Дело (УИД) 72RS0022-01-2023-000063-63
Производство № 2а-63/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Уват Тюменской области 03 апреля 2023 года
Уватский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Юдиной С.Н.,
при секретаре Вышегородских Н.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства (без проведения устного разбирательства) административное дело по административному исковому заявлению КПК «Сберкасса» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю Уватского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Третьяковой Е.С., Уватскому РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, обязании предоставить информацию,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец КПК «Сберкасса» обратился в суд с требованиями признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Уватского районного отделения судебных приставов Третьяковой Е.С., в рамках исполнительного производства, выразившееся в не совершении необходимых исполнительных действий по розыску имущества должника, в целях полного и своевременного исполнения судебного акта. Просит обязать судебного пристава-исполнителя Уватского районного отделения судебных приставов Третьякову Е.С. принять меры принудительного исполнения, а именно: принять меры по розыску имущества Першиной К.С., предоставить полную информацию о всех совершенных судебным приставом исполнителем исполнительных действиях, предоставить справку о взысканных суммах задолженности по исполнительному производству либо о сумме задолженности на текущую дату.
Свои требования истец мотивировал тем, что (Дата обезличена) мировым судебный по делу (Номер обезличен) вынесен судебный приказ о взыскании с должника ФИО1, ФИО2 задолженности по договору займа в сумме 128138,31 руб., расходы по оплате госпошлины в сумме 1181 рубль. (Дата обезличена) судебным приставом-исполнителем Уватского РОСП возбуждено исполнительное производство (Номер обезличен)-ИП, (Дата обезличена) данное исполнительное производство в отношении ФИО1 окончено на основании п.3 ч.1 ст.46 Федерального закона от (Дата обезличена) (Номер обезличен)-ФВ «Об исполнительном производстве», а исполнительный документ возвращен взыскателю. Ссылка в ответе Уватского РОСП, что ввиду отсутствия имущества, в том числе денежных средств и иных ценностей, находящихся в кредитных организациях, на которые возможно было обратить взыскание, требования должнику не вручались и соответственно к административной ответственности в порядке ст.17.14 КоАП РФ должник не привлекался, по причине не целесообразности, является не состоятельной, так как в ходе исполнительного производства с должника ФИО1 взыскана сумма в размере 2738,99 рублей, следовательно, должник располагал денежными средствами, однако в результате бездействия судебного пристава исполнителя такая возможность была утрачена. Считает, что судебный пристав-исполнитель проявляет бездействие в реализации предоставленных ей полномочий, не принимает необходимых и достаточных мер по розыску имущества должника в целях исполнения судебного акта.
Старший судебный пристав-исполнитель Уватского районного отдела судебных приставов УФССП по (Адрес обезличен) Абросимова Т.В. представила в суд отзыв, в котором просит в удовлетворении административного искового заявления отказать по следующим основаниям. (Дата обезличена) возбуждено исполнительное производство (Номер обезличен)-ИП в отношении должника ФИО1 о взыскании задолженности по кредитным платежам в пользу КПК «Сберкасса» на сумму 129319,31 рублей. В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, с целью установления имущественного положения должника, направлены запросы в регистрационные органы и кредитные организации. По результатам запросов установлены расчетные счета должника в Западно-Сибирском отделении (Номер обезличен) ПАО Сбербанк, за период с (Дата обезличена) по (Дата обезличена) взыскано и перечислено в счет погашения задолженности 2738,99 рублей. Иного движимого и недвижимого имущества, принадлежащего должнику, на которое могло быть обращено взыскание, по результатам запросов, не установлено. (Дата обезличена) вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника в размере 50%, (Дата обезличена) получено уведомление: на виды доходов не может быть обращено взыскание. В целях выявления и наложения ареста на имущества должника, находящегося по адресу, указанному в исполнительном документе, судебным приставом исполнителем (Дата обезличена) осуществлен выход по адресу: (Адрес обезличен), в результате которого, установлено, что должник по адресу не проживает, имущество не установлено. Поскольку отсутствуют сведения об имуществе должника, следовательно, отсутствовали и основания для объявления имущества должника в исполнительный розыск.
Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения были извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ч.7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства (без проведения устного разбирательства).
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
КПК «Сберкасса», зарегистрировано в качестве юридического лица (Дата обезличена), поставлено на учет в налоговом органе (л.д.6-9, 10).
(Дата обезличена) мировым судьей судебного участка (Номер обезличен) судебного района (Адрес обезличен) вынесен судебный приказ (Номер обезличен) о солидарном взыскании с должников ФИО1, ФИО2 в пользу КПК «Сберкасса» задолженности по договору займа № КУ-(Дата обезличена)-002 от (Дата обезличена) в размере 128138,31 рублей, госпошлины в сумме 1181 рубль (л.д.11).
(Дата обезличена) КПК обращался в УФССП по (Адрес обезличен) с жалобой о признании незаконными действия судебного пристава - исполнителя Уватского РОСП Третьяковой Е.С. в рамках исполнительного производства (Номер обезличен)-ИП (л.д.12).
Согласно ответу начальника отделения - старшего судебного пристава Уватского РОСП УФССП по Тюменской области Абросимовой Т.В. установлено, что судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства совершены исполнительные действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа. То есть обстоятельство, что предпринятые действия оказались не результативными, не может быть расценено как доказательства бездействия, выразившиеся в ненадлежащем исполнении своих обязанностей, обращение признано необоснованным (л.д.13, 14).
Постановлением судебного пристава исполнительно Уватского РОСП Третьяковой Е.С. от (Дата обезличена) исполнительное производство (Номер обезличен)-ИП окончено, сумма взысканная по ИП составляет 2738,99 рублей, исполнительный документ возвращен в соответствии с ч.4 ст.46 Федерального закона от (Дата обезличена) (Номер обезличен)-ФВ «Об исполнительном производстве», исполнительный документ получен взыскателем (л.д.15, 28, 68, 69).
Согласно заявлению КПК «Сберкасса» от (Дата обезличена) просит Уватский РОСП возбудить исполнительное производство по судебному приказу (Номер обезличен) от (Дата обезличена) (л.д.26, 27).
Постановлением судебного пристава – исполнителя Уватского РОСП Третьяковой Е.С. от (Дата обезличена) возбуждено исполнительное производство (Номер обезличен)-ИП в отношении должника ФИО1 о взыскании задолженности по кредитным платежам в пользу КПК «Сберкасса» на сумму 129319,31 рублей (л.д.29).
Согласно ответу на запрос (Номер обезличен) от (Дата обезличена), по данным подразделений ГИБДД ТС МВД России сведений о наличии автомототранспорта, зарегистрированного за должником ФИО1, не имеется (л.д.57).
Постановлениями судебного пристава – исполнителя Уватского РОСП Третьяковой Е.С. от (Дата обезличена) в рамках исполнительного производства (Номер обезличен)-ИП обращено взыскание на денежные средства должника ФИО1, находящиеся на счете АО Газпромбанк, ПАО Сбербанк (л.д.58, 59).
Постановлением начальника отделения - старшим судебным приставом Уватского РОСП Абросимовой Т.В. от (Дата обезличена) в рамках исполнительного производства (Номер обезличен)-ИП обращено взыскание на доходы должника ФИО1, постановление направлено в Пенсионный фонд РФ (л.д.60-61). Уведомлением ГУ УПФР РФ от (Дата обезличена): на виды доходов не может быть обращено взыскание (л.д.62).
Согласно реестру перечисляемых сумм должник ФИО1, взыскатель КПК «Сберкасса» (Дата обезличена), (Дата обезличена), (Дата обезличена), (Дата обезличена), (Дата обезличена), (Дата обезличена), (Дата обезличена), (Дата обезличена), (Дата обезличена), (Дата обезличена) были перечислены: 11,47 рублей, 15,50 рублей, 36,58 рублей, 1189,15 рублей, 7,24 рублей, 477,42 рублей, 0,01 рублей, 477,42 рублей, 477,42 рублей, 46,78 рублей, соответственно (л.д.63-67).
Постановлением судебного пристава – исполнителя Уватского РОСП Третьяковой Е.С. от (Дата обезличена) возбуждено исполнительное производство (Номер обезличен)-ИП в отношении должника ФИО2 о солидарном взыскании задолженности по кредитным платежам в пользу КПК «Сберкасса» на сумму 129319,31 рублей (л.д.71).
Постановлениями судебного пристава – исполнителя Уватского РОСП Третьяковой Е.С. от (Дата обезличена) в рамках исполнительного производства (Номер обезличен)-ИП обращено взыскание на ДС должника ФИО2, находящиеся в банке или иной кредитной организации (л.д.72, 73, 79).
Согласно ответу на запрос (Номер обезличен) от (Дата обезличена), по данным подразделений ГИБДД ТС МВД России, сведений о наличии автомототранспорта, зарегистрированного за должником ФИО2, не имеется (л.д.75).
Постановлением судебного пристава исполнителя Уватского РОСП Третьяковой Е.С. от (Дата обезличена) исполнительное производство (Номер обезличен)-ИП в отношении ФИО2 окончено, сумма взысканная по ИП составляет 0 рублей, исполнительный документ возвращен в соответствии с ч.4 ст. 46 Федерального закона от (Дата обезличена) (Номер обезличен)-ФВ «Об исполнительном производстве», исполнительный документ получен взыскателем (л.д.76, 77).
Статьей 46 Конституции РФ предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.121 Федерального закона от (Дата обезличена) N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (Дата обезличена) N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" бездействие должностного лица службы судебных приставов может быть признано незаконным при наличии возможности совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа, в установленный законом срок, и отсутствии доказательств их совершения, чем нарушаются права и законные интересы сторон исполнительного производства.
По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании действий (бездействия), решений (постановлений) судебного пристава-исполнителя являются несоответствие закону действий (бездействия), решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым действием (бездействием), решением (постановлением) (пункт 1 часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу п.1 ч.9, ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от (Дата обезличена) № 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции от (Дата обезличена)) (далее по тексту ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации") в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от (Дата обезличена) N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исходя из положений ст.4 Федерального закона от (Дата обезличена) N 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Положениями ст.5 Федерального закона от (Дата обезличена) N 229-ФЗ предусмотрено, что непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
Согласно п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от (Дата обезличена) N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются: судебные приказы.
Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от (Дата обезличена) N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании чч.1, 8 ст.36 Закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи. При этом истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.
Согласно ч.1 ст.64 Федерального закона от (Дата обезличена) N 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
Указанный перечень является открытым, о чем свидетельствует п.17 ч.1 указанной статьи, согласно которому судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В статье 68 этого же Закона содержится открытый перечень мер принудительного исполнения, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
По смыслу указанных правовых норм судебный пристав-исполнитель, являясь процессуально самостоятельным лицом, определяет на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий и мер принудительного исполнения в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, производится им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.
Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение им каких-либо действий, прямо предусмотренных Законом об исполнительном производстве.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, какие исполнительные действия подлежат применению, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Из материалов дела следует, что (Дата обезличена) в отношении должника ФИО1 возбуждено исполнительное производство (Номер обезличен)-ИП о взыскании задолженности в пользу КПК «Сберкасса».
В соответствии с требованиями ст.64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебным приставом-исполнителем направлены запросы в регистрационные органы и кредитные организации, которые обновляются систематически, а именно: направлены запросы в ГИБДД ТС МВД России, (Дата обезличена) вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника, (Дата обезличена) вынесено постановление об обращении взыскания на ДС должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства был совершен комплекс исполнительных действий, направленных на принудительное исполнение судебного решения, что очевидно свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны судебного пристава-исполнителя по исполнению требования исполнительного документа,
Само по себе недостижение желаемого для административного истца результата не означает, что меры, направленные на исполнение требований исполнительных документов, судебным приставом-исполнителем в нарушение закона не приняты, а права административного истца нарушены.
То обстоятельство, что предпринятые действия не привели к полному исполнению исполнительного документа, не может расцениваться как доказательство бездействия, выразившееся в ненадлежащем исполнении своих обязанностей судебным приставом-исполнителем.
Установленный статьей 36 Закона об исполнительном производстве двухмесячный срок, в течение которого судебным приставом-исполнителем должны быть исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования, не является пресекательным. Несоблюдение этого срока само по себе не свидетельствует о вине судебного пристав-исполнителя, поскольку исполнение этих требований зависит и от иных факторов.
Обязанность судебного пристава-исполнителя по исполнению требований исполнительного документа, выданного на основании вступившего в законную силу решения суда, напрямую вытекает из положений Закона об исполнительном производстве и не требует дублирования такой обязанности решением суда.
Руководствуясь положениями Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, в какой период и какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, с учетом принципов целесообразности и достаточности.
Таким образом, при указанных обстоятельствах, по данному делу отсутствует совокупность необходимых условий для вывода о бездействии судебного пристава-исполнителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░).
░░░░░