Дело №2а-1227/2021
УИД 26RS0010-01-2021-001931-93
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Георгиевск 19 апреля 2021 года
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Купцовой С.Н.,
при секретаре Мартиросяне А.А.,
с участием:
старшего помощника Георгиевского межрайонного прокурора Валиевой М.В.
ответчика Соловьева Ю.А.
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю к Соловьеву Юрию Александровичу об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы,
У С Т А Н О В И Л:
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю обратилось суд с административным иском к Соловьеву Ю.А. об установлении административного надзора на срок 8 лет с установлением ему административных ограничений: запрещение пребывания в барах, кафе, ресторанах, ночных клубах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, и участия в них; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, если это не связано с трудовой деятельностью; запрещение выезда за пределы муниципального образования субъекта РФ по месту жительства или пребывания; возложении обязанности являться в орган внутренних дел 3 раза в месяц по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Соловьев Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден 01.03.2019 года Предгорным районным судом Ставропольского края по пункту «з» части 2 статьи 111 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Зачесть срок с 01.03.2019 года по 20.05.2019 года.
Начало срока 01.03.2019 года, конец срока – 19.05.2021 года.
Ранее судим, совершил преступления, относящиеся к категории тяжких преступлений. Вину признал частично, в содеянном раскаялся.
Прибыл в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю 09.07.2019 года для отбывания наказания. За время отбывания наказания в местах лишения свободы не заработал ни одного поощрения, не имеет взысканий. В настоящее время характеризуется положительно. Отбывает наказание в обычных условиях содержания. Не трудоустроен. Не имеет исполнительных листов. Состоит на профилактическом учете «как лицо склонное к суициду и членовредительству». Холост, не имеет на иждивении несовершеннолетних детей.
Обстоятельством, отягчающим ответственность осужденного Соловьева Ю.А., согласно приговору Предгорного районного суда Ставропольского края от 01.03.2019 года, признан опасный рецидив преступлений.
В связи с изложенным, на основании ст.3 Федерального Закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» считают, что в отношении Соловьева Ю.А. необходимо установить административный надзор до погашения судимости, то есть на срок 8 лет, с предусмотренными законом административными ограничениями.
В судебное заседание представитель административного истца, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, административные исковые требования поддерживают в полном объеме, просят их удовлетворить.
На основании ч. 4 ст. 272 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
В судебном заседании административный ответчик Соловьев Ю.А., отбывающий наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю возражал против удовлетворения административного искового заявления в части установления обязанности по явке три раза в месяц в отдел МВД по месту жительства, поскольку проживает далеко и ему будет затруднительно так часто ездить отмечаться. Также суду пояснил, что является отцом малолетней дочери Софии, 22 ноября 2017 года рождения, желает заниматься ее воспитанием и проводить с ней больше времени, страдает эпилепсией, является инвалидом второй группы, у него часто бывают приступы, в связи с чем просил уменьшить количество явок на регистрацию в отдел МВД. В остальной части не возражал против установления в отношении него административного надзора с установлением указанных в иске ограничений.
Старший помощник Георгиевского межрайонного прокурора Валиева М.В. в заключении полагала, что для предупреждения совершения Соловьевым Ю.А. преступлений и правонарушений, с учетом его личности и характеристики, данной исправительным учреждением, в целях оказания на него индивидуального профилактического воздействия и для защиты государственных и общественных интересов, в отношении него необходимо установить административный надзор на срок 8 лет со всеми ограничениями, заявленными административным истцом, обязав являться в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации 2 раза в месяц.
Выслушав заключение прокурора, объяснения административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный иск ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 5 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 №64-ФЗ (далее - Закона) административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных федеральным законом.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания на поднадзорных лиц индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Закона).
В силу части 1 статьи 3 Закона, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных ч.1 ст.228, ст.228.3, ч.1 ст.231, ч.1 ст. 234.1 УК РФ.
Согласно части 3 настоящей статьи, в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: 1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); 2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; 3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; 4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами административного дела, Соловьев Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден 01.03.2019 года Предгорным районным судом Ставропольского края по пункту «з» части 2 статьи 111 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Ранее был судим 05 августа 2010 года Предгорным районным судом Ставропольского края по ст. 30 ч. 3, ст. 132 ч. 2 п. «д» УК РФ к 4 годам лишения свободы в колонии общего режима. Освобожден 04 августа 2014 года по отбытию наказания.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Ставропольского краевого суда от 20.05.2019 года приговор Предгорного районного суда Ставропольского края от 01 марта 2019 года в отношении Соловьева Ю.А. в части осуждения по пункту «з» части 2 статьи 111 УК РФ изменен - снижено наказание до 2 лет 3 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
В настоящее время Соловьев Ю.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по СК. Конец срока – 19.05.2021 года.
За время отбывания наказания в местах лишения свободы не заработал ни одного поощрения, не имеет взысканий. В настоящее время характеризуется положительно. Отбывает наказание в обычных условиях содержания. Не трудоустроен. Не имеет исполнительных листов. Состоит на профилактическом учете «как лицо склонное к суициду и членовредительству». Холост, не имеет на иждивении несовершеннолетних детей.
Обстоятельством, отягчающим ответственность осужденного Соловьева Ю.А., согласно приговору Предгорного районного суда Ставропольского края от 01.03.2019 года, признан опасный рецидив преступлений.
Учитывая изложенное, а также то, что Соловьев Ю.А. осужден к лишению свободы за совершение преступления, которое в соответствии со ст. 15 УК РФ относится к категории тяжких, при опасном рецидиве преступлений, и на момент его совершения срок погашения судимости в соответствии со ст. 86 УК РФ составляет 8 лет после отбытия наказания, суд приходит к выводу о том, что для предупреждения совершения Соловьевым Ю.А. в дальнейшем преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, в отношении него следует установить административный надзор до погашения судимости, то есть на срок 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Разрешая вопрос об установлении в отношении Соловьева Ю.А. административных ограничений, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 4 Закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно части 8 статьи 272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд находит требования административного истца о запрете Соловьеву Ю.А. пребывания в барах, кафе, ресторанах, ночных клубах; посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с трудовой деятельностью, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в п. 22 (абз. 10) Постановления от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Согласно находящегося в материалах заявления Соловьева Ю.А. после освобождения он намерен проживать по адресу: <адрес>.
В связи с изложенным, суд находит обоснованным требование административного истца о запрете Соловьеву Ю.А. выезда за пределы муниципального образования субъекта РФ по месту жительства или пребывания, однако считает необходимым его дополнить, запретив Соловьеву Ю.А. выезд за пределы муниципального образования субъекта РФ – Предгорного района Ставропольского края, без разрешения органа, осуществляющего административный надзор.
Вместе с тем, в силу требований ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установление судом административного ограничения в отношении Соловьева Ю.А. в виде возложения обязанности на него по явке от одного до четырех раз в месяц в отдел МВД по месту жительства или пребывания для регистрации, является обязательным.
С учетом личности поднадзорного лица, характеристики, данной исправительным учреждением, суд считает целесообразным установить в отношении Соловьева Ю.А. административное ограничение, обеспечивающее индивидуально профилактическое воздействие в виде обязательной явки 2 раза в месяц в Отдел МВД по месту жительства или пребывания для регистрации, отказав в удовлетворении остальной части заявленного требования в виде обязательной явки три раза в месяц в отдел МВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Указанные меры соответствуют целям и задачам административного надзора – недопущения совершения новых правонарушений и оказания помощи в возвращении и приобретении необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права и соответствуют перечню ограничений прав и свобод, применяемых при установлении и осуществлении административного надзора, установленного ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Кроме того, суд считает необходимым разъяснить административному истцу и поднадзорному лицу, что в соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, поднадзорное лицо обязано прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы; явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания.
За несоблюдение административных ограничений и невыполнение установленных обязанностей поднадзорное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а за неприбытие без уважительных причин к избранному месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно за самовольное оставление места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, к уголовной ответственности по статье 314.1 УК РФ.
Более того, суд также полагает необходимым отметить, что в силу части 3 статьи 4 Федерального Закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 270-273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░-3 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ 8 ░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 22.00 ░░░░░ ░░ 06.00 ░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░– ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░░░░ 2 (░░░) ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░.
(░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 2021 ░░░░)
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░