дело №2а-246/2023
УИД 62RS0017-01-2023-000242-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рязанская область, Пронский район,
г. Новомичуринск 10 апреля 2023 года
Пронский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Пучки В.В., с участием старшего помощника прокурора Пронского района Рязанской области Исаковой О.А., при секретаре Черкесовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пронского районного суда Рязанской области в г. Новомичуринске Рязанской области административное исковое заявление прокурора Пронского района Рязанской области к администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить нарушения законодательства,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Пронского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Пронский районный суд Рязанской области с вышеуказанным иском к администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при размещении органами местного самоуправления Пронского муниципального района Рязанской области на официальных сайтах информации об их деятельности. Положениями Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлена обязанность администрации органа местного самоуправления размещать в сети интернет информацию о работе органа с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; обзоры данных обращений, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах. Однако прокуратурой района установлено, что данная обязанность административным ответчиком не исполняется: обзоры обращений и результаты обобщения обращений граждан, организаций, общественных объединений, государственных и иных органов, поступивших в администрацию Пронского городского поселения, о принятых по данным обращениям мерах за 2022 год не размещена на официальном сайте органа местного самоуправления. Данное бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.
На основании изложенного прокурор Пронского района Рязанской области просит суд признать незаконным бездействие администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, выразившееся в неразмещении на официальном сайте: http://www.adm-pronskoe.ru, предусмотренных Федеральным законом № 8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» результатов работы органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, а именно: обзоров обращений указанных лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах за 2022 год; обязать администрацию МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области в течение 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить размещение на официальном сайте администрации предусмотренных Федеральным законом №8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» результатов работы органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, а именно: обзоров обращений указанных лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах за 2022 год.
Старший помощник прокурора Пронского района Рязанской области Исакова О.А. в судебном заседании административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, уточнив формулировку исковых требований в части правильного указания адреса официального сайта администрации - http://www.adm-pronskoe.ru, в котором допущена описка при изложении требований административного иска.
Представитель административного ответчика администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, надлежащим образом извещенного о месте, дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив в суд письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика, оставив разрешение исковых требований на усмотрение суда.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя административного ответчика администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области.
Выслушав объяснения старшего помощника прокурора Исаковой О.А., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Из совокупности положений статьи 39 и части 4 статьи 218 КАС РФ следует право прокурора на обращение в суд с требованиями о признании незаконными действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если он полагает, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы указанных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ при рассмотрении вопроса о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными имеет значение установление судом таких обстоятельств как несоответствие указанных действий, решений нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца (в данном случае неопределенного круга лиц, в интересах которого прокурор обратился в суд).
Частью 2 статья 24 Конституции РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Как следует из общих положений Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов (часть 1 статья 4). Одними из основных принципов регулирования отношений в данной сфере являются: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; достоверность информации и своевременность ее предоставления (статья 3).
Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, согласно положениям части 1 стать 3 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляется также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами.
В соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (часть 1). Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (часть 2). Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности (часть 3).
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в частности сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ).
Исходя из положений части 1 статьи 10 указанного Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности создают и используют официальные сайты в сети «Интернет».
Согласно пункту 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную <тайного>).
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, подлежащая размещению в сети «Интернет», предусмотрена статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
На основании пункта 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ, в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления на их официальном сайте в сети «Интернет» подлежит размещению информация о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: порядок и время приема граждан (физических лиц), представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; обзоры обращений указанных лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Таким образом, вышеприведенными положениями Конституции РФ и Федеральных законов на орган местного самоуправления, каковым является административный ответчик, возложена обязанность на официальном сайте в сети «Интернет» размещать информацию о его работе с обращениями граждан, организаций, общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления и тем самым обеспечивать реализацию указанными лицами права на свободные поиск и получение информации о деятельности органа местного самоуправления, в том числе непосредственно затрагивающей права и свободы граждан, а также права и обязанности организаций (юридических лиц) в связи с осуществлением ими свей уставной деятельности.
Как следует из материалов дела, 09.03.2023 года прокуратурой Пронского района Рязанской области при осуществлении надзора в результате проверки официальных сайтов органов местного самоуправления Пронского муниципального района Рязанской области установлено, что на официальном сайте администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области по адресу: http://www.adm-pronskoe.ru, не размещена информация о работе органа местного самоуправления поселения с поступившими в 2022 году обращениями лиц, указанных в пп. «а» п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно: обзоры обращений граждан, представителей организаций, общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения таких обращений и принятых по ним мерах. При этом установлено, что данных обращений в администрацию МО - Пронское городское поселение поступило в 2022 году - 29.
Изложенное подтверждается справкой старшего помощника прокурора Пронского района Исаковой О.А. от 09.03.2023 года об установлении факта неразмещения на официальном сайте органа местного самоуправления обзора обращений граждан, представителей организаций, общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, а также обобщенной информации о результатах рассмотрения таких обращений и принятых по ним мерах за 2022 год (л.д. 8-10); справкой старшего помощника прокурора Пронского района Исаковой О.А. от 03.03.2023 года о выявлении в результате проверки, с выездом на место, в имеющейся документации: журналах и карточках учета поступивших обращений, жалобах, заявлениях и ответах на них, что администрацией МО - Пронское городское поселение в 2022 году рассмотрены 29 обращений, поступивших в орган местного самоуправления (л.д. 7).
Кроме того, об отсутствии указанной информации на официальном сайте администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области свидетельствует представленный прокурором скриншот с Интернет-ресурса по URL-адресу: http://www.adm-pronskoe.ru (л.д. 12).
Данное бездействие административного ответчика не соответствует вышеуказанным требованиям закона и нарушает права граждан и организаций, то есть неопределенного круга лиц, на осуществление свободного поиска и беспрепятственное получение открытой информации о деятельности органа местного самоуправления - администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, связанной с его работой с обращениями граждан, организаций, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе непосредственно затрагивающие права и свободы граждан и права и обязанности организаций (юридических лиц) в связи с осуществление ими свей уставной деятельности. Бездействие является незаконным и подлежит устранению административным ответчиком.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
С учетом изложенного, приходя к выводу о незаконности бездействия органа местного самоуправления, суд полагает необходимым обязать администрацию МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области к исполнению обязанности по размещению на официальном сайте администрации информации, предусмотренной пп. «в» п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В соответствии со ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
При указанных обстоятельствах, учитывая характер действий, которые надлежит совершить ответчику, и разумность срока для их совершения, установить срок для исполнения настоящего судебного решения - 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах требования прокурора о признании бездействия администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области незаконным и обязании устранить нарушения законодательства подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: http://www.adm-pronskoe.ru, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №8-░░ ░░ 09.02.2009 ░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░), ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2022 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 (░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: http://www.adm-pronskoe.ru, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №8-░░ ░░ 09.02.2009 ░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░), ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2022 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 10 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░