Дело №2а-550/2022
44RS0006-01-2022-001102-30
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Антропово «30» ноября 2022 года
Костромской области
Галичский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Копалыгиной В.С.
при секретаре Моревой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы администрации Антроповского муниципального района Костромской области к Межрайонному Отделению судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области, заместителю начальника Межрайонного Отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой О.А., УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Глава администрации Антроповского муниципального района Костромской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному Отделению судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области, заместителю начальника Межрайонного Отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой О.А., УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора (постановление ..... от 17.10.2022г.) по исполнительному производству .....-ИП от 12.08.2022г.
В обоснование своих требований истец указал следующее. Межрайонным Отделением судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области 12.08.2022г. возбуждено исполнительное производство .....-ИП. Предметом принудительного исполнения явилось исполнение муниципальным образованием в лице администрации Анроповского муниципального района Костромской области обязанности предоставить К., 03.10.2000г.р. на основании договора найма специализированного жилого помещения с учётом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, распложенное на территории Антроповского муниципального района Костромской области изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Антроповского муниципального района Костромской области. Указанное исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа, выданного Галичским районным судом по гражданскому делу №2-94/2022. В связи с тем, что администрацией Антроповского муниципального района Костромской области решение суда не исполнено в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. вынесено 17.10.2022г. постановление о взыскании исполнительного сбора в сумме 50 000 рублей, а также предоставлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 15.11.2022г. Администрация Антроповского муниципального района согласилась с принятым постановлением судебного пристава-исполнителя Карповой О.А, однако просила суд об освобождении от его взыскания. Сославшись на требования части 1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», требования п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 401 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 3,4 Закона Костромской области от 24.12.2014г. №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по на обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», глава администрации Антроповского муниципального района Костромской области просил об освобождении от взыскания исполнительского сбора по указанному исполнительному производству на том основании, что, по его мнению, не установлено виновного противоправного бездействия должника, поскольку для обеспечения Клюжичева Р.В. жилым помещением возможно лишь путём приобретения с использованием средств субвенций из областного бюджета. Администрация Антроповского муниципального района Костромской области дважды 19.05.2022г. и 29.08.2022г. направляла ходатайства о выделении субвенций на приобретение жилого помещения для К. в Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК, на что получены отрицательные ответы. В муниципальном жилищном фонде свободных жилых помещений не имеется.
Представитель административного истца – глава администрации Антроповского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Заместитель главы администрации Козлов А.Ю. направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя истца.
Представители ответчиков – Межрайонного Отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области и УФССП России по Костромской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
Административный ответчик – заместитель начальника Межрайонного Отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карпова О.А. в судебное заседание не явилась. О времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Направила в суд отзыв, в котором просила суд о рассмотрении дела без её участия, ходатайствовала об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, указав следующее. На основании решения Галичского районного суда Костромской области по гражданскому делу №2-94/2022 от 31 марта 2022 года и исполнительного листа №ФС 009990732 от 02.08.2022г. ОСП по Парфеньевскому и Антроповскому районам УФССП России по Костромской области 12.08.2022г. возбуждено исполнительное производство .....-ИП. Предметом исполнения является исполнение муниципальным образованием в лице администрации Антроповского муниципального района Костромской области обязанности предоставить К., <дата> года рождения на основании договора найма специализированного жилого помещения с учётом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, распложенное на территории Антроповского муниципального района Костромской области изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Антроповского муниципального района Костромской области. 17.08.2022г. ОСП по Парфеньевскому и Антроповскому районам УФССП России по Костромской области вынесено постановление о передаче исполнительного производства в МОСП. 22.08.2022г. МОСП вынесено постановление о принятии исполнительного производства к исполнению, присвоен номер .....-ИП. Указанное постановление вручено должнику администрации Антроповского муниципального района Костромской области посредством почтовой связи 31.08.2022г. В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, предоставленный для добровольного исполнения его требований, 17.10.2022г. вынесено и направлено должнику постановление о взыскании исполнительского сбора. Указанное постановление направлено должнику посредством электронного документооборота через ЕПГУ и посредством почтовой отправки. Копия постановления должником получена 25.10.2022г. Сославшись на требования ст.ст. 30,105,112,121 Федерального закона «Об исполнительном производстве», Постановление Конституционного суда РФ от 30.07.2001г. №13-П, п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. №50, п.1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, ч.2 ст. 13 ГПК РФ, 84 КАС РФ указала, что должником - администрацией Антроповского муниципального района Костромской области не представлены доказательства того, что исполнение исполнительного документа в установленный срок невозможно вследствие непреодолимой силы, а также отсутствует его вина в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. В связи с изложенным, вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора является законным, оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора или уменьшения исполнительского сбора не имеется.
Административное дело рассмотрено без участия указанных лиц.
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с частью 11 статьи 30 названного закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.
В соответствии с частью 1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исходя из требований части 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Частями 6 и 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 г. N 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.
В соответствии с требованиями п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В ходе судебного заседания установлено следующее. Решением Галичского районного суда Костромской области от 31.03.2022г. исковые требования прокурора Антроповского района удовлетворены, на муниципальное образование в лице администрации Антроповского муниципального района Костромской области возложена обязанность по предоставлению К., <дата> года рождения на основании договора найма специализированного жилого помещения с учётом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, распложенное на территории Антроповского муниципального района Костромской области изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Антроповского муниципального района Костромской области. Указанное решение суда вступило в законную силу 05.05.2022г. По указанному решению суда 02.08.2022г. выдан исполнительный лист ФС ......
Постановлением заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Парфеньевскому и Антроповскому районам УФССП России по Костромской области от 12.08.2022г. по исполнительному документу, выданному на основании указанного решения суда, возбуждено исполнительное производство .....-ИП. Постановлением этого же должностного лица от 17.08.2022г. указанное исполнительное производство передано в Межрайонное отделение судебных приставов по особо важным исполнительным производствам. 22.08.2022г. указанное исполнительное производство принято к исполнению заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. Исполнительному производству присвоен номер .....-ИП.
В соответствии с ч.ч. 2,3 постановления о возбуждении исполнительного производства от 12.08.2022г. указано на немедленное исполнение требований исполнительного документа. Должник предупрежден о том, что в соответствии с требованиями ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых приданных условиях обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей. Копия указанного постановления вручена администрации Антроповского муниципального района через ЕГПУ.
Постановлением заместителя начальника Межрайонного Отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от 17.10.2022г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 15.11.2022г. С должника администрации Антроповского муниципального района Костромской области взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 15 ноября 2022 года.
В ходе судебного заседания установлено, что административным истцом администрацией Антроповского муниципального района Костромской области в течение срока, предоставленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, в том числе до возбуждения исполнительного производства действий по его исполнению не принято в связи с отсутствием необходимых бюджетных средств.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (п. 8 ст. 8 Федерального закона).
Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Законом Костромской области от 29.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01.01.2015 года, органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. (ч. 1 ст. 3 Закона).
В соответствии с ч. 2 ст. 3 названного Закона Костромской области государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, включают в себя, в том числе, формирование муниципального специализированного жилищного фонда; принятие решений о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет и т.д.
Органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающим заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам по итогам аукционов.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.
В ходе судебного заседания установлено, что должник по исполнительному производству администрация Антроповского муниципального района Костромской области неоднократно 19.05.2022г. и 29.08.2022г. направляла обращения в Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК о выделении субвенций на цели предоставления жилого помещения для К., однако в областном бюджете средств на указанные цели для Антроповского муниципального района не предусмотрено. Согласно ответов руководителя указанного Департамента на обращения администрации Антроповского муниципального района Костромской области при выделении субвенций на 2023 год и плановый период 2024-2025 г.г. будет рассмотрена возможность выделения средств субвенций бюджету Антроповского муниципального района Костромской области.
Принимая во внимание, что финансирование обязательств администрации Антроповского муниципального района Костромской области по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета Костромской области, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании контрактов на приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие объективных обстоятельств, и, следовательно, к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный срок.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 74 Постановления Пленума от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
При определении степени вины администрации Антроповского муниципального района Костромской области в неисполнении решения суда, суд оценивает доводы иска и представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие произведенные администрацией действия по исполнению судебного акта.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективными обстоятельствами и препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
При таких обстоятельствах, суд пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований администрации Антроповского муниципального района Костромской области.
Доводы о несогласии с административными исковыми требованиями истца, изложенные в отзыве на иск заместителя начальника Межрайонного Отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой О.А. об отсутствии доказательств невиновного бездействия в исполнении указанного решения суда, суд оценивает критически в силу установления указанных обстоятельств.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ..... ░░ 17.10.2022░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ .....-░░, ░░░░░░░░░░░░░ 12.08.2022░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ (░. ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░