УИД 22RS0061-01-2023-000191-26
Дело № 2а-209
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Целинное 24 апреля 2023 года
Целинный районный суд Алтайского края в составе:
судьи Дильмана В.В.,
при секретаре Зубковой М.А.,
с участием административного истца зам. прокурора Целинного района Алтайского края Егоровой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Целинного района Алтайского края, поданного в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сухо-Чемровского сельсовета Целинного района Алтайского края и к администрации Целинного района Алтайского края о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Целинного района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Сухо-Чемровского сельсовета Целинного района Алтайского края и администрации Целинного района Алтайского края: о признании незаконным бездействия администрации Целинного района Алтайского края по не финансированию мероприятий по оборудованию пешеходного перехода через автодорогу вдоль территории образовательного учреждения МБОУ «Сухо-Чемровская СОШ», в с. Сухая Чемровка, Целинный район, Алтайский край, ул. Молодежная, д. 1, ограждениями перильного типа, искусственными неровностями, светофорами типа Т7; о признании незаконным бездействия администрации Сухо-Чемровского сельсовета Целинного района Алтайского края по не оборудованию указанного пешеходного перехода; о возложении обязанности на администрацию Сухо-Чемровского сельсовета Целинного района Алтайского края в срок до 01 сентября 2023 года оборудовать пешеходный переход ограждениями перильного типа, искусственными неровностями, светофорами типа Т7; о возложении обязанности на администрацию Целинного района Алтайского края профинансировать мероприятия по оборудованию названного пешеходного перехода.
В обоснование иска указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании дорог, в том числе и по школьному маршруту.
В соответствии с соглашениями от 16.12.2021, 15.12.2022 о передаче отдельных полномочий для решения вопросов местного значения, заключенным между администрацией Целинного района Алтайского края и администрацией Сухо-Чемровского сельсовета, к вопросам местного значения сельского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест).
Однако в рамках переданных полномочий приведение пешеходных переходов в соответствие с требованием законодательства не профинансировано, на 2023 финансирование на указанные цели не предусмотрено.
В нарушение требований законодательства, на территории Сухо-Чемровского сельсовета пешеходный переход через автодорогу вдоль территории образовательного учреждения МБОУ «Сухо-Чемровская СОШ» в с. Воеводское, Целинного района, Алтайского края, ул. Молодежная, д. 1, не оборудован пешеходными ограждениями перильного типа, искусственными неровностями, светофорами типа Т7.
В связи с выявленными нарушениями ранее в адрес главы района вносилось представление об устранении нарушений законодательства, однако на сегодняшний день выявленные нарушения не устранены.
Отсутствие в поселении надлежащим образом организованных пешеходных переходов вызвано ненадлежащим исполнением обязанностей ответственными лицами, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, затрагивает интересы граждан и несовершеннолетних, проживающих на территории поселения.
Зам. прокурора Целинного района Егорова Л.В. административные исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Целинного района Алтайского края - Дымова М.В. в судебное заседание не явилась, 24.04.2023 направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие. Также названным представителем ответчика направлены в суд возражения, согласно которым исковые требования в части срока исполнения администрация района не признает. Бюджетом района на 2023 год не предусмотрено финансирование на указанные в иске нужды. Кроме того, в связи с переходом в 2023 году на единый налоговый счет, в бюджет района поступают минимальные финансовые средства. Просит установить срок до 01.09.2024.
Представитель ответчика администрации Сухо-Чемровского сельсовета Целинного района Алтайского края в судебное заседание не явился. 14.04.2023 направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, не возражает против удовлетворения заявленных требований.
В связи с чем, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие вышеназванных представителей ответчиков, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав зам. прокурора, суд считает заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно п. 5 частей 1 и 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест). Осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона РФ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 257-ФЗ) владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 3 ФЗ № 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Частью 3 статьи 15 ФЗ № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно положений ст. 17 ФЗ № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержание автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.
«ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений (далее – ГОСТ Р 52289-2019).
Пунктом 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» установлено, что пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
В соответствии с п. 7 ГОСТ 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения, правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», установлено, что светофоры Т7 применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов.
Светофоры Т7 устанавливают над проезжей частью для каждого направления движения.
В силу 7.3.8 ГОСТ 52289-2019 светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений.
Согласно п. 8.1.29 ГОСТ 52289-2019 ограничивающие пешеходные ограждения применяют, в том числе, на нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений.
На основании п. 6.2. "ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 N 295-ст) (ред. от 09.12.2013) искусственные неровности (далее – ИН) устраивают за 10 - 15 м. до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
ИН допускается устраивать на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий:
- в начале опасного участка перед детскими и юношескими учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах.
Судом установлено, что на территории Сухо-Чемровского сельсовета Целинного района Алтайского края пешеходный переход через автодорогу вдоль территории образовательного учреждения МБОУ «Сухо-Чемровская СОШ» в с. Сухая Чемровка, Целинного района, Алтайского края, ул. Молодежная, д. 1, не оборудован пешеходными ограждениями перильного типа, искусственными неровностями, светофорами типа Т7.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются актом проверки прокуратуры Целинного района от 17.03.2023 и фототаблицей к нему, информацией врио начальника МО МВД России «Целинный» направленной 16.01.2023 прокурору Целинного район, а также ответом администрации Целинного района от 28.02.2023 на представление прокурора. Кроме того, отсутствие ограждений перильного типа, искусственными неровностями, светофорами типа Т7 на вышеуказанном пешеходном переходе не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
В соответствии с соглашениями о передаче полномочий по решению вопросов местного значения, заключенными 16.12.2021 и 15.12.2022 между администрацией Целинного района Алтайского края и администрацией Сухо-Чемровского сельсовета Целинного района Алтайского края, районом поселению были переданы полномочия, в том числе по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог в границах поселения. Администрация Целинного района приняла на себя обязательства перечислять денежные средства поселению в виде межбюджетных трансфертов ежеквартально до 25 числа последнего месяца квартала.
Таким образом, административные исковые требования прокурора к административным ответчикам являются законными и обоснованными.
Доводы представителя административного ответчика – администрации Целинного района Алтайского края Дымовой М.В. в части установления более позднего срока для исполнения заявленных требований, так как в бюджете района отсутствуют денежные средства на эти цели, судом во внимание приняты быть не могут. Согласно информации от главы Целинного района Бирюкова В.Н. от 28.02.2023, направленной прокурору Целинного района, следует, что в 2023 году планируется привести в соответствие с новыми национальными стандартами, пешеходные переходы в с. Сухая Чемровка, ул. Молодежная, 1.
Срок до 01.09.2023 для оборудования пешеходного перехода ограждениями перильного типа, искусственными неровностями, светофорами типа Т7 расположенного по вышеуказанному адресу, является разумным и достаточным. Кроме того, с 01.09.2023 начинается учебный год, поэтому оборудование пешеходных переходов ограждениями перильного типа, повысит дорожную безопасность несовершеннолетних, обучающихся в учебных учреждениях, указанных в административном исковом заявлении.
Руководствуясь ст. ст. 46, 157, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░», ░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░. 6, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░7.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░», ░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░. 6, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░7.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░ ░░░», ░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░. 6, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░7.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░», ░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░ ░. 6, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░7.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░