РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2023 года г. Шелехов
Шелеховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Романовой Т.А., при секретаре судебного заседания Шаучунайте Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административного истца Полетаевой В.И., ее представителя, действующего по устному заявлению Полетаевой Е.Л., административное дело №2а-2052/2023 по административному исковому заявлению Полетаевой В.И. к администрации Олхинского сельского поселения о признании незаконным решения органа местного самоуправления, восстановлении нарушенных прав,
установил:
Полетаева В.И. обращаясь с настоящим иском, в обоснование требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером *номер скрыт* и жилого дома с кадастровым номером *номер скрыт*, адрес местоположения: *адрес скрыт*. Жилой дом построен в *дата скрыта* году, стены каркасно-заливны (шлакозаливные), насыпные, печь в доме наклонилась и стала заваливаться, топить стало опасно. Принято решение капитально отремонтировать жилой дом, осуществить его реконструкцию. Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на *дата скрыта*г. процент износа дома составил <данные изъяты> процентов.
*дата скрыта*г. истец обратилась в администрацию Олхинского сельского поселения о планируемой реконструкции жилого дома, приобщила необходимые документы.
*дата скрыта*г. административным истцом получено уведомление в котором административный ответчик указал о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, поскольку земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером *номер скрыт*. Зона затопления территории населенного пункта д. Олха при прохождении по реке Олха (правый и левый берег). Зона подтопления на территории д. Олха в границах населенного пункта установлена Приказом Енисейского управления от 23 июня 2023г. №176.
Административный истец указал, что дом находится на территории д*дата скрыта*.
Административный истец просит суд признать незаконным уведомление администрации Олхинского сельского поселения о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового *адрес скрыт* от *дата скрыта*г; возложить на административного ответчика обязанность пересмотреть вопрос о выдаче уведомления о соответствии планируемого строительства объекта установленным параметрам и обязать выдать разрешение на реконструкцию объекта индивидульного жилищного строительства по адресу: *адрес скрыт*
Административный истец Полетаева В.И. и ее представитель Полетаева Е.Л., действующая по устному заявлению, в суде доводы административного искового заявления поддержали, дав пояснения аналогичные доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснили, что участок расположен в зоне жилой застройки, на улице, на граничащих земельных участках возведены жилые дома и хозяйственные постройки.
Представитель административного ответчика – администрации Олхинского сельского поселения Бутакова А.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не прибыла, представив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, заслушав участников, суд считает административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как указано в ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Обязанность доказать, какие именно права и законные интересы были нарушены и соблюдение сроков для обращения с жалобой возлагается на лицо, обратившееся в суд, а законность и обоснованность обжалуемого действия или решения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основе разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).
Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке подается в соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ. В уведомлении наряду с иной информацией должны быть указаны сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве.
В силу положений части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.Из материалов административного дела судом установлено, что административный истец Полетаева В.И. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером *номер скрыт*, относящегося к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием: под индивидуальное жилищное строительство и и жилого дома с кадастровым номером *номер скрыт*, возведенного в границах земельного участка, адрес местоположения: *адрес скрыт*
Государственная регистрация права собственности на указанный земельный участок и жилой дом произведена *дата скрыта*г, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно техническому паспорту на жилой дом, составленному по состоянию на *дата скрыта*г. жилой дом завершен строительством в *дата скрыта* году, износ жилого дома составляет <данные изъяты>%, веранды - <данные изъяты>%, холодного пристроя- <данные изъяты> процентов.
С целью реконструкции жилого дома на вышеуказанном земельном участке *дата скрыта*г. административный истец обратилась в администрацию Олхинского сельского поселения с уведомлениями о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Администрация Олхинского сельского поселения уведомлением *номер скрыт* от 13 сентября 2023г. сообщила истцу о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям: земельный участок с кадастровым номером *номер скрыт* частично расположен в границах зоны с реестровым номером *номер скрыт* от *дата скрыта*г., зона затопления населенного пункта д. Олха, при прохождении по реке Олха (правый и левый берег) расхода паводка 1% обеспеченности, установленной Приказом Енисейского Бассейнового Водного Управления от 15 июля 2020г. №291 «Об установлении зон затопления, прилегающей к р. Олха в границах населенного пункта д Олха, Шелеховского района, Иркутской области» и в границах зоны с реестровым номером *номер скрыт*. Зона подтопления на территории д. Олха Шелеховского района Иркутской области (территория сильного подтопления – при глубине залегания грунтовых вод менее 0,3м. от пов-ти р. Олха), установленной Приказом Енисейского Бассейнового Водного Управления от 23 июня 2023г. №176. В соответствии с п. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к законам с особыми условиями использования территорий, запрещается: 1) строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод; 2) использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Разрешая требования административного истца о признании недействительным вышеуказанного уведомления, выданного органом местного самоуправления, суд исходит из следующего.
Согласно п. 16 ст. 1, ч. 1 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты, в целях предотвращения такого воздействия, ликвидации его последствий в соответствии с Кодексом принимаются меры по обеспечению инженерной защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 67.1 ВК РФ в границах зон затопления, подтопления запрещается строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.
Согласно ч. 4 ст. 67.1 ВК РФ инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита.
Из буквального содержания указанных норм права не следует, что защитные сооружения на момент уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства уже должны быть возведены.
В соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, указанные в части 1 данной статьи, и прикладывает документы, поименованные в части 3.
Однако информация об обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления в случае расположения земельного участка в указанной зоне с особыми условиями использования территории не входит в перечень вышеупомянутых сведений и документов.
Более того, предотвращение негативного воздействия вод на объекты капитального строительства на земельных участках, расположенных в зоне с особыми условиями использования территорий (затопления и подтопления), возможно, в том числе, при обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления и подтопления в процессе возведения жилого дома, в том числе собственником земельного участка.
Земельный участок, согласно сведениям Единого реестра прав на недвижимое имущество и жилой дом, реконструкция которого планируется размещены на территории населенного пункта, вид разрешенного использования – зона жилой застройки.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что реализация заявителем прав собственника земельного участка и жилого дома, в том числе на осуществление реконструкции жилого дома, не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа по выполнению требований статьи 67.1 Водного кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах оспариваемое административным истцом уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на спорном земельном участке не отвечает требованиям законности.
В этой связи, суд приходит к выводу, что уведомление №21 от 13 сентября 2023г., выданное администрацией Олхинсого сельского поселения, о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке является незаконным и подлежит отмене.
С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым возложить на администрацию Олхинского сельского поселения обязанность повторно рассмотреть уведомление Полетаевой В.И. от 07 сентября 2023г. о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Разрешая требование административного истца о возложении на административного ответчика выдать разрешение на реконструкцию объекта суд приходит к выводу что последнее удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Проверка соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке отнесена к исключительной компетенции органов местного самоуправления и осуществляется в порядке, установленном нормами Градостроительного кодекса РФ, суд, не вправе предрешать существа решения, которое должно быть принято, а также вмешиваться в деятельность уполномоченного органа и подменять своими решениями уполномоченный орган.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ *░░░░░ ░░░░░* ░░ 13 ░░░░░░░░ 2023░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ *░░░░░ ░░░░░* ░░ 05 ░░░░░░░░ 2023░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. *░░░░░ ░░░░░* ░░ 05 ░░░░░░░░ 2023░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░* ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ – 09 ░░░░░░ 2024░.
░░░░░: