Решение
Именем Российской Федерации
7 мая 2024 г. г. Краснодар
Краснодарский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Меняйло А.Н., при помощнике судьи Мартиной Е.В., с участием административного истца Ивкина С.Н., представителя административного ответчика помощника военного прокурора Краснодарского гарнизона ... Козьмова И.А., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело № 2а-83/2024 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего ... Ивкина Сергея Николаевича об оспаривании бездействия должностных лиц военной прокуратуры Южного военного округа (далее – прокуратура ЮВО), связанных с не рассмотрением его обращений,
установил:
Ивкин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие прокуратуры ЮВО по не рассмотрению его обращений от 20 февраля и 26 марта 2024 г. по вопросу необеспечения жилищной субсидией, обязать административного ответчика предпринять все меры прокурорского реагирования по указанным в его обращениях фактам.
В административном исковом заявлении Ивкин указал, что 19 февраля 2024 г. по вопросу необеспечения жилищной субсидией он обратился в Главную военную прокуратуру, его обращение 20 февраля 2024 г. было перенаправлено в военную прокуратуру ЮВО, откуда до 26 марта 2024 г. он ответ на свое обращение не получил. 26 марта 2024 г. он повторно обратился в Главную военную прокуратуру, его обращение было перенаправлено в военную прокуратуру ЮВО, откуда он получил ответ на свое обращение только 3 мая 2024 г.
Административный истец Ивкин в судебном заседании настаивал на своих требованиях.
Представитель административного ответчика Козьмов требования административного истца не признал и пояснил, что 20 февраля 2024 г. в военную прокуратуру ЮВО из Главной военной прокуратуры под вх. № ОГР-13537-2024 поступило обращение Ивкина от 19 февраля 2024 г. По результатам проведенной проверки заявителю 18 марта 2024 г. дан мотивированный ответ с приложением копий документов за исх. № Отв-20001400-1207-24/13537, который направлен посредством почтового отправления, что подтверждается списком № 113 с отметкой почтового отделения связи. Обращение Ивкина от 26 марта 2024 г. и его 2 дубликата от той же даты поступили в военную прокуратуру округа в форме электронных документов через портал органов военной прокуратуры и зарегистрированы в автоматизированной системе «НАДЗОР-WEB», используемой органами прокуратуры для документооборота, под №№ ВО-8494-24-20001400, ВО-8495-24-20001400 и ВО-8557-24-20001400. Проведенной проверкой оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено, по результатам разрешения данного обращения и его дубликатов заявителю дан мотивированный ответ от 26 апреля 2024 г. за исх. № Отв-20001400-1208-24/8494 с приложением копий документов (ранее не полученных), который направлен ему 3 мая 2024 г. (с учетом праздничных дней) посредством электронной почты на указанный в обращении адрес (что подтверждается распечаткой файла отправки с официального почтового ящика военной прокуратуры ЮВО). Обращения Ивкина от 19 февраля и 26 марта 2024 г. рассмотрены военной прокуратурой ЮВО в установленный федеральным законом 30-дневный срок, на них даны мотивированные ответы. В ходе проведенных прокурорских проверок по рассматриваемым обращениям Ивкина нарушений требований законодательства выявлено не было. Таким образом, нарушений прав заявителя при рассмотрении указанных обращений не допущено, они разрешены в порядке и сроки, предусмотренные законом, все ответы Ивкиным получены. Применение мер прокурорского реагирования относится к исключительной компетенции должностных лиц органов прокуратуры, соответствующее решение принимается прокурором с учетом конкретных обстоятельств дела и лишь при наличии оснований к этому, и не зависит от волеизъявления заявителя. В то же время, какая-либо форма вмешательства в деятельность прокурора по осуществлению прокурорского надзора, в том числе понуждение прокурора к принятию мер, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», иными нормами законодательства не предусмотрена и, в силу статьи 5 Закона, запрещена. Несогласие административного истца с принятыми военной прокуратурой ЮВО по его обращению решениями и с действиями, на которые он фактически указывает в административном исковом заявлении, как на обоснование своего требования, не свидетельствует об их незаконности и само по себе не может служить основанием для удовлетворения требований о признании необоснованными действий административного ответчика. Мнение Ивкина о том, каким образом должна осуществляться проверка по его обращениям, не влечет за собой вывода о допущенном военной прокуратурой ЮВО бездействии и возложения на нее обязанности повторно рассмотреть обращение истца, либо принять меры прокурорского реагирования. В рассматриваемом деле наличие таких обстоятельств не усматривается, предмет судебной защиты в настоящем деле отсутствует.
Выслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Ивкин приказом командующего войсками Южного военного округа от 21 февраля 2021 г. № 30 уволен с военной службы в запас, с 14 февраля 2022 г. по настоящее время Ивкин работает в ... в должности ....
Статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" (далее - ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан") гарантировано право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и личные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно части 3 статьи 5 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Положения части 1 статьи 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" обязывают должностных лиц рассмотреть письменное обращение в течение 30 дней со дня его регистрации.
Пунктами 2 и 3 ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Порядок рассмотрения обращений граждан в государственные органы и к должностным лицам регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 10 названного закона государственный орган или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
По результатам рассмотрения обращения дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Федерального закона. Срок рассмотрения обращений граждан установлен равным 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12 Федерального закона).
Таким образом, процедура рассмотрения обращения гражданина включает не только действия уполномоченных лиц по подготовке и изготовлению письменного ответа на вопросы, изложенные в обращении, но и реальное, фактическое направление письменного ответа заявителю в срок, установленный частью 1 статьи 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан", в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Из обращений Ивкина от 19 февраля и 26 марта 2024 г. по вопросу обеспечения жилищной субсидией следует, что он с указанными обращениями обратился в Главную военную прокуратуру, указанные обращения были перенаправлены в военную прокуратуру ЮВО для рассмотрения по существу.
Из ответа начальника 2-го отдела надзора военной прокуратуры ЮВО Рыжкова А.Ю. от 18 марта 2024 г. № Отв-20001400-1207-24/13537 следует, что обращение Ивкина от 19 февраля 2024 г. было рассмотрено, по поставленным в обращении Ивкина вопросам ранее проводилась прокурорская проверка, по результатам которой Ивкину 4 октября 2023 г. давался мотивированный ответ об отсутствии оснований для осуществления прокурорского реагирования, оснований для пересмотра принятого решения не имеется. Также ему разъяснено, что в случае несогласия с принятым по результатам рассмотрения обращения ответом он имеет право обжаловать его вышестоящему прокурору или оспорить в судебном порядке. Указанный ответ Ивкину направлен почтовым отправлением, что подтверждается списком № 113 с отметкой почтового отделения связи.
Согласно ответу начальника 2-го отдела надзора военной прокуратуры ЮВО Рыжкова А.Ю. от 26 апреля 2024 г. № Отв-20001400-1208-24/8494 следует, что обращение Ивкина от 26 марта 2024 г. было рассмотрено, по поставленным в обращении Ивкина вопросам ранее проводилась прокурорская проверка, по результатам которой Ивкину 4 октября 2023 г. давался мотивированный ответ об отсутствии оснований для осуществления прокурорского реагирования, оснований для пересмотра принятого решения не имеется. Также ему разъяснено, что в случае несогласия с принятым по результатам рассмотрения обращения ответом он имеет право обжаловать его вышестоящему прокурору или оспорить в судебном порядке. Указанный ответ Ивкину направлен на его электронную почту и получен Ивкиным 3 мая 2024 г., о чем в суде сообщил административный истец и представил распечатку скриншота экрана компьютера.
Обращения Ивкина от 19 февраля и 26 марта 2024 г. были обусловлены его несогласием с длительным необеспечением Минобороны России жилищной субсидией, на аналогичное обращение Ивкину давался мотивированный ответ 4 октября 2023 г., копия которого была приложена к ответам на обращения, поэтому суд считает, что военной прокуратурой ЮВО обращения административного истца рассмотрены в установленном порядке, ему дан полный и исчерпывающий ответ, в том числе, со ссылкой на ответ, данный на более раннее его обращение, которое содержало аналогичные вопросы.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными оспариваемых решений, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Такой совокупности при рассмотрении настоящего административного дела не установлено, в связи с чем требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Так как административное исковое заявление Ивкина не подлежит удовлетворению в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счёт административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ, суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ... ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░ 2024 ░.