Дело №2а-45/2024
22RS0006-01-2024-000058-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Быстрый Исток 05 июля 2024 года
Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Крутько Т.Н.
при секретаре Булавкиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю к Кузнецовой Ю.С. о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость и страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю (далее – МИФНС №16) обратилась Быстроистокский районный суд Алтайского края с административным иском к Кузнецовой Ю.С., в котором просила взыскать недоимку по штрафу по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) в размере 1000 рублей и пени по НДС за период с 28.10.2019 по 23.10.2023 и страховым взносам на обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) и обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) за период с 01.01.2020 по 23.10.2023 в общем размере 218368 руб., обосновав свои требования тем, что ответчик являлся с 05.06.2019 по 28.01.2020 индивидуальным предпринимателем, и, вследствие этого, плательщиком страховых взносов и налога на добавленную стоимость. В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов и НДС налогоплательщику начислены пени и выставлено требование № от 21.07.2023, которое было направлено почтой и оставлено ответчиком без исполнения.
МИФНС №16 в установленный законом срок обратилась в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Кузнецовой Ю.С. задолженности по налогам. Мировым судьей судебного участка Быстроистокского района Алтайского края 02.12.2023 вынесено определение №9а-351/2023 об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании Кузнецовой Ю.С. задолженности по обязательным платежам.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, уведомлен надлежащим образом, в иске просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Кузнецова Ю.С. в судебное заседание не явилась. Конверты с судебными извещениями, направленные по адресу регистрации ответчика, возвратились с отметкой «истек срок хранения». Руководствуясь ч.ч. 1, 2, 7 ст. 96, ч.ч. 1, 2 ст. 99 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), разделом 11 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного приказом АО «Почта России» от 21.06.2022 № 230-п, суд признает ответчика извещенным надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст.ст. 150, 289 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон публичного правоотношения.
Исследовав письменные доказательства, рассматривая административные исковые требования, с учетом правил, установленных главой 15 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу ч. 1 ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату (ч. 2 ст. 44 НК РФ).
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (п. п. 1, 2 ст. 45 НК РФ).
В соответствии со ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Требование об уплате налога согласно ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признаётся установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).
В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ пеня уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; в силу пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.
В соответствии с ч.4 ст.31 НК РФ (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.
В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма. В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
На основании п.5 ст.31 НК РФ в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. При отсутствии у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации и отсутствии в Едином государственном реестре налогоплательщиков сведений об адресе для направления этому лицу документов, указанных в настоящем пункте, такие документы направляются налоговым органом по адресу места нахождения одного из принадлежащих такому физическому лицу объектов недвижимого имущества (за исключением земельного участка).
На основании п. 2 ст. 11 НК РФ местом жительства физического лица признается адрес, по которому это физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей законодательства о налогах и сборах место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания, т.е. по месту, где физическое лицо проживает временно по адресу, по которому этому лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По сведениям МП ПП по <адрес> МО МВД России «Петропавловское», Кузнецова Ю.С. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
В силу ч.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее - плательщики) признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с ч.1 ст.423 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Согласно ч.5 ст.430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч.ч.. 1, 2 ст.432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками - индивидуальными предпринимателями производится ими самостоятельно в соответствии со ст.430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов на ОПС и на ОМС за расчетный период уплачиваются плательщиками в совокупном фиксированном размере или в размере, исчисленном в соответствии с пунктом 1.4 статьи 430 настоящего Кодекса, не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В силу ч.5 ст.432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.
С 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» вопросы исчисления и обязанность по уплате страховых взносов в Российской Федерации регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В соответствии со ст.143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются индивидуальные предприниматели. Согласно ст.163 НК РФ налоговый период устанавливается как квартал. Налоговая декларация по НДС представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту своего учета в качестве индивидуального предпринимателя, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.5 ст.174 НК РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Кузнецова Ю.С. (ИНН №) с 05.06.2019 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, 28.01.2020 прекратила свою деятельность в соответствии с принятым решением, что подтверждается выпиской из ОГРНИП.
Таким образом, Кузнецова Ю.С. в период с 05.06.2019 по 28.01.2020 включительно, являлась плательщиком страховых взносов, а также, плательщиком НДС.
В силу п.5 ст.432 НК РФ сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование подлежала уплате Кузнецовой Ю.С. не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, то есть не позднее 12.02.2020.
Кроме того, у Кузнецовой Ю.С. возникла обязанность по уплате НДС за 2019 год по срокам оплаты 25.10.2019 в сумме 113 388,00 руб., 25.11.2019 в сумме 113 388,00 руб., 25.12.2019 в сумме 113 390,00 руб., 27.01.2020 в сумме 193 399,00 руб., 25.02.2020 в сумме 193 399,00 руб., 25.03.2020 в сумме 193 401,00 руб.
Кроме того, 26.07.2019 индивидуальный предприниматель Кузнецова Ю.С. представила в МИФНС №1 России по Алтайскому краю первичную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2019 года при сроке предоставления 25.07.2019. Решением № от 28.11.2019 Кузнецова Ю.С. привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст.119 НК РФ, в виде штрафа в размере 1000 рублей. Копия решения направлена ответчику 04.12.2019 почтовым оправлением (ШПИ №), получена ею 18.12.2019. Решение вступило в законную силу – 13.01.2020.
Между тем в установленный законом срок административный ответчик оплату обязательных платежей и санкций не произвела, доказательств иного суду не представлено.
За неисполнение административным ответчиком в установленный законом срок обязанности по уплате страховых взносов и НДС в соответствии со ст.75 НК РФ плательщику была начислена пени.
В соответствии со ст. 24 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Согласно п. 2 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с пунктом 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" вышеуказанная норма ст. 24 Гражданского кодекса закрепляет полную имущественную ответственность физического лица независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя и не разграничивает имущество гражданина как физического лица либо как индивидуального предпринимателя.
Взыскание задолженности с индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст.ст. 46, 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в судебном порядке в соответствии со ст. 48 НК РФ (п. 3 ст. 45 НК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 N 309-КГ15-16838, утрата физическим лицом государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лишает его права осуществлять предпринимательскую деятельность, но не освобождает от обязанности отвечать по обязательствам принадлежащим ему имуществом. Следовательно, утрата должником статуса индивидуального предпринимателя не может служить основанием для прекращения исполнительного производства на основании п. 7 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных статьей 48 Кодекса.
В силу ч.3 ст. 48 НК РФ Налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
В случае внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об утрате силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заявление о взыскании задолженности, в отношении которой в реестре решений о взыскании задолженности не размещены поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности и (или) постановление о взыскании задолженности, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае, если соответствующее решение вступило в силу после дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Ввиду наличия задолженности МИФНС № 1 в соответствии со ст.47 НК РФ вынесено постановление № от 10.01.2020 о взыскании задолженности за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств, налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, не утратившего свой статус на дату принятия постановления о взыскании задолженности, на сумму 113 936,04 руб., в том числе: недоимка по НДС за 3 квартал 2019 года – 113 662,00 руб., пени по НДС - 274,02 руб., и направлено судебному приставу-исполнителю для исполнения. Судебным приставом - исполнителем 20.04.2020 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, окончено 29.11.2023 на основании ч.1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Кроме того, в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ заказным письмом направлено требование от 06.11.2019 №. В связи с неуплатой задолженности в установленный направленным требованием срок, реализована процедура взыскания за счет имущества физического лица в соответствии со статьей 48 НК РФ - направлено в суд заявление о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка Быстроистокского района Алтайского края 12.07.2020 вынесен судебный приказ №2а-687/2020 на сумму 193 801,91 руб., в том числе: недоимка по НДС за 4 квартал 2019 года - 193 399,00 руб., пени по НДС - 402,91 руб. Судебным приставом - исполнителем 14.10.2020 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, окончено 13.06.2023 на основании ч.1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задолженность по исполнительному производству на 13.06.2023 составляет 207 368,04 руб.
Ввиду наличия задолженности, МИФНС №1 в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ заказными письмами направлены требования от 05.12.2019 №, от 10.01.2020 №. В связи с неуплатой задолженности в установленный направленными требованиями срок, реализована процедура взыскания за счет имущества физического лица в соответствии со статьей 48 НК РФ - направлено в суд заявление о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка Быстроистокского района Алтайского края 27.03.2020 вынесен судебный приказ №2а-268/2020 на сумму 248 128,52 руб., в том числе: недоимка по НДС за 3 квартал 2019 года - 226 778,00 руб., пени по НДС - 575,45 руб.; страховые взносы на ОМС – 3 939,18 руб., пени - 7,39 руб.; страховые взносы на ОПС - 16 797,01 руб., пени - 31,49 руб. Судебным приставом - исполнителем 22.05.2020 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, окончено 13.06.2023 на основании ч.1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задолженность по исполнительному производству на 13.06.2023 составляет 265 497,52 руб.
Ввиду наличия задолженности, МИФНС №1 в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ заказным письмом направлено требование от 07.02.2020 №. В связи с неуплатой задолженности в установленный направленным требованием срок, реализована процедура взыскания за счет имущества физического лица в соответствии со статьей 48 НК РФ - направлено в суд заявление о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка Быстроистокского района Алтайского края 12.09.2020 вынесен судебный приказ от №2а-933/2020 на сумму 193 801,91 руб., в том числе, НДС за 4 квартал 2019 года - 193 399,00 руб., пени по НДС - 402,91 руб. Судебным приставом - исполнителем 19.04.2021 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, окончено 13.06.2023 на основании ч.1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задолженность по исполнительному производству на 13.06.2023 составляет 207 368,04 руб.
Ввиду наличия задолженности, МИФНС №1 в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ заказным письмом направлено требование от 05.03.2020 №. В связи с неуплатой задолженности в установленный направленным требованием срок реализована процедура взыскания за счет имущества физического лица в соответствии со ст. 48 НК РФ - направлено в суд заявление о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка Быстроистокского района Алтайского края 01.08.2020 вынесен судебный приказ № 2а-746/2020 на сумму 196 797,90 руб., в том числе, НДС за 4 квартал 2019 года - 193 399,00 руб., пени по НДС - 309,44 руб.; страховые взносы на ОМС – 634,22 руб., пени - 2,66 руб.; страховые взносы на ОПС - 2 422,32 руб., пени - 10,26 руб. Судебным приставом - исполнителем 05.05.2021 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, окончено 13.06.2023 на основании ч.1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задолженность по исполнительному производству на 13.06.2023 составляет 210 573,75 руб.
С 01.10.2020 полномочия по взысканию задолженности с физических лиц МИФНС №1 делегированы МИФНС России № 16, в части применения мер взыскания задолженности по физическим лицам в соответствии со статьей 48 НК РФ с 29.11.2021.
Ввиду наличия задолженности, МИФНС №16 в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ заказным письмом направлено требование от 15.11.2021 №. В связи с неуплатой задолженности в установленный направленным требованием срок реализована процедура взыскания за счет имущества физического лица в соответствии со ст. 48 НК РФ - направлено в суд заявление о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка Быстроистокского района Алтайского края 04.07.2022 вынесен судебный приказ № 2а-399/2022 на сумму 22 675,99 руб., в том числе: пени по НДС – 22 104,10 руб.; пени по страховым взносам на ОМС – 462,05 руб.; пени по страховым взносам на ОПС - 109,84 руб. Судебным приставом - исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, окончено 13.06.2023 на основании ч.1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задолженность по исполнительному производству на 13.06.2023 составляет 24 263,30 руб.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации включена ст.11.3 ("Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет"), согласно пункту 1 которой единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 4, 5 указанной статьи единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе, среди прочего, налоговых уведомлений - со дня наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога (подпункт 6).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания.
Как следует из административного искового заявления, в отрицательное сальдо должника Кузнецовой Ю.С. на 01.01.2023 включена задолженность по налогам в общем размере 944 177,73 руб., штраф 1 000 руб., пени по состоянию на 01.01.2023 в размере 177 717,56 руб., всего в размере 1 122 895,29 руб.
В соответствии с п.п.4 п.1 ст.59 НК РФ взыскателем принято решение о списании задолженности от 29.09.2023 на сумму 193 401,00 руб.
Из представленного расчета задолженности следует, что расчет пени произведен: по НДС за период 28.10.2019 по 31.12.2022 в размере 173 160,69 руб., по страховым взносам на ОПС за период 01.01.2020 по 31.12.2022 в размере 3 682,07 руб., по страховым взносам на ОМС за период 01.01.2020 по 31.12.2022 в размере 874,80 руб. С даты образования отрицательного сальдо ЕНС 01.01.2023 расчет пени произведен на сумму задолженность по налогам в общем размере 944 177,73 руб. с учетом списания недоимки по НДС в размере 193 401,00 руб., 64940,48 руб.
Расчет суммы пени в размере 242658,04 руб. судом проверен, является арифметически правильными, административным ответчиком не оспорен.
Вместе с тем, пени является дополнительной обязанностью к уплачиваемым налогам (взносам).
В Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
В определении от 17.02.2015 №422-О Конституционный суд Российской Федерации разъяснил, что НК РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ); порядок исполнения обязанности по уплате налогов предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (ст. 45 НК РФ и ст. 52 НК РФ). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (п. 2 ст. 48 НК РФ). С учетом изложенного, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, поскольку недоимка, на которую начислены пени, списана налоговым органом, начисленные на нее пени также подлежат списанию.
В судебном заседании установлено, что налоговым органом на 01.01.2023 принудительными мерами взыскания в отношении налогоплательщика Кузнецовой Ю.С. обеспечена недоимка в общем размере 969 122,25 руб., в том числе пени в размере 24692,52 руб. Судебные решения вступили в законную силу, административным ответчиком не обжаловались и не отменялись, срок принудительного взыскания по исполнительным документам не истек.
Однако, с учетом списания налоговым органом недоимки по налогам на сумму 193401,00 руб., начисленные на нее пени также подлежали списанию.
Таким образом, судом исключается из расчета пени, подлежащего взысканию, сумма пени, начисленная на недоимку по НДС в размере 193401,00 руб. за период с 26.03.2020 по 01.01.2023 в размере 33928,99 руб., а также сумма пени, обеспеченная ранее принудительными мерами взыскания в размере 24692,52 руб. Административным истцом не утрачено право на взыскание пени в размере 184036,53 руб. (242658,04 руб. (начисленная сумма пени на дату обращения за принудительным взысканием задолженности)– 33928,99 руб. (сумма пени, подлежащая списанию в связи со списанием задолженности по налогу) – 24692,52 руб. (сумма пени, обеспеченная ранее принудительными мерами взыскания).
Рассматривая требования МИФНС №16 о взыскании с Кузнецовой Ю.С. недоимки по штрафу в размере 1000 руб. приходит к следующим выводам.
Решением заместителя начальника МИФНС №1 от 28.11.2019 № Кузнецова Ю.С. привлечена к налоговой ответственности по п.1 ст.199 НК РФ к штрафу в размере 1 000 руб. за несвоевременное представление первичной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года.
Налоговая декларация является основным документом налоговой отчетности, непредставление в установленный срок которого ставит под угрозу эффективное осуществление налогового контроля и своевременное обнаружение фактов несвоевременного, неполного или неправильного исполнения налоговой обязанности. На основе представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации осуществляются мероприятия камерального налогового контроля. И хотя непредставление в установленный срок налоговой декларации не может полностью блокировать осуществление в отношении налогоплательщика контрольных мероприятий, имея в виду в том числе возможность проведения въездных налоговых проверок, игнорирование налогоплательщиком соответствующей обязанности способно существенным образом затруднить нормальное осуществление налоговым органом его функций.
Статья 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации. Как следует из этой статьи, рассматриваемой во взаимосвязи с иными положениями раздела VI "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение" данного Кодекса, указанное в ней налоговое правонарушение посягает на самостоятельный объект охраняемых государством общественных отношений в сфере налогообложения, связанных с осуществлением налогового контроля. Именно поэтому налогоплательщик привлекается к ответственности за совершение данного налогового правонарушения независимо от факта уплаты им налога. Штраф за налоговое правонарушение не имеет собственного срока уплаты, поскольку соответствующая сумма может быть истребована только после вынесения налоговым органом решения о привлечении к налоговой ответственности и вступления его в законную силу в общем порядке взыскания задолженности по налогам.
Копия решения направлена Кузнецовой Ю.С. почтовым отправлением 04.12.2019 (ШПИ: №), получена ответчиком 18.12.2019.
Поскольку свою обязанность по уплате штрафа Кузнецова Ю.С. в добровольном порядке не исполнила, налоговым органом с соблюдением требований, предусмотренных статьями 69 и 70 НК РФ, 21.01.2020 в её адрес по почте заказным письмом направлено требование № об оплате штрафа в размере 1 000 руб. в срок до 13.02.2020.
В соответствии с п.6 ст.45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога или неполная уплата налога в установленный срок являются основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом. Принудительное взыскание налогов, страховых взносов и пени с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке в течение ограниченных сроков, установленных законодательством. Порядок взыскания недоимки по налогам, страховым взносам и пени за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, регламентирован ст.48 НК РФ.
В соответствии со ст.48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов и т.д.) - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей. Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, о чем также указано в ч.2 ст.286 КАС РФ. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Между тем, административном истцом не представлены доказательства соблюдения установленного порядка принудительного взыскания недоимки по вышеуказанному штрафу. После направления ответчику требования о взыскании недоимки по штрафу в срок до 13.02.2020 в установленный законом шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования, с учетом указанной в требовании № общей суммы задолженности за Кузнецовой Ю.С. на 21.01.2020 в размере 366051,67 руб., до 13.08.2020 налоговый орган не обращался. На основании изложенного, право на принудительное взыскание с Кузнецовой Ю.С. задолженности по штрафу на 01.01.2023 налоговым органом утрачено, поэтому включение задолженности по штрафу в сальдо единого налогового счета неправомерно. В части взыскания задолженности по штрафу по НДС исковые требования удовлетворению не подлежат.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и исследовав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что при обращении с настоящим административным исковым заявлением в части взыскания недоимки по пени по НДС и страховым взносам в установленном судом размере 184403,53 руб. налоговым органом соблюден предусмотренный законом порядок взыскания с налогоплательщика задолженности по налогам.
Так, ввиду наличия задолженности, МИФНС №16 в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ заказным письмом направлено требование от 21.07.2023 № со сроком исполнения до 14.09.2023, которое было направлено почтой и оставлено ответчиком без исполнения.
МИФНС №16 в установленный законом срок обратилась в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Кузнецовой Ю.С. задолженности по налогам. Мировым судьей судебного участка Быстроистокского района Алтайского края 02.12.2023 вынесено определение №9а-351/2023 об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании Кузнецовой Ю.С. задолженности по обязательным платежам.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Пункт 2 ст. 48 НК РФ предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В силу ч. 3.1 ст. 1 КАС РФ заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 11.1 КАС РФ. По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен.
По смыслу положений глав 11.1 и 32 КАС РФ, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным. Соответственно, в силу п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ мировой судья отказывает в принятии такого заявления.
В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Настоящее административное исковое заявление к Кузнецовой Ю.С. направлено в суд почтовым отправлением 11.03.2023, то есть в пределах установленного законом срока.
Таким образом, сроки, предусмотренные ст.48 НК РФ и ст.70 НК РФ, административным истцом соблюдены.
Требования налогового органа в порядке ст. ст. 137-138 НК РФ административным ответчиком не обжалованы.
До настоящего времени задолженность по соответствующей пене, административным ответчиком не уплачена.
С учетом изложенного, с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по пени в общем размере 184036,53 руб., в том числе: по страховым взносам на ОПС за период 01.01.2020 по 23.10.2023 в размере 3 178,27 руб., по страховым взносам на ОМС за период 01.01.2020 по 23.10.2023 в размере 754,91 руб., по НДС за период 28.10.2019 по 23.10.2023 в размере 180 103,35 руб.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (п. 7 ч. 1 ст. 333.36. НК РФ).
Согласно ст. 61.1. Бюджетного Кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, - государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Таким образом, в силу п. 1 ч. 1 ст. 333.19. НК РФ, с учетом удовлетворения заявленных требований на общую сумму в размере 184036,53 руб. с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, суд взыскивает в доход бюджета муниципального образования Быстроистокский район государственную пошлину в размере 3 321,10 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 114, ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 16 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> (░░░ №), ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 28.10.2019 ░░ 23.10.2023 ░ ░░░░░░░ 184 036 ░░░░░░ 53 ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> (░░░ №), ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 321 ░░░░░ 10 ░░░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░