Дело №2а-4008/2023
УИД 50RS0044-01-2023-005246-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 декабря 2023 года г.Пущино Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Мусатовой С.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Кремнёвой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области к Горбову Борису Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная ИФНС России №11 по Московской области обратилась в суд с административным исковым заявлением и просит взыскать с Горбова Б.В. задолженность по уплате торгового сбора, уплачиваемого на территориях городов федерального значения за 3 квартал 2015 года в размере 40500 рублей, пеней за неуплату торгового сбора за 3 квартал 2015 года за период с 27.10.2015 по 11.07.2019 в размере 16121 рубль 04 копейки.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Горбов Б.В. в период с 10.01.2008 по 29.03.2016 состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком торгового сбора в соответствии со ст.411 Налогового кодекса Российской Федерации.
В г.Москве торговый сбор установлен Законом г.Москвы от 17.12.2014 №62 «О торговом сборе».
Согласно ст.415 Налогового кодекса Российской Федерации периодом обложения сбором признается квартал.
В соответствии с п.2 ст.417 Налогового кодекса Российской Федерации уплата торгового сбора производится плательщиками в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.
Налогоплательщику начислен торговый сбор в общей сумме 40500 руб., который не был оплачен в установленные сроки, в связи с чем на основании ст.ст.69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом было вынесено и направлено в адрес Горбова Б.В. требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов №79531 от 12.07.2019 со сроком добровольной уплаты до 25.10.2019.
На основании ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату торгового сбора ответчику начислены пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования, действующей в соответствующие периоды в сумме 16121,04 руб.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, при подаче искового заявления просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Горбов Б.В. в соответствии с положениями ст.96 КАС РФ извещен путем направления судебных повесток по месту регистрации с определением суда о принятии дела к производству, в котором были указаны официальный сайт суда и адрес электронной почты, контактные номера телефонов, по которым административный ответчик мог получить информацию об административном деле. Кроме того, копия искового заявления в соответствии с положениями ч.7 ст.125 КАС РФ была направлена административным истцом в адрес административного ответчика.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика в соответствие со ст. 150, ч.2 ст.289 КАС РФ.
Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами письменные материалы, исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, административный ответчик Горбов Б.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 10.01.2008 по 29.03.2016 (л.д.16-17).
Межрайонной ИФНС России № 11 сформировано требование № 79531 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 12.07.2019, с указанием недоимки по торговому сбору, уплачиваемому на территориях городов федерального значения по сроку уплаты 26.10.2015 в сумме 40500 рублей, а также пени в сумме 16121 рубль 04 копейки (л.д. 9-10). Требование направлено в адрес налогоплательщика через личный кабинет (л.д. 13).
12.05.2023 на основании поступившего 03.05.2023 от Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области заявления мировым судьей 243 судебного участка Серпуховского судебного района Московской области был вынесен судебный приказ №2а-1374/2023 о взыскании с Горбова Б.В. задолженности по недоимки по уплате торгового сбора, уплачиваемого на территориях городов федерального значения за 3 квартал 2015 года в размере 40500 руб., пени в размере 16121 руб. 04 коп. Судебный приказ был отменен определением мирового судьи от 17.05.2023 в связи с поступлением возражений должника относительно исполнения судебного приказа (л.д. 7-8).
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился 24.08.2023 (л.д.26).
В соответствии со ст.57 Конституции РФ и ст.23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса РФ, главой 32 КАС РФ.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз.2 п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 года №2465-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова П.П. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ», указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Статьей 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии п. 1 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса РФ определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
С направлением предусмотренного ст.69 Налогового кодекса РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки.
Требование об уплате налога в соответствии с п.1 ст.70 Налогового кодекса РФ должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
По смыслу данного положения, федеральный законодатель в процессе осуществления такого регулирования должен предусмотреть юридические механизмы поддержания правопорядка в этой сфере.
Следовательно, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить исполнение данной обязанности налогоплательщиком.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель - на основании статей 57, 71 (пункты «в», «ж», «з», «о»), 72 (пункты «б», «и» части 1), 75 (часть 3) и 76 (часть 1 и 2) Конституции Российской Федерации - устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога - пеня), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года № 9-П по делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации.
Возможность установления мер государственного принуждения в отношении налогоплательщиков вытекает из ст.55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в названных ею целях ограничения конституционных прав и свобод федеральным законом. В качестве одной из таких мер Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает требование об уплате налога, которое представляет собой направляемое налогоплательщику, не исполнившему обязанность по уплате налога.
Порядок исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (ст.ст.48, 52 Налогового кодекса РФ).
Согласно п.1 ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В п.3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст.75 Налогового кодекса РФ).
На основании п.6 ст.75 Налогового кодекса РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.ст.46-48 Налогового кодекса РФ.
Анализ взаимосвязанных положений п.п.1-3 ст.48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.5 ст.289 КАС Российской Федерации).
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п.3 ч.1 ст.48 Налогового кодекса РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб. (абз2 ч.2 ст.48 НК Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз.2 ч.3 ст.48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз.4 ч.2 сат.48 Налогового кодекса РФ)
Таким образом, обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного ст.48 Налогового кодекса РФ и ст.286 КАС РФ срока на обращения в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4 ст.289 КАС РФ).
Данные требования закона в полной мере распространяются и на обстоятельства по доказыванию уважительности причин пропуска установленного законом срока обращения в суд.
Разрешая заявление административного истца, суд учитывает, что налоговым органом было сформировано требование об уплате Горбовым Б.В. страховых взносов, в том числе страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, до 1 января 2017 года за 2016 год в размере 958 рублей 30 копеек; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, до 1 января 2017 года за 2016 год в размере 1027 рублей. Налогоплательщику предлагалось исполнить требование в срок до 25.10.2019.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела установлено, что соответствующих Налоговому кодексу РФ процедур взыскания указанной задолженности налоговым органом своевременно не производилось, в установленный действующим законодательством срок административный истец не обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Горбова Б.В. страховых взносов.
Статья 48 Налогового кодекса РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа 03.05.2023, то есть со значительным пропуском установленного законом срока на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенный на основании указанного заявления судебный приказ был отменен определением мирового судьи от 17.05.2023.
С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 24.08.2023.
Безусловная значимость взыскания в бюджет невыплаченных налогоплательщиками страховых взносов и пеней не освобождает налоговые органы от обязанности обращаться в суд с соблюдением установленных законом порядка и сроков, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять доказательства уважительности такого пропуска.
Не зависимо от того, что налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа и данный судебный приказ был вынесен, несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи заявления о вынесении судебного приказа, предусмотренного ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на дату обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки с административного ответчика налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание торгового сбора за 3 квартал 2015 года, в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, при этом доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено.
В соответствие с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Исходя из вышеизложенного, суд находит, что требования Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области к Горбову Б.В. о взыскании задолженности по уплате торгового сбора, уплачиваемого на территориях городов федерального значения за 3 квартал 2015 года в размере 40500 рублей, пеней за неуплату торгового сбора за 3 квартал 2015 года за период с 27.10.2015 по 11.07.2019 в размере 16121 рубль 04 копейки, удовлетворению не подлежат, поскольку принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных налоговым законодательством, осуществляться не может, следовательно, обязанность по их уплате считается погашенной.
В соответствии с подп. 5 п.3 ст. 44 и подп. 4 п.1 ст. 59 Налогового кодекса РФ налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм, в связи с чем записи из лицевого счета налогоплательщика по их уплате подлежат исключению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №11 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░ <░░░░░>), <░░░░> ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 40500 ░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 27.10.2015 ░░ 11.07.2019 ░ ░░░░░░░ 16121 ░░░░░ 04 ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22.12.2023.