Дело № 2а-1-10300/2023
УИД 40RS0001-01-2023-010605-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Желтиковой О.Е.,
при секретаре Киселевой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 05 октября 2023 года административное дело по административному исковому заявлению Министерства труда и социальной защиты Калужской области к судебному приставу-исполнителю СОСП по Калужской области ГМУ ФССП России Мельниковой И.Н., СОСП по Калужской области ГМУ ФССП России, УФССП России по Калужской области об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
08 сентября 2023 года Министерство труда и социальной защиты Калужской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю СОСП по Калужской области ГМУ ФССП России Мельниковой И.Н. об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП, предметом исполнения по которому является обязание административного истца предоставить Колянцеву Д.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не менее 22 кв.м. и не более 42 кв.м. на территории МО МР «Город Киров и Кировский район». В обоснование указав, что вопросы формирования фонда специализированного жилья и его предоставления жилых помещений детям-сиротам, урегулированы специальным законодательством, поэтому предусмотреть достаточно жилых помещений на исполнение решения суда не представляется возможным.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечены СОСП по Калужской области ГМУ ФССП России и УФССП России по Калужской области.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Представители административных ответчиков СОСП по Калужской области ГМУ ФССП России, УФССП по Калужской области, судебный пристав-исполнитель СОСП по Калужской области ГМУ ФССП России Мельникова И.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, письменно просят рассмотреть дело в свое отсутствие, в деле имеются письменные возражения относительно заявленных требований от административного ответчика судебного пристава-исполнителя Мельниковой И.Н.
Заинтересованное лицо Колянцев Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался.
Суд, изучив материалы настоящего дела, исследовав дела №2-1-6174/2023, приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 218, 360 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Калужской области Мельниковой И.Н. от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Калужским районным судом Калужской области по гражданскому делу №, возбуждено исполнительное производство №-ИП, должником по которому является Министерство труда и социальной защиты Калужской области, предметом исполнения – предоставление Колянцеву Д.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 22 кв.м и не более 42 кв.м на территории МО МР «Город Киров и Кировский район».
Пунктом 2 указанного постановления должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонного связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч.2.1 ст.14 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем Мельниковой И.Н. в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Постановление о взыскании исполнительского сбора поступило в Министерство труда и социальной защиты Калужской области ДД.ММ.ГГГГ (входящий №суд).
Установленные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются письменными материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Частью 2 статьи 112 названного Закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу части 7 названного Закона суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Калужской области осуществляется, в том числе, в соответствии с Законом Калужской области от 25 октября 2012 года № 338-ОЗ.
Согласно положениям данного Закона формирование специализированного жилищного фонда осуществляется посредством приобретения жилых помещений в государственную собственность Калужской области уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере управления и распоряжения областной собственностью либо приобретением по договору участия в долевом строительстве специальным уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом.
Приобретение жилых помещений в собственность Калужской области осуществляется Министерством путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета, что требует значительных временных затрат.
Порядок, установленный Законом № 44-ФЗ и не зависящий от воли административного истца, не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.
Из содержания предмета исполнения по вышеназванному исполнительному производству следует, что обеспечение Колянцева Д.В. жилым помещением возможно после его приобретения должником в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно, Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как следует из материалов дела, в том числе письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства труда и социальной защиты Калужской области, в рамках заключенного Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету РФ в 2023 году от ДД.ММ.ГГГГ № на приобретение 37 квартир для детей-сирот предусмотрено 99,21 млн.рублей, из них из федерального бюджета – 67,46 млн.рублей, из областного бюджета – 31,75 млн.рублей. В текущем году ГКУ КО «Управление капитального строительства» путем долевого участия в строительстве многоквартирных жилых домов приобретены 13 квартир в г.Калуге на сумму 50 516,76 тыс.рублей, дома введены в эксплуатацию. Министерством в Министерство экономического развития и промышленности Калужской области переданы лимиты бюджетных обязательств в целях приобретения 89 квартир; до конца текущего года Министерством планируется передача лимитов бюджетных ассигнований на приобретение, в том числе в рамках исполнения судебных решений 12 квартир в <адрес>, в связи с поступившей в адрес министерства от застройщика информации о наличии для последующей реализации в рамках Закона Калужской области от 25 октября 2012 года №338-ФЗ «О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение» указанного количества квартир.
В судебном заседании также установлено, что административным истцом принимаются исчерпывающие меры для исполнения судебного решения, приобретение квартир для детей-сирот осуществляется посредством приобретения их в государственную собственность Калужской области, строительства (реконструкции) жилых помещений за счет областного бюджета, за счет жилых помещений, перешедших в государственную собственность Калужской области.
Так, как следует из ответа Министерства труда и социальной защиты Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного Министерству труда и социальной защиты Калужской области, в текущем году министерством приобретено 62 квартиры для детей-сирот, из них 27 в <адрес>, 1 в <адрес>, 18 в <адрес>, 16 в <адрес>; в настоящее время по результатам проведенных торгов проходит процедура заключения государственных контрактов по приобретению 27 квартир в <адрес>.
Также из содержания административного искового заявления следует, что по итогам 2022 года министерством приобретено 157 квартир, из них 95 квартир предоставлены лицам из числа детей-сирот в рамках исполнения судебных решений, в том числе из них 15 квартир в <адрес>; в 2023 году предоставлено 74 жилых помещений для детей-сирот, из которых 46 квартир за счет финансирования 2022 года и 28 квартир за счет финансирования 2023 года.
Исходя из совокупности установленных обстоятельства, а также учитывая, что Министерством труда и социальной защиты Калужской области предпринимаются реальные меры по исполнению решения суда, суд полагает, что судебный пристав-исполнитель вынес постановления о взыскании исполнительского сбора без учета всех обстоятельств, возникших в ходе исполнительного производства, и приходит к выводу о том, что имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░