Дело № 2а-1274/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Красноусольский 6 сентября 2023 г.
Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Биглова Э.И., при секретаре Заверуха И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коткова Алексея Александровича к призывной комиссии Гафурийского района РБ, призывной комиссии РБ, военному комиссариату Аургазинского и Гафурийского районов РБ, ФКУ «Военный комиссариат» РБ, администрации МР Гафурийский район Республики Башкортостан, об оспаривании решения, действий призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Котков А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Гафурийского района РБ, военному комиссариату Аургазинского и Гафурийского районов РБ, ФКУ «Военный комиссариат» РБ, администрации муниципального района Гафурийский район РБ об оспаривании решения, действий призывной комиссии.
Заявленные требования мотивирует тем, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате по Аургазинскому и Гафурийскому районов РБ. Административный истец учился на очном отделении в <данные изъяты> и имел отсрочку на время прохождения учебы до ДД.ММ.ГГГГ В период весеннего призыва 2023 г. он был вызван повестками в военкомат, в отношении него были проведены призывные мероприятия – медицинское освидетельствование ДД.ММ.ГГГГ Административный истец признан <данные изъяты> годным к военной службе, ему выданы повестки для контрольной явки в военкомат на ДД.ММ.ГГГГ и отправки в Вооруженные силы РФ на ДД.ММ.ГГГГ Считает, что призывные мероприятия не могут проводиться до истечении срока отсрочки. На основании изложенного, административный истец просит признать незаконными действия военного комиссариата Аургазинского и Гафурийского районов РБ по проведению в отношении него, призывных мероприятий во время действующей отсрочки от призыва; применить запрет на осуществление военным комиссариатом Аургазинского и Гафурийского районов РБ и военным комиссариатом РБ действий, связанных с призывом Коткова А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на военную службу, удержание его на Республиканском сборном пункте с целью отправки к месту прохождения военной службы.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена призывная комиссия Республике Башкортостан.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в дальнейшем - Закона N 53-ФЗ).
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется на основании Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения; призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, 26 названного федерального закона).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Котков А.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате по Аургазинскому и Гафурийскому районов РБ. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> Котков А.А. обучается на <данные изъяты> курсе по специальности <данные изъяты>, окончание обучения в образовательном учреждении - ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с повестками, выданными военным комиссаром ФИО4, Коткова А.А. обязали являться в военный комиссариат по адресу: <адрес>, в частности ДД.ММ.ГГГГ к 10 часам – контрольной явке, ДД.ММ.ГГГГ - для отправки в Вооруженные силы РФ.
Согласно личному делу Коткова А.А., ДД.ММ.ГГГГ последний прошел медицинское освидетельствование, на основании которого решением призывной комиссии Гафурийского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ, он признан <данные изъяты> годным к военной службе с незначительными ограничениями и призван на военную службу.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
На основании пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 статьи 26).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Согласно представленным документам, а также личному делу призывника, в отношении Коткова А.А., проводились призывные мероприятия, при наличии отсрочки от призыва до ДД.ММ.ГГГГ, а именно – контрольная явка, направление на медицинское освидетельствование, само медицинское освидетельствование.
В соответствии со ст. 25 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за следующими исключениями:
а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;
в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля.
Поскольку Котков А.А. являлся студентом очной формы обучения сроком до ДД.ММ.ГГГГ, которому предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ, оснований для проведения призывных мероприятий в отношении Коткова А.А. у военного комиссариата по Аургазинскому и Гафурийскому районам РБ не имелось, равно как призывать на военную службу.
Доводы военного комиссариата Аургазинского и Гафурийского районов РБ, указанные в возражении на административное исковое заявление, о несвоевременном предоставлении справки с места учеба, которая не соответствовала установленным требованиям, несостоятельны, поскольку протокольным решением призывной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Коткову А.А. предоставлена отсрочка по ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, административный иск в части признания незаконными действий призывной комиссии Гафурийского района РБ, военного комиссариата Аургазинского и Гафурийского районов РБ по проведению в отношении Коткова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, призывных мероприятий во время действующей отсрочки от призыва подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований о применении запрета на осуществление военным комиссариатом Аургазинского и Гафурийского районов РБ и военным комиссариатом РБ действий, связанных с призывом Коткова А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на военную службу, удержание его на Республиканском сборном пункте с целью отправки к месту прохождения военной службы, не имеется, поскольку, учитывая, что все призывные мероприятия во время действующей отсрочки от призыва признаны незаконными, призывная комиссия Гафурийского района РБ в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 58-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязана вновь провести соответствующие мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░