Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3223/2023 ~ М-3000/2023 от 07.09.2023

25RS0004-01-2023-002070-51

Дело № 2а-3223/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2023 года                                                                         г. Владивосток

Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Кашимовского А.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зюзь Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к старшему судебному приставу ОСП по Советскому району ВГО ГУФССП России по Приморскому краю, ГУФССП России по Приморскому краю о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанным административным иском к старшему судебному приставу ОСП по Советскому району ВГО ГУФССП России по Приморскому краю, ГУФССП России по Приморскому краю о признании незаконным бездействия, указав в обоснование следующее.

В производстве ОСП по Советскому району ВГО ГУФССП России по Приморскому края находится исполнительное производство <номер> от <дата>, о взыскании с должника ФИО1 в пользу взыскателя ООО «Траст» задолженности по кредитным платежам.

В ОСП по Железнодорожного района г. Красноярска ГУ ФССП России по Красноярскому краю находится сводное исполнительное производство <номер>, взыскателем по которому в том числе является ФИО1

ФИО1 обратился с заявлением в банковскою организацию и в ОСП по Советскому району ВГО ГУФССП России по Приморскому краю с заявлением об оставлении ему прожиточного минимума и об оставлении части средств, поступающих на счет ФИО1

Постановлением от <дата> <номер> в удовлетворении ходатайства ФИО1 отказано.

Полагая, что имеет место бездействие старшего судебного пристава ОСП по Советскому району ВГО ГУФССП России по Приморскому краю, выразившееся непринятии мер, последующем списании и распределении денежных средств по отмененному в части решению Советского районного суда г. Владивостока по делу <номер>, а также в части бездействия при рассмотрении заявления ФИО1 об оставлении прожиточного минимума, административный истец обратился с указанным административным иском в суд, просит признать бездействие старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Советскому району ВГО ГУФССП России по Приморскому краю, в части неприменения контрольных административных функций в исполнительном производстве <номер> в части установления прожиточного минимума, незаконным.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, ввиду плохого самочувствия.

Представитель административных ответчиков ОСП по Советскому району ВГО ГУФССП России по Приморскому краю, ГУФССП России по Приморскому краю в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен взыскатель по исполнительному производству ООО «Траст».

Представитель заинтересованного лица ООО «Траст» в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, уведомлен надлежащим образом.

На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, с учетом требований ст.ст. 62, 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 360 КАС РФ предусмотрено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Положениями статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Исходя из положений статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, статей 12, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах», исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Исходя из положений п. 2 ст. 4, ч.ч. 2 и 3 ст. 69, ст. 70, 98, 99 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель принимает комплекс мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа по обращению взыскания на денежные средства, заработную плату и иные доходы должника.

Частью 2 статьи 99 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ установлено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 70 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, устанавливает Банк России.

Согласно ч. 5.2 ст. 70 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, обеспечивает соблюдение требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, на основании сведений, указанных лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или) иные доходы, в расчетных документах.

В силу ч. 3 ст. 98 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.

По смыслу вышеуказанных норм банки и иные кредитные организации, осуществляющие обслуживание счетов должника, обязаны осуществлять контроль за размерами удержаний денежных средств и видами доходов, на которые не может быть обращено взыскание, поступающих на счета должника в соответствии со ст.ст. 99 и 100 Закона. Ответственность за неправомерное списание денежных средств распространяется на банки и иные кредитные организации, в том числе на лиц, выплачивающих заработную плату и иные доходы, не указавших соответствующий вид дохода. На судебного пристава-исполнителя обязанность по установлению кода дохода денежных средств, поступивших на депозитный счет, законодательством об исполнительном производстве не возложена.

Согласно ч. 5.2. ст. 69 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ должник-гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы. При этом должник-гражданин представляет документы, подтверждающие наличие у него ежемесячного дохода, сведения об источниках такого дохода.

В судебном заседании установлено, что 27.12.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Советскому району ВГО ГУФССП России по Приморскому краю ФИО2 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства <номер> о взыскании с должника ФИО1 в пользу взыскателя ООО «Траст» задолженности по кредитным платежам в размере 109 736,43 руб.

<дата> судебным приставом-исполнителем ОСП по Советскому району ВГО ГУФССП России по Приморскому краю ФИО2 вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации - О «Тинькофф Банк».

<дата> в ОСП по Советскому району ВГО ГУФССП России по Приморскому краю поступило заявление ФИО1, в котором он просил не осуществлять удержание с банковского счета, открытого в АО «Тинькофф Банк», поскольку денежные средств, поступающие на данный счет являются его единственным источником дохода, просил сохранить ему прожиточный минимум в размере 18 646 рублей.

<дата> 2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по Советскому району ВГО ГУФССП России по Приморскому краю ФИО2 вынесено постановление об отказе в удовлетворении ходатайства ФИО1, поскольку заявителем не представлено документов, подтверждающих наличие у него ежемесячного дохода, сведения об источнике такого дохода, его размер.

<дата> в ОСП по Советскому району ВГО ГУФССП России по Приморскому краю поступило заявление ФИО1, в котором он сообщил, что относится к социально-демографической группе – трудоспособное население, временно не работает, состоит на учете в КГКУ «ПЦЗН», просил сохранить заработную плату, и иные доходы ежемесячно в размере прожиточного минимума на доходы и средства, находящиеся на счете ФИО1 в АО «Тинькофф Банк», сообщив при этом, что на данный счет поступают денежные средства из ОСП по Железнодорожному району г. Красноярска, и взысканные в рамках исполнительного производства № <номер>

<дата> 2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по Советскому району ВГО ГУФССП России по Приморскому краю ФИО2 вынесено постановление об отказе в удовлетворении ходатайства ФИО1, поскольку заявителем не представлено документов, подтверждающих наличие у него ежемесячного дохода, сведения об источнике такого дохода, его размер.

Указанные постановления административным истцом в установленном законом порядке не обжаловались.

Административный истец, в нарушение требований ч. 5.2. ст. 69 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ не представил судебному приставу-исполнителю документальных подтверждений источника дохода, его размера, назначения денежных средств, поступающих на его счет в банковской организации, в связи с чем, указанная сумма была удержана банковской организацией и переведена в счет погашения долга ФИО1

Доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 12, ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 118-ФЗ «О судебных приставах», судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи.

Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

По смыслу закона, принятие решений о видах и последовательности исполнительных действий относится к усмотрению судебного пристава-исполнителя. Несогласие взыскателя с избранными должностным лицом исполнительными действиями, их последовательностью, не является основанием для вывода о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя.

Полномочия старшего судебного пристава определены статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", а именно: старший судебный пристав организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия; осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом об органах принудительного исполнения и Законом об исполнительном производстве, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 3 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Доводы административного истца о том, что списание и распределение денежных средств произведено на основании исполнительного листа, выданного в рамках административного дела <номер>, отмененного вышестоящим судом, суд не принимает, поскольку исполнительное производство <номер> от <дата> возбуждено на основании исполнительного листа <номер>, выданного Советским районным судом г. Владивостока, о взыскании в пользу АО «Альфа-Банк» со ФИО1 задолженности по кредитному договору, в размере 109 736,43 руб. Кроме того, административный истец, в случае обращения взыскания на основании исполнительного документа, выданного на основании отмененного судебного решения, не лишен возможности обратиться с заявлением о повороте исполнения судебного акта в установленном законом порядке.

В силу ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку факт незаконного бездействия старшего судебного пристава ОСП по Советскому району ВГО ГУФССП России по Приморскому краю не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания, суд оставляет административный иск без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.

░░░░░                                                                                                         ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3223/2023 ~ М-3000/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Строев Юрий Михайлович
Ответчики
ОСП Советского района г. Владивостока
ГУ ФССП России по Красноярскому краю
Другие
ООО "Траст"
Суд
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края
Судья
Кашимовский Андрей Евгеньевич
Дело на сайте суда
sovetsky--prm.sudrf.ru
07.09.2023Регистрация административного искового заявления
07.09.2023Передача материалов судье
11.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
11.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2023Подготовка дела (собеседование)
03.10.2023Рассмотрение дела начато с начала
19.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2023Дело оформлено
30.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее