Дело № 2а-578/21
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 20 мая 2021 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Игорцевой Е.Г.,
при секретаре Семененковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Фаттаховой Яны В. к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
В Первомайский районный суд г. Краснодара обратилась Фаттахова Я.В. с вышеуказанными требованиями к администрации муниципального образования город Краснодар в порядке административного судопроизводства, в обоснование которых указала, что за ней, как за членом некоммерческого объединения СНТ «Тополь» (далее также – Товарищество), закреплен садоводческий участок № 8 площадью 731 кв.м. по ул. Монтажников в СНТ «Тополь» в г. Краснодаре. С момента предоставления участка она содержит его в надлежащем состоянии, очищает от мусора, осуществляет покос сорной растительности. Обязанности члена Товарищества исполняет надлежащим образом, своевременно оплачивает членские взносы.
В целях реализации права на приобретение земельного участка в собственность, она через ГАУ КК «МФЦ КК» обратилась с соответствующим заявлением в администрацию муниципального образования город Краснодар, которая в бесплатном предоставлении земельного участка в собственность отказала по причине нахождения земельного участка за пределами Товарищества, о чем ей сообщено в письме от 03.08.2020 г. № 13289/26.
Административный истец считает данный отказ незаконным, нарушающим ее права, поскольку возможность предоставления земельного участка в собственность закреплена Федеральным законом от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а спорный земельный участок находится в границах СНТ «Тополь», что подтверждается ранее вынесенными и вступившими в законную силу судебными актами, проект границ земельного участка СНТ «Тополь» был утвержден в 2009 г. постановлением Главы муниципального образования город Краснодар. Истец указывает, что по ее обращению была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, из которой следует, что земельный участок расположен в границах кадастрового квартала и предназначен для ведения садоводства и огородничества.
По указанным основаниям Фаттахова Я.В. просила признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар от 03.08.2020 г. № 13289/26 в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка площадью 731 кв.м., расположенного по адресу: г. Краснодар, СНТ «Тополь», <адрес>, обязав ответчика предоставить ей в собственность бесплатно указанный земельный участок.
В ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованного лица привлечено СНТ «Тополь».
Административный истец Фаттахова Я.В., представитель административного ответчика – администрации муниципального образования город Краснодар, явка которых судом обязательной не признавалась, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, каких-либо ходатайств к дате рассмотрения дела от них не поступило.
Также в суд не явился представитель заинтересованного лица СНТ «Тополь», о рассмотрении дела извещенный надлежаще и заблаговременно.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка участвующих в деле лиц не является препятствием к рассмотрению дела по существу в их отсутствие.
Суд, исследовав письменные доказательства, оценив их в совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ, приходит к выводу о том, что иск заявлен необоснованно и удовлетворению не подлежит исходя из следующего.
В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…, государственного или муниципального служащего…, если полагают, что нарушена или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину… стало известно и нарушении его прав, свобод и законных интересов.
В рамках настоящего дела обжалуется отказ ответчика, выраженный в письме от 03.08.2020 г., с административным исковым заявлением истец обратилась в суд 26.08.2020 г., тем самым не пропустив предусмотренный ст. 219 КАС РФ процессуальный срок на обжалование, порядок исчисления которого установлен статьями 92, 93 КАС РФ.
По существу рассматриваемого спора судом установлены следующие фактические обстоятельства.
12.11.2016 г. Фаттахова Я.В. принята в члены СНТ «Тополь» и за ней закреплен земельный участок по <адрес> в СНТ «Тополь» в г. Краснодаре, ранее находившийся в пользовании ФИО3 (л.д. 19, 24-25, 29-33).
Суд отмечает, что членство Фаттаховой Я.В. в Товариществе и исполнение ею связанных с этим обязанностей, как-то оплата вступительного взноса, регулярная оплата членских взносов, содержание земельного участка в должном состоянии - не оспаривались в ходе рассмотрения дела, подтверждены документально.
27.07.2020 г. Фаттахова Я.В. обратилась с заявлением на имя Главы муниципального образования город Краснодар, в котором просила на основании п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставить ей бесплатно в собственность земельный участок в СНТ «Тополь» по <адрес>, указав при этом на отсутствие на территории испрашиваемого участка каких-либо строений (л.д. 15-17).
Рассмотрев заявление Фаттаховой Я.В., ответчик направил в ее адрес письмо от 03.08.2020 г. № 13289/26 об отказе в предоставлении муниципальной услуги на основании п. 19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, причиной чему послужили сведения базы данных Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар и схемы организации территории садоводческого товарищества «Тополь» о нахождении испрашиваемого земельного участка за границами указанного садоводческого некоммерческого товарищества (л.д. 14).
Оценивая законность и обоснованность указанного решения, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии со п. 11 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 22 Федерального закона от 29.07.2017 г. № 217-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным коммерческим объединениям урегулированы пунктами 2.7-2.10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Так, п. 2.7 указанной правовой нормы установлено, что до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
- по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из положений ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» решение о предоставлении земельного участка принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.
На основании пункта 3 статьи 44 Устава муниципального образования город Краснодар, принятого Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 г. № 11 п. 6, администрация муниципального образования город Краснодар в области использования земли осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 2.10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
В силу ч. 19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Судом из сведений ГИСОГД установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар от 30.01.2007 г. № 19 п. 6 испрашиваемый истцом земельный участок расположен в зоне садоводческих товариществ (СХ.1).
По сведениям Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, земельный участок, закрепленный за административным истцом, в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 г. № 100 п.1, расположен в зоне ведения садоводства. Градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства на земельном участке площадью 731 кв.м. по <адрес> в СНТ «Тополь» не выдавались.
Анализируя вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что юридически значимыми обстоятельствами по данному делу являются следующие: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то есть до 20.04.1998 г.; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях, а также должны соблюдаться условия, названные в ст. 2.7 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Следовательно, для передачи земельного участка члену садоводческого товарищества в собственность бесплатно необходимо, чтобы заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом садоводческого объединения с распределением ему в пользование этого участка, в отношении которого не должен действовать запрет на передачу в частную собственность, а сам участок должен входить в территорию садоводческого объединения, выделенную до введения в действие названного Федерального закона.
Вместе с тем, по сведениям информационной базы Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, испрашиваемый земельный участок распложен за пределами границ СНТ «Тополь». При этом суд не принимает в качестве допустимого доказательства в обоснование позиции стороны административного истца письмо Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 11.07.2019 г., а также ссылки на судебный акт по другому делу, поскольку из указанных документов невозможно установить в отношении каких земельных участков запрашивалась информация, в связи с чем их тексты не опровергают утверждения оспариваемого отказа.
В нарушение подп. 1 п. 9 ст. 226 КАС РФ административным истцом не представлено ни одного доказательства, отвечающего требованиям ст.ст. 59-62 КАС РФ, в подтверждение ее доводов о нахождении земельного участка в пределах границ Товарищества. Следовательно, доводы истца о нарушении ее прав оспариваемым решением находятся в противоречии с имеющимися письменными доказательствами.
Таким образом, материалами дела не подтверждается тот факт, что спорный земельный участок входит в состав земельного участка садоводческого некоммерческого товарищества «Тополь», а, следовательно, он не может быть предоставлен истцу в порядке п. 7 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, в связи с чем решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка по основанию, предусмотренному п. 19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, является законным и обоснованным.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены оспариваемого решения по доводам иска не имеется, в связи с чем суд полагает правомерным постановить решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление или об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░