34RS0002-01-2022-009099-72 Дело №2а-552/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2023 года г. Волгоград
Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Байбаковой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповым М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда к ФИО3 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
установил:
ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности, указав, что административный ответчик состоит на налоговом учете в Инспекции, является плательщиком транспортного, земельного налогов, налога на имущество.
Согласно сведениям, предоставленным в порядке ст. 85 НК РФ регистрирующими органами, у ФИО1 находится в собственности имущество: автобус, государственный регистрационный знак №, УАЗ452, 1984 г. выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ года
В адрес налогоплательщика направлялось налоговое уведомление № от 10.07.2019 об оплате транспортного налога за 2018 год в размере 2160 руб.
Поскольку в установленный срок обязанность по уплате соответствующих сумм задолженности не была исполнена, налоговым органов в его адрес направлено требование № от 30.01.2020г. сроком исполнения до 11.03.2020г., а также требование об уплате пени по предыдущим недоимкам № по состоянию на 07.02.2020, сроком исполнения до 18.03.2020 г.
В адрес мирового судьи судебного участка №85 Волгоградской области 03.08.2020 направлено заявление о вынесении судебного приказа.
07.08.2020г. мировым судьей вынесен судебный приказ №. 21.06.2022 данный судебный приказ отменен на основании возражений, поступивших от ФИО1
Административный истец просит взыскать с ФИО1 в его пользу недоимку по налогам и сборам в размере 4730, 24 руб., в том числе:
- транспортный налог в размере 2160 руб., пени в размере 2411,16 руб.;
- пеню за просрочку исполнения обязанности по уплате налога на имущество в размере 1,38 руб.;
- пеню за просрочку исполнения обязанности по уплате земельного налога в размере 157, 70 руб.
В судебное заседание административный истец ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда и административный ответчик ФИО1 не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п.1 ст.362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами, на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены статьей 3 Закона Волгоградской области «О транспортном налоге» от 31 октября 2002 года №750-ОД.
Согласно сведениям о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представленных в налоговый орган, расчет транспортного налога за 2017 год в отношении автомобилей, находившихся в собственности административного ответчика, произведен с учетом размера налоговой ставки, налоговой базы и времени владения.
Налоговым периодом по транспортному налогу согласно п.1 ст.360 НК РФ признается календарный год.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.363НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ, срок уплаты земельного налога для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ).
На основании п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.
Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет имущества лиц регламентируются статьями 46 - 48 Кодекса.
Исходя из требований статей 46 - 47 Кодекса в указанных в этих статьях случаях взыскание производится по решению налогового органа (решение о взыскании). Решения о взыскании, принятые после истечения установленных этими статьями соответствующих сроков, считаются недействительными и исполнению не подлежат. В этих случаях налоговый орган в установленные сроки может обратиться в суд с заявлениями о взыскании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункты 2 и 3 статьи 46, пункт 1 статьи 47).
Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, согласно требованиям статьи 48 Кодекса, осуществляется в судебном порядке.
Указанной статьей определен срок направления соответствующего заявления налогового органа в суд. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2 статьи 48 Кодекса).
Статья 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что ФИО1 состоит на учете в ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда.
В собственности у ФИО1 находится имущество: автобус, государственный регистрационный знак № УАЗ452, 1984 г. выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ года
Налогоплательщику направлялось налоговое уведомление № от 10.07.2019 об оплате транспортного налога за 2018 год в размере 2160 руб., а в дальнейшем требование № от 30.01.2020 со сроком исполнения до 11.03.2020. В данное требование включена пеня, начисленная на указанную недоимку за период с 03.12.2019 по 29.01.2020 в размере 26 руб. 33 коп.
Также в адрес ФИО1 направлялось требование об уплате пени в общей сумме 2543 руб. 91 коп. по предыдущим недоимкам № по состоянию на 07.02.2020, сроком исполнения до 18.03.2020 г., а именно (как следует из расчета):
пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу в сумме 11085 руб. (2017 год) за период с 10.07.2019 по 06.02.2020 в сумме 73,07 руб.;
пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу в размере 18523 руб. (2015 год) за период с 10.07.2019 по 06.02.2020 в сумме 1358,06 руб.;
пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу в размере 2160 руб. (2018 год) за период с 30.01.2020 по 06.02.2020 в сумме 3,60 руб.;
пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу в размере 20010 руб. (2016 год) за период с 10.07.2019 по 06.02.2020 в сумме 1527,18 руб.;
пени, начисленной на недоимку по налогу на имущество в размере 29 руб. (2017 год) за период с 10.07.2019 по 06.02.2020 в сумме 1,39 руб.;
пени, начисленной на недоимку по земельному налогу в размере 1853 руб. (2016 год) за период с 10.07.2019 по 06.02.2020 в сумме 148,38 руб., и на недоимку по земельному налогу в размере 1433 руб. (2016 год) за период с 10.07.2019 по 06.02.2020 в сумме 140,05 руб.
Требования оставлены ФИО1 без исполнения.
03.08.2020г. ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограду обратилась к мировому судье судебного участка №85 Волгоградской области с заявлением о вынесении судебного приказа, 07.08.2020 г. вынесен судебный приказ №.
Определением мирового судьи от 21 июня 2022 года судебный приказ отменен.
С настоящим административным иском в суд ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда обратилась 16 декабря 2022г.
Разрешая заявленные налоговым органом требования о взыскании ФИО1 суммы задолженности по транспортному налогу, пене суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 48 НК РФ заявление о взыскании с налогоплательщика задолженности подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Налоговым органом в данном случае соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) пеня начисляется, если иное не предусмотрено этой статьей и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).
В постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 г. N 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации", положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Из изложенного следует, что поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность взыскания пени на сумму тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, ее начисление (неначисление) правового значения не имеет.
Поскольку налоговым органом утрачено право взыскания транспортного налога за 2015, 2016 г.г. в размере 38533 руб., земельного налога за 2016 год в сумме 1433 руб., взыскание пени, начисленной на указанные суммы недоимки, неправомерно, следовательно, административные исковые требования о взыскания недоимки по требованию № подлежат удовлетворению в полном объеме, а административные исковые требования о взыскания недоимки по требованию № подлежат удовлетворению в части, а именно в части взыскания:
пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу в сумме 11085 руб. (2017 год) за период с 10.07.2019 по 06.02.2020 в сумме 73,07 руб.;
пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу в размере 2160 руб. (2018 год) за период с 30.01.2020 по 06.02.2020 в сумме 3,60 руб.;
пени, начисленной на недоимку по налогу на имущество в размере 29 руб. (2017 год) за период с 10.07.2019 по 06.02.2020 в сумме 1,38 руб.;
пени, начисленной на недоимку по земельному налогу в размере 1853 руб. (2016 год) за период с 10.07.2019 по 06.02.2020 в сумме 148,38 руб.
Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая, что ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд, в силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации она подлежит взысканию с административного ответчика в бюджет муниципального образования города Волгоград, исходя из расчёта, установленного ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких данных, с учетом требований ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации, с административного ответчика в доход муниципального образования город Волгоград надлежит взыскать государственную пошлину в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 286, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ № ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2412,76 ░░░., ░ ░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░░░ 2160 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 03.12.2019 ░░ 06.02.2020 ░ ░░░░░░░ 29 ░░░. 93 ░░░.;
░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 11085 ░░░. (2017 ░░░) ░░ ░░░░░░ ░ 10.07.2019 ░░ 06.02.2020 ░ ░░░░░ 73,07 ░░░.;
░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 29 ░░░. (2017 ░░░) ░░ ░░░░░░ ░ 10.07.2019 ░░ 06.02.2020 ░ ░░░░░ 1,38 ░░░.;
░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1853 ░░░. (2016 ░░░) ░░ ░░░░░░ ░ 10.07.2019 ░░ 06.02.2020 ░ ░░░░░ 148,38 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ № ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 7 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░