Дело №2а-253/2023
УИД 46RS0021-01-2023-000221-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Кшенский 27 июля 2023 года
Советский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Стрельцова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Захаровой Л.И.,
с участием представителя административного истца, помощника прокурора Советского района Курской области Алистратовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района Курской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Ленинский сельсовет» Советского района Курской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор Советского района Курской области обратился в Советский районный суд Курской области с административным иском к Администрации муниципального образования «Ленинский сельсовет» Советского района Курской области, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по приведению в исправное состояние пожарного гидранта, расположенного по адресу: Курская область, Советский район, с.Переволочное, д.23;, и обязать административного ответчика в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить исправное состояние вышеуказанного пожарного гидранта.
Заявленный административный иск административный истец мотивирует тем, что в ходе проведённой прокуратурой Советского района Курской области проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности было установлено, что пожарный гидрант, расположенный по адресу: Курская область, Советский район, с.Переволочное, д.23, и являющийся источником наружного противопожарного водоснабжения, находится в неисправном состоянии.
В нарушение требований статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», пунктов 48, 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года №1479, администрацией Ленинского сельсовета не предприняты надлежащие меры для приведения указанного гидранта в исправное состояние для обеспечения возможности забора воды в любое время в целях пожаротушения из указанного источника наружного водоснабжения, что создаёт угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушает их права и законные интересы.
По факту выявленных нарушений прокуратурой района 02.06.2023 года в адрес главы муниципального образования внесено представление, однако, фактически нарушения не устранены,
В судебном заседании помощник прокурора Советского района Курской области Алистратова А.А. поддержала заявленные административные исковые требования в полном объеме, и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика, Администрации муниципального образования «Ленинский сельсовет» Советского района Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Согласно поданному в суд главой администрации Ленинского сельсовета Соиным В.Д. заявлению, представитель административного ответчика просит рассмотреть дело в его отсутствие, указывая на признание административных исковых требований, но в связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования на эти цели, наличия значительных иных денежных обязательств, просит уставить более длительный срок для устранения выявленных недостатков.
Так как лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, явка административного ответчика в судебное заседание не признана судом обязательной, то на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Заслушав представителя административного истца, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон №69-ФЗ).
В статье 1 Федерального закона №69-ФЗ определено, что под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона №69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу пункта 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Федеральный закон от 22.07.2008 года №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон №123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с Федеральным законом №123-ФЗ к пожарному оборудованию относятся пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы, которые должны обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения (статьи 126, 127 Закона).
В силу статьи 62 Федерального закона №123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (пункт 3).
Пунктом 1 статьи 63 Федерального закона №123-ФЗ установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Согласно пункта 2 статьи 63 Федерального закона №�����������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????j�??????????�?�????h?�???????J?J�?j�???????J?J?????????????�???????????�?�?�??�???????????�?�????h?�??????????�?�??�???????????????h?�????????????J?J???h?�????????????J?J?J????�???�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?�����������?������ �����?������‹�����?���������������????????J???????�??$???????J?�?????¤????J?�???????¤??????
В соответствии с частью 2 статьи 68 Федерального закона №123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.
Согласно пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года №1479, органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Пунктом 48 вышеуказанных Правил установлено, что руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В структуру органов местного самоуправления, согласно статье 36 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Согласно статьи 36 Устава муниципального образования «Ленинский сельсовет» Советского района Курской области, администрация Ленинского сельсовета Советского района – орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно - распорядительные функции (часть 1), обеспечивает, в числе прочего, исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения Ленинского сельсовета Советского района в соответствии со статьей 3 настоящего Устава в интересах населения Ленинского сельсовета Советского района (пункт 1 части 4), и осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Курской области, настоящим Уставом (часть 5).
В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Устава, к вопросам местного значения Ленинского сельсовета Советского района, в том числе, относиться обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Ленинского сельсовета Советского района.
В судебном заседании установлено, что на территории Ленинского сельсовета Советского района Курской области по адресу: Курская область, Советский район, с.Переволочное, д.23 расположен пожарный гидрант, являющийся источником наружного противопожарного водоснабжения (л.д.9).
Согласно результатов проведенной прокуратурой Советского района Курской области проверки соблюдения законодательства противопожарного водоснабжения на территории Ленинского сельсовета Советского района Курской области было установлено, что в нарушение статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», пунктов 48, 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации» администрацией муниципального образования «Ленинский сельсовет» Советского района Курской области не созданы условия для забора в любое время года воды в целях пожаротушения из указанного источника наружного водоснабжения, исправность указанного гидранта не обеспечена (л.д.8).
Внесенное 02.06.2023 г. прокурором в адрес главы муниципального образования представление об устранении выявленных нарушений закона (л.д.10-11) было рассмотрено, однако, нарушения не устранены до настоящего времени, что не оспаривается административным ответчиком.
Неисправность пожарного гидранта создаёт угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, влечёт нарушение их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 3 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
В соответствии с частью 3 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Отсюда, суд находит заявленные прокурором административные исковые требования в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Ленинский сельсовет» Советского района Курской области незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Срок для устранения нарушения прав, свобод и неопределенного круга лиц, устанавливается с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов.
С учетом необходимости принятия решения о выделении необходимых денежных средств представительным органом муниципального образования наряду с разрешением иных финансовых вопросов, наличие в населённом пункте иного работоспособного источника наружного противопожарного водоснабжения (л.д.9), суд считает возможным установить административному ответчику для устранения выявленных нарушений срок 6 месяцев.
Разрешая вопрос о понесенных сторонами процессуальных издержках, суд учитывает, что в силу пунктов 9 и 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор Советского района и администрация муниципального образования «Ленинский сельсовет» Советского района Курской области освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░, ░.23.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░░░░░░░, ░.23.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 31 ░░░░ 2023 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░