Дело № 2а-279/2024
УИД № 74RS0010-01-2023-002549-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Агаповка 16 января 2024 года
Агаповский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Жилова М.А.,
при секретаре Ануфренчук В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Администрации Буранного сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Путера И.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Буранного сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Путера И.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № от 14 февраля 2020 года указывая, что 28 ноября 2023 года судебным приставом-исполнителем МСОСП по ОВИП ГУФССП России по Челябинской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей в связи с неисполнением требований исполнительного документа ФС № от 17 мая 2019 года, выданного на основании решении Агаповского районного суда Челябинской области от 18 июня 2019 года. В связи с тем, что бюджет Буранного сельского поселения является дотационным, что не позволяет исполнение всех расходных обязательств в полном объеме, а также соответствии с дорожной картой по выполнению комплекса мероприятий по разработке проектов санитарно-защитных зон скважин на 2021-2025 годы, администрацией поселения уже проведены следующие мероприятия: 1в декабре 2021 года получено два Решения Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области № и № от 16 декабря 2021 года об установлении зон санитарной охраны скважин № и №, в апреле 2022 года получено еще одно Решение <адрес> № от 05 апреля 2022 года на скважину №-Д, в октябре 2023 года получено Решение Минпрома № от 30 октября 2023 года на две скважины № и №, до ДД.ММ.ГГГГ будут оформлены документы ещё на две скважины № и №. На сегодняшний день санитарно-охранные зоны установлены на 7 скважин из 13. Администрация Буранного сельского поселения осуществляет организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах части полномочий переданных администрацией Агаповского муниципального района сельскому поселению по Соглашению №-с от 13 апреля 2023 года. Согласно утвержденного плана мероприятий (дорожная карта) по выполнению комплекса мероприятий по разработке проектов санитарно-защитных зон скважин на 2021-2025 годы и выделенного финансирования в соответствии с Соглашением о передачи части полномочий, администрация Буранного сельского поселения поэтапно планирует проводить мероприятия по разработке проектов санитарно-защитных зон скважин и обустройству первого пояса на скважинах. На 2024 год планируется заключение договоров еще на три скважины сельского поселения. Просят освободить администрацию Буранного сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от 14 февраля 2020 года.
Определением Агаповского районного суда Челябинской области от 27 декабря 2023 года в качестве заинтересованного лица привлечен Магнитогорский природоохранный прокурор Челябинской области.
Представитель административного истца администрации Буранного сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просит рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Путера И.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просит рассмотреть дело без его участия, представил письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении административного иска отказать.
Административный ответчик, представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.
Заинтересованное лицо, Магнитогорский природоохранный прокурор Челябинской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.
Исследовав в судебном заседании материалы дела и оценив их, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Как установлено статьей 4 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.
Согласно ч. 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
На основании ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Частью 2 статьи 112 указанного Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу части 6 статьи 112 указанного Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора, в соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, возможно при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Исходя из положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В судебном заседании установлено, что решением Агаповского районного суда Челябинской области от 17 мая 2019 года удовлетворены исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора, по которому постановлено обязать администрацию Буранного сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить разработку и согласование проектов организации зоны санитарной охраны скважин № (<адрес> Обязать администрацию Агаповского муниципального района Челябинской области в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда определить для централизованной системы водоснабжения <адрес> гарантирующую организацию, организовать водоснабжение населения данных поселков в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
14 февраля 2020 года на основании исполнительного листа фс № от 17 мая 2019 года, выданного Агаповским районным судом Челябинской области по делу № 2а-397/2019 судебным приставом-исполнителем МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, администрации установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.
В установленный срок требования исполнительного документа не исполнены.
14 сентября 2021 года за неисполнение требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа-до 14 октября 2021 года.
Как видно постановлением судебного пристава-исполнителя Путера И.В. от 27 октября 2023 года должнику предоставлен новый срок для исполнения требований, до 11 декабря 2023 года.
Административный истец в административном иске ссылается на то обстоятельство, что бюджет Буранного сельского поселения является дотационным, что не позволяет исполнение всех расходных обязательств в полном объеме, выполнен комплекс мероприятий по исполнению решения суда, планируется проведение мероприятий по разработке проектов санитарно-защитных зон скважин и обустройству первого пояса на скважинах. На 2024 год планируется заключение договоров еще на три скважины сельского поселения.
В подтверждение своих доводов административным истцом представлены: Соглашение №-С между администрацией Агаповского муниципального района и администрацией Буранного сельского поселения Агаповского муниципального района от 23 марта 2023 года, план мероприятий (дорожная карта) по выполнению комплекса мероприятий по разработке проектов санитарно-защитных зон скважин на 2021-2025 года.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ и п. 1 ст. 401 ГК РФ суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, если установит, что должник при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, принял все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, т.е. если придет к выводу о том, что вина должника в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует.
Согласно пункта 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" указано, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
Из изложенного следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличии или отсутствии оснований для возложения на него ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Как установлено в судебном заседании, административным истцом администрацией Буранного сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области предпринимались меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
Суд приходит к выводу, что административным ответчиком представлены доказательства, которые позволяют сделать вывод об отсутствии у администрации Буранного сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа и объективной возможности своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, при этом администрация Буранного сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области в целях надлежащего исполнения лежащей на ней обязанности предприняла все необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта.
Суд полагает возможным освободить администрацию Буранного сельского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области от обязанности по оплате исполнительского сбора.
Учитывая изложенное, административные исковые требования Буранного сельского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░ 2024 ░░░░.