весу); номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае неисправности или поломки оборудования.
В соответствии с разделом 7 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» специалисты эксплуатирующей организации должны на регулярной основе оценивать эффективность мероприятий по обеспечению безопасности детской игровой площадки и при изменении условий эксплуатации корректировать комплекс мероприятий по обеспечению её безопасности. Регулярное обслуживание включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки. Персонал обслуживающей организации должен иметь точную информацию о выполняемой работе, уровне ответственности и полномочий, а также должен быть обучен и компетентен. Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец).
В ходе рассмотрения дела установлено, что прокуратурой Покровского района Орловской области проведена проверка исполнения законодательства о гарантиях прав детей, физической культуре и спорте в Вышнетуровецком сельском поселении Покровского района Орловской области, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности администрации Вышнетуровецкого сельского поселения, а именно, установлено, что на территории Вышнетуровецкого сельского поселения проживает 320 человек, из них 31 несовершеннолетний. Общедоступные для массового использования оборудованные детские игровые и спортивные площадки на территории населенных пунктов Вышнетуровецкого сельского поселения отсутствуют. Земельные участки для размещения детских спортивно-игровых площадок не определены, кадастровые работы по их межеванию и постановке на государственный кадастровый учет с соответствующим видом разрешенного использования не проводились. По информации администрации Вышнетуровецкого сельского поселения оборудование детских игровых и спортивных площадок на территории поселения за счет бюджетных средств планируется на 2024 год.
Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении администрацией Вышнетуровецкого сельского поселения обязанностей по решению вопросов местного значения сельского поселения, закрепленных пунктом 14, пунктом 30 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Бездействие администрации Вышнетуровецкого сельского поселения влечет за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов детей на отдых и оздоровление, на создание благоприятных условий для развития их творческого потенциала, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, препятствует развитию на территории поселения физической культуры и массового спорта.
На основании изложенного суд считает административные исковые требования прокурора к администрации Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Рассматривая исковые требования в части срока исполнения решения суда, суд учитывает, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести значительные финансовые затраты. Бюджет на 2023 год был сформирован и утвержден. Финансовые средства на указанные нужды предусмотрены не были. Администрация Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области планирует установку детских игровых площадок на 2024 год. Однако, в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу администрации Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района Орловской области невозможно исполнить решение суда. Суд считает необходимым с учетом требований разумности и обоснованности предоставить администрации Покровского района срок для выполнения указанных работ – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурор Семенов А.В. в судебном заседании не возражал против предоставления администрации Вышнетуровецкого сельского поселения Покровского района срока для исполнения решения суда – 12 месяцев со дня его вступления в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.