Дело № 2а-463/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2019 г. г. Углич
Угличский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Ицковой Н.Н.,
при секретаре Носовой Е.С.,
с участием административного истца Кузьмина Э.В., его представителя ФИО1.,
представителя административного ответчика Управления Градостроительства Администрации УМР ФИО2.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузьмина Э.В. к Управлению градостроительства Администрации Угличского муниципального района о признании незаконным Уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве садового дома параметров садового дома установленным параметрам № 19 от 11.03.2019 г.,
установил:
Кузьмин Э.В. обратился в суд с настоящим административным иском, указав, что ему принадлежит земельный участок с кадастровым номером № №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, общей площадью 544 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, СДТ «<данные изъяты>», участок № №, на котором в 1980 г. был выстроен деревянный садовый дом, общей площадью 18,9 кв.м. Право собственности на указанный земельный участок было зарегистрировано 07.03.2019 г. (запись регистрации № №) на основании Решения Угличского районного суда от 13.12.2018г. по делу № №. 28.02.2019г. административный истец в соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ подал в Управление градостроительства Администрации Угличского муниципального района (далее - Управление градостроительства АУМР) Уведомление о планируемом строительстве садового дома, вх. № 28.02.2019 г. (Далее - Уведомление), с целью дальнейшей регистрации права собственности на указанное строение. 11.03.2019 г. Управлением градостроительства АУМР вынесено Уведомление о несоответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве садового дома параметров садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № № (далее - Уведомление о несоответствии), поскольку параметры строительства садового дома не соответствуют параметрам разрешенного строительства и ведения хозяйственной деятельности, установленными Правилами землепользования и застройки городского поселения Углич, утвержденным решением Думы Угличского муниципального района от 31.05.2018 № 295 (далее Правила), в части требования к минимальному расстоянию до границы соседнего участка от садового дома (3 м), а также к противопожарному расстоянию до соседнего садового дома (менее 15 м). Истец считает, что данные требования на садовый дом, построенный в 1980 году, не могут распространяться, поскольку он был выстроен задолго до введения их в действие, и с момента постройки до настоящего времени никакие изменения в конструкцию дома не вносились, ремонтные работы по реконструкции и строительству не производились, на момент регистрации права собственности истца на земельный участок с уже имеющимся на нем построенным деревянным садовым домом истец не знал о том, что параметры уже выстроенного садового дома не соответствуют параметрам, установленным Правилами, спорный объект не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, жилой дом был возведен на земельном участке в 1980 г., то есть до утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования по УМР, самовольной постройкой не признан. Специалистами ООО «<данные изъяты>» был изготовлен технический план здания на индивидуальный жилой дом, в котором в графе «количество этажей» указано: «1», общая площадь - 18,9 кв.м, год завершения строительства объекта - 1980, в качестве материала стен указано: деревянные.
Просит признать незаконным и отменить Уведомление о несоответствии № 19 от 11.03.2019г. и обязать административного ответчика в установленном действующим законодательством порядке рассмотреть вопрос о выдаче Кузьмину Э.В. Уведомления о соответствии указанным в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
В судебном заседании административный истец Кузьмин Э.В. и его представитель ФИО1 исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске, дополнительно пояснили, что в оспариваемом Уведомлении не содержится конкретный пункт Правил, которым не соответствует садовый дом. В схематичном изображении расположения садового дома на земельном участке, имеющемся в Уведомлении от 28.02.2019 г., расстояния до смежных границ указаны примерно, без замеров, фактическое расстояние от дома до соседних участков, а также до соседних строений истцу неизвестны.
Представитель административного ответчика Управления градостроительства АУМР по доверенности ФИО2. с иском не согласилась, представила письменный отзыв на иск, просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Пояснила, что Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 340-ФЗ) установлены единые требования к предельным параметрам и процедуре строительства объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках, предоставленных в целях ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках. В случае, если строительство (реконструкция) объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта начато до получения в установленном порядке разрешения на строительство и до вступления в силу Федерального закона № 340-ФЗ, правообладатель такого земельного участка вправе до 01.03.2019 г. направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления предусмотренное ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта ИЖС или садового дома (ч. 5 ст. 16 Федерального закона № 340-ФЗ), по которому проводится проверка. Рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 51.1 ГрК РФ. Управление Градостроительства АУМР является уполномоченным органом на рассмотрение Уведомлений. 28.02.2019 Кузьмин Э.В., обратился в Управление градостроительства с уведомлением о планируемом строительстве садового дома. В результате рассмотрения уведомления, 11.03.2019 Кузьмину Э.В. направлено уведомление о несоответствии указанном в уведомлении о планируемом строительстве садового дома параметров садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта садового дома на земельном участке, поскольку параметры строительства садового дома не соответствуют параметрам разрешенного строительства и ведения хозяйственной деятельности, установленным Правилами, в части требования к минимальному расстоянию до границы соседнего земельного участка от садового дома - 3 м, а также к противопожарному расстоянию до соседнего садового дома - менее 15 м. Данное Уведомление было выдано по результатам оказания муниципальной услуги «Выдача уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости (и (или) недопустимости) размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке», предусмотренной Административным регламентом, утвержденным постановлением Администрации УМР от 29.12.2018 №1631, в соответствии с которым уполномоченным специалистом при поступлении Уведомления проводится проверка соответствия указанных в уведомлении параметров садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства установленным правилам землепользования и застройки, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. Указанная проверка осуществляется путем выезда в адрес местонахождения объекта, фиксированием фактического состояния параметров объекта и параметров его размещения, и последующей оценкой достоверности выявленных данных задекларированным в уведомлении заявителем. При наличии на смежном земельном участке объектов капитального строительства при новом строительстве (реконструкции) необходимо обеспечить выполнение требований противопожарной безопасности, установленных СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (вместе с "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"), утвержденными приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, исходя из степени огнестойкости строений. Учитывая, что на соседнем земельном участке, существует объект капитального строительства - деревянный жилой дом и материал стен, заявленный заявителем - дерево, противопожарное расстояние между ними должно быть не менее 15 метров. Кроме того, в соответствии с п. 6.7 Свода правил СП 53.13330.11 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (актуализированная редакция СНиП 30-02-97*, минимальное расстояние до границ соседнего участка по санитарно-бытовым условиям от жилого строения (или дома) должно быть 3 метра. По этим основаниям действия Управления градостроительства по выдаче уведомления о несоответствии не могут быть признаны незаконными. Права истца не нарушены, он избрал ненадлежащий способ защиты права, т.к. ему необходимо обращаться в суд на основании ст. 222 ГК РФ. В Уведомлении о несоответствии указаны конкретные нарушения. В соответствии с п. 3 ст. 8 Правил землепользования и застройки указано на обязательное соблюдение настоящих Правил наряду с иными нормативно-техническими документами и обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством РФ. Из представленного Кузьминым Э.В. уведомления от 28.02.2019 г. видно, что расстояние до соседнего участка 1 м, т.е. менее 3 м. Специалистами Управления градостроительства был осуществлен выезд на место, дом сфотографирован, установлено, что расстояние от дома до соседних домов менее 15 м.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании действий (бездействий) административного ответчика, если оспариваемое действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (п. 1 ч. 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (п. 2 ч. 2).
Положения ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ (действуют с 04.08.2018) обязывают застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (далее по тексту - ИЖС) или садового дома.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ).
Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в ч.10 ст. 51.1 ГрК РФ.
Уведомление о несоответствии направляется застройщику, в частности, в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта ИЖС или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (п. 1 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ).
В соответствии с п. 11 ст 51.1 ГрК РФ в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.
Из материалов дела следует, что Кузьмин Э.В. на основании решения Угличского районного суда Ярославской области от 13.12.2018 г. по гражданскому делу № № является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 544 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, сдт "<данные изъяты>", участок №, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для садоводства. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано 07.03.2019 г., о чем в ЕГРН имеется запись о регистрации права № № от 07.03.2019 г.
Кузьмин Э.В. в порядке ст. 51.1 ГрК РФ подал в Управление градостроительства Администрации УМР Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома от 28.02.2019 г. на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером №, участок № №, расположенном по адресу: <адрес>, садовое товарищество <данные изъяты>, разрешенное использование: для садоводства. В данном уведомлении заявителем были указаны сведения о планируемых параметрах садового дома, включая размеры отступов от всех границ земельного участка: слева 1 м, справа 11 м, сзади 29 м, по фасаду 1 м. Фактически данный дом построен в 1980 г.
Административным ответчиком 11.03.2019 г. в адрес заявителя направлено уведомление № 019 о несоответствии указанного в уведомлении о планируемых строительстве садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения садового дома на земельном участке, поскольку параметры строительства садового дома не соответствуют параметрам разрешенного строительства и ведения хозяйственной деятельности, установленным Правилами, в части требования к минимальному расстоянию до границы соседнего участка от садового дома - 3 м, а также к противопожарному расстоянию до соседнего садового дома менее 15 м.
Порядок регулирования землепользования и застройки на территории городского поселения Углич установлены Правилами землепользования и застройки городского поселения Углич, утвержденными решением Думы УМР от 31.05.2018 г. № 295.
Статьей 10 Указанных Правил установлены земельные участки, на которые действия градостроительного регламента не распространяется. Земельный участок, принадлежащий Кузьмину Э.В., к таким участкам не относится, следовательно, на него распространяются положения данных Правил.
В силу ст. 6 Правил землепользования и застройки городского поселения Углич, утвержденных решением Думы УМР от 31.05.2018 № 295, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно п. 3 ст. 8 указанных Правил, при использовании и застройки земельных участков положения и требования градостроительных регламентов, содержащиеся в Правилах обязательны для соблюдения наряду с техническими регламентами, региональными нормативами градостроительного проектирования, иными нормативно-техническими документами и обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 9 Правил земельные участки, объекты капитального строительства, существовавшие до вступления в силу настоящих Правил и расположенные на территориях, для которых установлены градостроительные регламенты и на которые действие этих градостроительных регламентов распространяется, являются несоответствующими градостроительным регламентам в случае, когда существующие размеры земельных участков и параметры объектов капитального строительства, не соответствуют предельным размерам земельных участков и предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, т.е. имеют параметры построек (площадь застройки, линейные размеры, отступы построек от границ участка, высота, этажность и др.) и участка (площадь, процент застройки и линейные размеры земельного участка и др.) меньше минимальных или больше максимальных значений, установленных регламентом использования для соответствующих территориальных зон.
Согласно п. 6.7 "СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*", утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 N 849 минимальное расстояние от границы соседнего участка до садового дома должно быть не менее 3 м.
Местоположение дома отражено Кузьминым Э.В. в схеме размещения дома на земельном участке, а также видно на представленной административным ответчиком фотографии, слева расстояние от садового дома до смежной границы соседнего участка составляет 1 м. Таким образом, спорный садовый дом размещен на земельном участке с нарушением указанного норматива, что отражено ответчиком в оспариваемом Уведомлении о несоответствии.
Вместе с тем, указание административным ответчиком в оспариваемом Уведомлении о нарушении противопожарного расстояния до соседнего садового дома (менее 15 м) суд считает необоснованным, поскольку доказательств о наличии такого нарушения не представлено. Противопожарные расстояния зависят от степени огнестойкости зданий, которая в отношении спорного здания с достоверностью не установлена, что не позволяет сделать вывод о необходимых противопожарных разрывах при осуществлении строительства и их соблюдении истцом.
В соответствии с п. 4.13 СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" противопожарные расстояния от хозяйственных построек, расположенных на одном садовом, дачном или приусадебном земельном участке, до жилых домов соседних земельных участков, а также между жилыми домами соседних земельных участков следует принимать в соответствии с таблицей 1, а также с учетом требований подраздела 5.3. Требования подраздела 5.3 СП 4.13130 о том, что противопожарные расстояния между зданиями при организованной малоэтажной застройке, в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 2. По данным данной таблицы расстояние должно составлять от 6 до 8 метров. Более того, при оснащении зданий дополнительными противопожарными системами противопожарные расстояния могут сокращаться до 50%.
Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований истца о признании Уведомления о несоответствии № 019 от 11.03.2019 г. незаконным и его отмене суд не усматривает, поскольку параметры садового дома не соответствуют п. 6.7 "СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*" в части минимального расстояния от садового дома до границы соседнего участка.
Довод заявителя о том, что в Уведомлении о несоответствии от 11.03.2019 г. не содержится ссылки на конкретную норму Правил землепользования и застройки суд находит несостоятельной, поскольку это не повлекло нарушения прав заявителя, так как оспариваемое Уведомление о несоответствии содержит ссылку на действующие параметры ограничений, поданное заявителем уведомление о планируемом строительстве садового дома не соответствует этим параметрам.
Доводы о том, что садовый дом был построен в 1980 г. до утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования по УМР, поэтому на него не могут распространяться требования действующего законодательства отклоняются судом, поскольку в силу ст. 51.1 ГрК РФ параметры объекта ИЖС или садового дома, указанные в Уведомлении, проверяются на соответствие предельным параметрам разрешенного строительства, установленным действующим законодательством.
Ссылки истца на то, что спорный объект не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не имеют правового значения для рассмотрения данного дела, поскольку к предмету рассмотрения не относятся. Оценка факта несоблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве возможна в рамках конкретных требований истца о признании права собственности на самовольную постройку в порядке ст. 222 ГК РФ.
При указанных обстоятельствах, совокупности условий для признания оспариваемого Уведомления незаконным суд не усматривает, действия административного ответчика соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения, административным ответчиком права административного истца не ущемлены, в удовлетворении заявленных требований суд отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ,
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░