Дело № 2а-140/2024
УИН 78RS0017-01-2023-002880-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2024 года город Санкт-Петербург
Петроградский районный суд города Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Никитина С.С. при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильясовым Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Николаева Владимира Александровича к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, МВД России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Николаев В.А. обратился в с административным исковым заявлением к ответчикам, в котором просил о взыскании с Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) за счет средств казны Российской Федерации компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей в ФКУ СИЗО-1 с 10.05.2016 по 24.08.2017 года (470 дней), в ФКУ ИК-3 с 24.08.2017 по 20.06.2019 года (665 дней), в ФКУ СИЗО-5 – 20.06.2019 (1 день), в ФКУ КП-1 с 21.06.2019 по 06.10.2020 года (472 дня) в размере 1 607 000 рублей, а также компенсации морального вреда в размере 1600 000 рублей, о взыскании с МВД РФ за счет средств казны Российской Федерации компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей в периоды этапирования в суд и содержания в камере ожидания судебного заседания в размере 400 000 рублей, а также компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей.
В обоснование требований указал, что он является бывшим сотрудником правоохранительных органов, поскольку с 2001 по 2003 годы проходил срочную военную службу во внутренних войсках, а в 2004 году был трудоустроен на должность пожарного в Управление государственной противопожарной службы. В нарушение положений пункта 2 части 2 статьи 33 Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», он содержался под стражей в камерах и этапировался в суд с общей массой заключенных, в результате чего испытывал психологическое давление со стороны сокамерников. Незаконное содержание в указанных выше учреждениях в указанные периоды нарушило его права и причинило нравственные и физические страдания, так как имелась реальная угроза его личной безопасности со стороны других заключенных.
Административный истец Николаев В.А., отбывающийся наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о чем в материалах дела имеется собственноручная расписка истца о получении судебного извещения.
Представитель административного ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Санкт-Петербургу – Озерова К.Ю. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель административного ответчика - ФСИН России – Миронова А.В. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержала представленные письменные возражения, согласно которым прохождение срочной военной службы во внутренних войсках само по себе не придает истцу статуса сотрудника правоохранительных органов, а работа в качестве пожарного связана с деятельностью подразделений системы МЧС РФ. Соответствующих сведений о специальном статусе истца материалы его личного дела не содержат.
Представитель административного ответчика – МВД России – Покид С.В. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам представленных письменных возражений, согласно которым перемещение осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, в специальном автомобиле соответствует действующим нормативно-правовым актам и само по себе не свидетельствует о нарушении условий перевозок, жестокого и унижающего достоинства обращения.
Представитель заинтересованного лица – прокуратуры Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался в установленном законом порядке.
Учитывая имеющиеся в материалах дела сведения об извещении лиц, участвующих в деле, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей административных ответчиков, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ) урегулированы порядок и определены условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (статья 1).
В силу абзаца 7 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 103-ФЗ отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации.
Пунктом 18 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста от 14 октября 2005 года № 189, установлено, что размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона № 103-ФЗ.
Пунктом 19 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950, установлено, что администрация ИВС принимает меры к тому, чтобы отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержались лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск МВД России.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, Николаев В.А. был задержан 09.05.2016 года СО ОМВД по Колпинскому району г. Санкт-Петербурга по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.228 УК РФ, прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области 13.05.2016 года.
Приговором Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2017 года, с учетом апелляционного определения Санкт-Петербургского городского суда от 26 июля 2017 года, Николаев В.А., Николаев В.А. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 228 УК РФ, в связи с чем ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет в исправительной колонии строгого режима. Начало срока - 09.05.2016 г., конец срока - 08.05.2022 года.
24.08.2017 года убыл в распоряжение ФКУ ИК-3 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области для отбытия наказания, откуда впоследствии на основании постановления Тосненского городского суда Ленинградской области переведен в ФКУ КП-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Таким образом, Николаев В.А. содержался в ФКУ СИЗО-1 с 10.05.2016 по 24.08.2017 года (470 дней), в ФКУ ИК-3 с 24.08.2017 по 20.06.2019 года (665 дней), в ФКУ СИЗО-5 – 20.06.2019 (1 день), в ФКУ КП-1 с 21.06.2019 по 06.10.2020 года (472 дня).
Заявляя требования о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, Николаев В.А. ссылается на то, что в нарушение положений абзаца 7 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 103-ФЗ, он как бывший сотрудник правоохранительных органов содержался в одной камере с остальными заключенными, чем были нарушены его права.
Между тем, с указанными доводами административного истца суд согласиться не может.
Федеральный закон от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», действовавший до 3 июля 2016 года, определял назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, порядок выполнения ими возложенных задач, устанавливал гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы в указанных войсках, и членов их семей.
Пункт 1 статьи 14 названного Закона устанавливал, что личный состав внутренних войск включает военнослужащих и гражданский персонал.
Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет мероприятия по призыву граждан Российской Федерации на военную службу и военные сборы во внутренние войска (статья 13 Закона).
На основании статьи 15 Закона комплектование внутренних войск осуществляется путем поступления граждан Российской Федерации на военную службу по контракту, а также путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу.
Статус военнослужащих внутренних войск, порядок прохождения ими военной службы, увольнения с военной службы и пенсионного обеспечения определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Из анализа приведенных положений следует, что граждане, проходившие службу во внутренних войсках, являлись военнослужащими, правовой статус которых был определен Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», при этом военнослужащие внутренних войск имели иной правовой статус, нежели сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, прохождение в 2001-2003 годах военной службы по призыву не придает Николаеву В.А. статуса бывшего сотрудника правоохранительных органов.
Относительно осуществления трудовой деятельности в должности пожарного 4 разряда 92 ПЧ 20 ОПО УГПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области в период с 24.05.2004 по 31.07.2004 года, суд принимает во внимание, что в соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2002 № 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» с 23.09.2022 личный состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий состоял из: военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы; лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы. Таким образом, с указанного периода времени Управление Государственной противопожарной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области входило в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), соответственно, лица, проходившие службу к качестве рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы не являются сотрудниками правоохранительных органов.
Помимо этого, суд учитывает, что административным истцом не приведено доказательств обращения в администрацию учреждений по месту содержания под стражей о наличии у него статуса специального субъекта.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе судебного разбирательства по административному делу не установлено нарушений условия содержания Николаева В.А. под стражей в указанные выше периоды времени, основания для удовлетворения его исковых требований Николаева Владимира Александровича к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, МВД России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении и компенсации морального вреда не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 227.1 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░