Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-140/2024 (2а-3280/2023;) ~ М-1768/2023 от 16.05.2023

Дело № 2а-140/2024

УИН 78RS0017-01-2023-002880-69

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 февраля 2024 года                                             город Санкт-Петербург

Петроградский районный суд города Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Никитина С.С. при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильясовым Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Николаева Владимира Александровича к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, МВД России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Николаев В.А. обратился в с административным исковым заявлением к ответчикам, в котором просил о взыскании с Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) за счет средств казны Российской Федерации компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей в ФКУ СИЗО-1 с 10.05.2016 по 24.08.2017 года (470 дней), в ФКУ ИК-3 с 24.08.2017 по 20.06.2019 года (665 дней), в ФКУ СИЗО-5 – 20.06.2019 (1 день), в ФКУ КП-1 с 21.06.2019 по 06.10.2020 года (472 дня) в размере 1 607 000 рублей, а также компенсации морального вреда в размере 1600 000 рублей, о взыскании с МВД РФ за счет средств казны Российской Федерации компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей в периоды этапирования в суд и содержания в камере ожидания судебного заседания в размере 400 000 рублей, а также компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей.

В обоснование требований указал, что он является бывшим сотрудником правоохранительных органов, поскольку с 2001 по 2003 годы проходил срочную военную службу во внутренних войсках, а в 2004 году был трудоустроен на должность пожарного в Управление государственной противопожарной службы. В нарушение положений пункта 2 части 2 статьи 33 Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», он содержался под стражей в камерах и этапировался в суд с общей массой заключенных, в результате чего испытывал психологическое давление со стороны сокамерников. Незаконное содержание в указанных выше учреждениях в указанные периоды нарушило его права и причинило нравственные и физические страдания, так как имелась реальная угроза его личной безопасности со стороны других заключенных.

Административный истец Николаев В.А., отбывающийся наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о чем в материалах дела имеется собственноручная расписка истца о получении судебного извещения.

Представитель административного ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Санкт-Петербургу – Озерова К.Ю. возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель административного ответчика - ФСИН России – Миронова А.В. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержала представленные письменные возражения, согласно которым прохождение срочной военной службы во внутренних войсках само по себе не придает истцу статуса сотрудника правоохранительных органов, а работа в качестве пожарного связана с деятельностью подразделений системы МЧС РФ. Соответствующих сведений о специальном статусе истца материалы его личного дела не содержат.

Представитель административного ответчика – МВД России –           Покид С.В. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам представленных письменных возражений, согласно которым перемещение осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, в специальном автомобиле соответствует действующим нормативно-правовым актам и само по себе не свидетельствует о нарушении условий перевозок, жестокого и унижающего достоинства обращения.

Представитель заинтересованного лица – прокуратуры Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался в установленном законом порядке.

Учитывая имеющиеся в материалах дела сведения об извещении лиц, участвующих в деле, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей административных ответчиков, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ) урегулированы порядок и определены условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (статья 1).

В силу абзаца 7 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 103-ФЗ отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации.

Пунктом 18 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста от 14 октября 2005 года № 189, установлено, что размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона № 103-ФЗ.

Пунктом 19 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950, установлено, что администрация ИВС принимает меры к тому, чтобы отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержались лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск МВД России.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, Николаев В.А. был задержан 09.05.2016 года СО ОМВД по Колпинскому району г. Санкт-Петербурга по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.228 УК РФ, прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области 13.05.2016 года.

Приговором Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2017 года, с учетом апелляционного определения Санкт-Петербургского городского суда от 26 июля 2017 года, Николаев В.А., Николаев В.А. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 228 УК РФ, в связи с чем ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет в исправительной колонии строгого режима. Начало срока - 09.05.2016 г., конец срока - 08.05.2022 года.

24.08.2017 года убыл в распоряжение ФКУ ИК-3 УФСИН России по          г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области для отбытия наказания, откуда впоследствии на основании постановления Тосненского городского суда Ленинградской области переведен в ФКУ КП-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Таким образом, Николаев В.А. содержался в ФКУ СИЗО-1 с 10.05.2016 по 24.08.2017 года (470 дней), в ФКУ ИК-3 с 24.08.2017 по 20.06.2019 года (665 дней), в ФКУ СИЗО-5 – 20.06.2019 (1 день), в ФКУ КП-1 с 21.06.2019 по 06.10.2020 года (472 дня).

Заявляя требования о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, Николаев В.А. ссылается на то, что в нарушение положений абзаца 7 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 103-ФЗ, он как бывший сотрудник правоохранительных органов содержался в одной камере с остальными заключенными, чем были нарушены его права.

Между тем, с указанными доводами административного истца суд согласиться не может.

Федеральный закон от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», действовавший до 3 июля 2016 года, определял назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, порядок выполнения ими возложенных задач, устанавливал гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы в указанных войсках, и членов их семей.

Пункт 1 статьи 14 названного Закона устанавливал, что личный состав внутренних войск включает военнослужащих и гражданский персонал.

Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет мероприятия по призыву граждан Российской Федерации на военную службу и военные сборы во внутренние войска (статья 13 Закона).

На основании статьи 15 Закона комплектование внутренних войск осуществляется путем поступления граждан Российской Федерации на военную службу по контракту, а также путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу.

Статус военнослужащих внутренних войск, порядок прохождения ими военной службы, увольнения с военной службы и пенсионного обеспечения определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Из анализа приведенных положений следует, что граждане, проходившие службу во внутренних войсках, являлись военнослужащими, правовой статус которых был определен Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», при этом военнослужащие внутренних войск имели иной правовой статус, нежели сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, прохождение в 2001-2003 годах военной службы по призыву не придает Николаеву В.А. статуса бывшего сотрудника правоохранительных органов.

Относительно осуществления трудовой деятельности в должности пожарного 4 разряда 92 ПЧ 20 ОПО УГПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области в период с 24.05.2004 по 31.07.2004 года, суд принимает во внимание, что в соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2002 № 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» с 23.09.2022 личный состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий состоял из: военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы; лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы. Таким образом, с указанного периода времени Управление Государственной противопожарной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области входило в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), соответственно, лица, проходившие службу к качестве рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы не являются сотрудниками правоохранительных органов.

Помимо этого, суд учитывает, что административным истцом не приведено доказательств обращения в администрацию учреждений по месту содержания под стражей о наличии у него статуса специального субъекта.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе судебного разбирательства по административному делу не установлено нарушений условия содержания Николаева В.А. под стражей в указанные выше периоды времени, основания для удовлетворения его исковых требований Николаева Владимира Александровича к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, МВД России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении и компенсации морального вреда не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 227.1 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-140/2024 (2а-3280/2023;) ~ М-1768/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Николаев Владимир Александрович
Ответчики
ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Санкт-Петербургу
ФСИН России в лице Уфсин России по г. Санкт - Петербургу и Лен.обл
Другие
Прокуратура Санкт-Петербурга
Суд
Петроградский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Никитин Сергей Сергеевич
Дело на сайте суда
pgr--spb.sudrf.ru
16.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2023Передача материалов судье
19.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.06.2023Предварительное судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
30.11.2023Судебное заседание
07.02.2024Судебное заседание
15.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Судебное заседание
25.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее