УИД11RS0002-01-2023-000648-20
Дело № 2а-1270/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воркута Республики Коми 3 мая 2023 года
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Иванова С.В.,
при секретаре судебного заседания Макаренковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воркута административное дело по административному иску Савинова Геннадия Анатольевича к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по РК, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей,
УСТАНОВИЛ:
Савинов Г.А. обратился в суд с административным иском о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в сумме 300 000 руб. В обоснование иска о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей административный истец указал, что с 21.10.2016 по август 2017 г. содержался в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК с нарушениями условий содержания, которые выражались в следующем. В камере № 110 он содержался 5 дней, в камере № 302 – 2 дня, все остальное время – в камере № 406, которая имела площадь 29 кв.м., и вмещала 4 кровати, два обеденных стола и лавками, в углу камеры располагался унитаз. Туалетное помещение занимало 2 кв.м. пола. Горячая вода подведена не была. Камера имела 2 окна, рамы которых частично не имели стекол, из-за чего он замерзал. Стены и потолок были покрыты грибком, водились клопы, тараканы и мокрицы, освещение в камере было очень слабое, отсутствовала вентиляция. Камера была переполнена, с учетом имеющегося инвентаря он был лишен возможности передвижения по камере. Он был лишен прогулок и посещения бани, так как камера располагалась на 4 этаже, а ввиду имеющихся у него заболеваний, он не мог спускаться по лестнице, его просьбы о переводе на 1 этаж администрацией учреждения были проигнорированы. Выданные постельные принадлежности находились в ненадлежащем состоянии, также за период содержания в СИЗО, ему не выдавали гигиенические наборы. В баню выводили 1 раз в неделю, отводя на помывку 15 минут, что очень мало. В бане были антисанитарные условия и холод. Приготовленная пища была непригодна для употребления, мясо не давали, овощи только в сухом виде, и только в супах, еда холодная.
Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по РК, ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК, в письменном отзыве с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в возражении на иск.
Административный истец извещен надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК, УФСИН России по РК, ФСИН России в судебное заседание не прибыл, ходатайств об отложении не заявлял.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Порядок и условия содержания под стражей, соблюдение гарантий прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В силу статьи 4 приведенного Закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" являются одним из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Из положений статьи 6, статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" следует, что подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным законом и иными федеральными законами. В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15 Закона).
Главой II Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" регламентированы основные права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее – ПВР № 189), действовавшие в период содержания административного истца в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе:
- право на личную безопасность и охрану здоровья (в частности, статьи 20, <...> 21, 41 Конституции Российской Федерации, пункты 2, 8 части 1 статьи 7, статьи 9, 14 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункты 2, 9 статьи 17, статьи 19, 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", части 3, 6, 6.1 статьи 12, статьи 13, 101 УИК РФ, часть 2 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", подпункт 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");
- право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В пункте 3 названного Постановления Верховный Суд Российской Федерации указал, что принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Как следует из алфавитной карточки, административный истец Савинов Г.А. содержался в СИЗО-3 в период: с 23.10.2016 по 17.08.2017 в камерах: ...,..., что подтверждается камерной карточкой
Рассматривая доводы административного истца об отсутствии вентиляции в камерах, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.
Как следует из справки заместителя начальника ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК от 30.03.2023, здание режимного корпуса Лит А (год постройки и ввода в эксплуатацию - 2002). В каждой камере окна имеют размеры 1,32 м *1,15 м, оборудованы форточками. Режимный корпус Лит. Г, год постройки и ввода в эксплуатацию 1958, в соответствии с требованиями строительных документов 1958 г., в камерах следственных изоляторов предусматривалась только естественная вентиляция – через форточные проемы, что подтверждается техническим планом. По распоряжению начальника СИЗО-3 для проветривания камер обеспечивается открытие оконных и дверных форточек, а также при выходе на прогулку, дверь камеры остается открытой. В здании режимного корпуса Лит. А. (год постройки и ввод в эксплуатацию - 2002). Проектом здания предусмотрена механическая приточно-вытяжная система. На каждом этаже режимного корпуса имеются помещения, оборудованные механической приточно-вытяжной системой. Все световые карманы оборудованы воздуховодами, воздухораспределителями.
Кроме того, актом проверки органом государственного контроля юридического лица № 22 от 17.03.2016, составленным ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11, актом проверки органом государственного контроля юридического лица № 32 от 15.06.2017, составленным ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11установлено наличие механической приточно-вытяжной вентиляции, естественной – через форточки.
В связи с чем доводы административного истца об отсутствии вентиляции не нашли подтверждения. Вентиляционное оборудование непосредственно в камере оборудуется при наличии возможности, которая в данном случае планами не предусмотрена.
Рассматривая довод административного истца о предоставлении возможности помывки в бане один раз в неделю, а также об антисанитарных условиях в бане и отсутствии возможности в силу состояния здоровья спуститься на 3 этаж в баню для осуществления гигиенических процедур, суд приходит к следующему.
Согласно п. 45 ПВР № 189, не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Таким образом, предоставление Савинову Г.А. возможности помывки в бане один раз в неделю в течение 15 минут, не противоречит нормам законодательства и не является нарушением условий содержания административного истца под стражей.
Как следует из актов проверки филиала ЦГСЭН г. Сыктывкар от 17.03.2016, от 15.06.2017 помывка спецконтингента, находящегося в режимном корпусе, предусмотрена в душевых, расположенных на этажах (2,3,4 этажи режимного корпуса Лит А) и оборудованных по типу санпропускника, каждое помывочное отделение оборудовано 7-ю исправными лейками (душами), холодная и горячая вода имеется. Напор воды достаточный. Внутренняя отделка помещений выполнена из материалов, позволяющих осуществить текущую и генеральную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств. Помещения находятся в удовлетворительном санитарном состоянии.
Кроме того, как следует из паспорта здания режимного корпуса ЛитА, на 4 этаже корпуса также имеется душевая.
Таким образом, довод административного истца об антисанитарных условиях в бане и отсутствии возможности в силу состояния здоровья спуститься на 3 этаж в баню для осуществления гигиенических процедур, своего подтверждения не нашел.
Статьей 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно доводов административного искового заявления, камеры, где содержался Савинов Г.А. находились в неудовлетворительном санитарном состоянии, а именно, водились насекомые, имелся грибок, кроме того, уровень освещения был недостаточным, в камере было холодно, в связи с частичным отсутствием стекол в рамах.
Данные доводы административного истца суд отклоняет по следующим основаниям.
Как следует из возражений административного ответчика, п. (ДАННЫЕ СКРЫТЫ).
В соответствии с п. 42 ПВР № 189, камеры СИЗО оборудуются, в том числе, светильниками дневного и ночного освещения
Из вышеприведенных актов инспектирования от 11.07.2016, актов от 17.03.2016, 15.06.2017, составленных ЦГСЭН МСЧ-11 ФСИН не следует, что в ходе проверки были установлены факты нарушений санитарного состояния камерных помещений. Также актами установлено, что плановые технические осмотры камер на предмет выявления повреждений, в том числе, окон, производятся ежедневно и качественно. По каждому помещению, в котором содержатся подозреваемые, обвиняемые, имеются акты ГЦЭГ, подтверждающие соблюдение администрацией учреждения установленных норм. За время обхода жалоб от спецконтингента не поступало. Санитарно-эпидемиологическое состояние на объектах учреждения оценивалось как удовлетворительное и контролируемое. Температурный режим во всех помещениях соответствовал нормативным требованиям. Освещение естественное – через оконные проемы и искусственное – светильники с защитными плафонами.
Также, согласно актов ИП .... выполненных работ по профилактической дезинфекции, дератизации, дезинсекции от 12.04.2017, 25.07.2017, 23.11.2017, следует, что в ФКУ СИЗО-3 на основании контракта возмездного оказания услуг по профилактической дезинфекции, дератизации, дезинсекции № 6/31/17 от 14.02.2017, 6/31/17 от 23.08.2017 проводились работы по дератизации, дезинфекции и дезинсекции.
Кроме того, в соответствии с Приложением N 1 ПВР № 189, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел, проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения; уборка камерных помещений проводится силами лиц содержащихся в камерных помещениях.
Из справки о материально бытовом обеспечении спецконтингента от 30.03.2023 следует, что все камеры учреждения оборудованы в соответствии с требованиями правил внутреннего распорядка, в том числе, светильниками дневного и ночного освещения; все камеры СИЗО-3 оснащены регистрами системы централизованного водяного отопления, что обеспечивает поддержание температурного режима в рамках, установленных СП 15-01, не ниже + 18 +22 градусов по Цельсию.
Признавая указанный довод несостоятельным, судом также учитывается, что, согласно справки об устных и письменных обращениях Савинова Г.А. от 30.03.2023, согласно журнала СЭД УИС «Регистрация входящих обращений граждан в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК, журналу «Приема подозреваемых, обвиняемых и осужденных по личным вопросам», в период с 23.10.2016 по 17.08.2017, в адрес администрации ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК Савинов Г.А. ни в устной, ни в письменной форме не обращался, в связи с чем, указанный довод административного истца не нашел своего подтверждения.
Указанной справкой также опровергается довод административного истца об игнорировании его заявлений о переводе в камеры, расположенные на 1 этаже в силу состоянии здоровья.
Рассматривая довод административного истца о несоблюдении нормы площади камеры в период содержания в ФКУ СИЗО-3, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Согласно техническим паспортам на здания режимного корпуса Лит А, режимного корпуса ЛитГ, экспликации к ним, площадь камер № 406,302 составляет 32,02 кв.м., камеры ... – 19,0 кв.м., камеры ... – 32,02 кв.м.
Учитывая сведения из представленной выписки из книг количественной проверки лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК ... (начата <дата>, окончена <дата>), ...-дсп (начата <дата>, окончена <дата>) о максимальном количестве лиц, содержащихся совместно с административным истцом в период его нахождения под стражей, площадь, приходящаяся на одного человека при содержании в вышеуказанных камерах составляла от 4 до 19 кв.м. В таких условиях, норма санитарной площади на 1 человека соответствовала требованиям действующего законодательства.
Довод административного истца о необеспечении гигиеническими принадлежностями суд признает несостоятельным ввиду следующего.
В силу положений ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
В соответствии с п. 40 ПВР № 189, по заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва (для мужчин); средства личной гигиены (для женщин).
В соответствии с положениями приказа ФСИН России от 21.07.2014 № 373 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, органов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, с указанием сроков хранения» (далее - приказ ФСИН № 373), срок хранения актов о приеме, сдаче и списании имущества и материалов составляет 5 лет
Из отзыва административного ответчика, следует, что акты списания малоценных предметов и основных средств и движения материального имущества за спорный период уничтожены в связи с истечением срока хранения, вследствие чего невозможно установить, обращался ли истец в заявлением о выдаче ему средств личной гигиены.
В соответствии с положениями части 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем, согласно статьям 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административному истцу надлежит в административном исковом заявлении и при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие его права, свободы и законные интересы нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся документы (в частности, описания условий содержания, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются).
Учитывая, что акты на списание материальных предметов и основных средств и движения материальных ценностей за спорный период были уничтожены, суд в рассматриваемом случае полагает возможным применение части 7 статьи 45 КАС РФ, согласно которой злоупотребление процессуальными правами в определенных формах влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных настоящим Кодексом. Административный истец, имея реальную и фактическую возможность для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, в том числе, и после вступления в силу 27.01.2020 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обратился в суд после истечения сроков хранения приведенных документов, исключив административным ответчикам возможность предоставления приведенных сведений.
Учитывая изложенное, доводы административного истца о необеспечении гигиеническими наборами своего подтверждения не нашли. При этом судом учитывается, что административным истцом доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов в части не своевременной выдачи гигиенических наборов, не представлено.
Из доводов административного искового заявления следует, что Савинову Г.А. по прибытию в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК выданы постельные принадлежности, которые находились в ненадлежащем состоянии, а именно, вместо матраса выдали мешок, набитый ватой, подушка старая, в пятнах, имела неприятный запах, простынь и наволочки рваные и в пятнах.
Данные доводы суд признает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 40, 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 04.10.2005 № 189 (далее – ПВР № 189), подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования, в том числе, постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Согласно отметки в камерной карточке, Савинов Г.А. был обеспечен в полном объеме постельными принадлежностями. Постельные принадлежности и мягкий инвентарь регулярно проходят процедуру комиссионного осмотра при износе или после истечения сроков эксплуатации постельные принадлежности и мягкий инвентарь списываются и заменяются на новый.
Согласно приказу Минюста России от 03.12.2013 N 216 (ред. от 23.04.2018) "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" нормативный срок службы матраца и одеяла составляет 4 года, простыни и наволочки – 2 года. В следственных изоляторов сроки эксплуатации постельных принадлежностей (кроме полотенец), сокращаются на 1 год.
Из вышеприведенных актов проверки ЦГСЭН от 17.03.2016, 15.06.2017, акта инспекторской проверки от 11.07.2016 следует, что состояние постельных принадлежностей и мягкого инвентаря удовлетворительное. Оборудование прачечной представлено стиральными машинами в количестве 3 шт., центрифугами – в количестве 2 шт.
Как следует из вышеуказанной справки о письменных обращениях в период с 23.10.2016 по 17.08.2017, в адрес администрации ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК Савинов Г.А. ни в устной, ни в письменной форме не обращался.
Учитывая, что Савинов Г.А. в период отбывания наказания к администрации с ходатайствами о замене непригодных к использованию постельных принадлежностей не обращался, суд считает в данной части требования истца необоснованными.
Питание административного истца было организованно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время" и Приказом ФСИН России от 02.09.2016 N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы".
Судом учитывается, что, согласно Акта инспектирования от 11.07.2016, спецконтингент обеспечен продовольствие на 100 процентов. Продукты суточных норм доводятся в виде готовой пищи. Пища готовится три раза в сутки. При отсутствии одних видов продовольствия производится их замена другие в соответствии с нормами замены. Закладка продуктов в котел производится в присутствии дежурного помощника начальника Учреждения. Жалоб на приготовление пищи от подследственных не поступало.
Таким образом, довод административного истца о ненадлежащем качестве питания в Учреждении своего подтверждения не нашел.
Рассматривая доводы административного истца об отсутствии подвода горячей воды в камеры, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно п. (ДАННЫЕ СКРЫТЫ)
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 № 245/пр утвержден и введен в действие с 04.07.2016 Свод правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования». Данный Свод правил зарегистрирован Росстандартом и имеет номер СП 247.1325800.2016.
Пунктом 19.1 Свода правил СП 247.1325800.2016 предусмотрено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 («Внутренний водопровод и канализация зданий»), СП 31.13330 («Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), СП 32.13330 («Канализация. Наружные сети и сооружения»), СП 118.13330 («Общественные здания и сооружения»).
Согласно пункту 19.5 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016, подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе к умывальникам в камерах.
Действующее законодательство в области организации исполнения наказания и содержания заключенных под стражей исходит из обеспечения уважения достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей, при этом государство не может ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.
Приведенный ..., введенный в действие с <дата>, предусматривающий оборудование зданий следственного изолятора горячим водоснабжением, распространяя свое действие на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт таких зданий, не содержит запрета на возможность его применения к объектам, введенным в действие и эксплуатацию до его принятия. Иначе это ставило бы в неравное положение заключенных и осужденных, содержавшихся в следственных изоляторах, построенных до принятия данного Свода правил.
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64 (действовавших в период до 28.02.2021), предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.
Отсутствие горячей воды в помещениях (камерах) СИЗО ответчики не отрицали.
Отсутствие централизованного горячего водоснабжения, альтернативного способа обеспечения свободного доступа к горячей воде для санитарно-гигиенических нужд, не может быть компенсировано наличием кипятильников.
Таким образом, условия содержания Савинова Г.А. в СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми в части необеспечения горячей водой не в полной мере соответствовали внутригосударственным требованиям.
Как указано в п. 14,17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Определяя размер компенсации, суд учитывает характер нарушений, продолжительность и периодичность нахождения Савинова Г.А. в Учреждении, принцип разумности и справедливости, и приходит к выводу о взыскании компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания.
Доводы представителя административных ответчиков о пропуске срока исковой давности суд признает необоснованными.
Требования административного истца не связаны с обжалованием действий (бездействия) должностных лиц государственных органов либо с оспариванием действий (бездействия) должностных лиц уголовно-исполнительной системы, а обоснованы причинением ему нравственных и физических страданий ненадлежащими условиями содержания, на которые сроки исковой давности не распространяются.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 3» ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 300,00 (░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ –<░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░