Дело № 2а-805/2022
55RS0005-01-2022-000666-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Судья Первомайского районного суда города Омска Валитова М.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства в городе Омске 10 марта 2022 года дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Омской области к Назаровой Е. В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец МИФНС России № 9 по Омской области обратился в суд с административным иском к Назаровой Е.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование требований указал, что Назарова Е.В., являлась индивидуальным предпринимателем и плательщиком единого налога на вмененный доход. В связи с несвоевременным представлением налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход за 1 квартал 2017 года и 3 квартал 2017 года налоговым органом были вынесены решения о привлечении к налоговой ответственности.
Поскольку Назарова Е.В. не выполнила возложенную на нее законом обязанность, несмотря на выставленные требования, мировому судье было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика штрафов.
Определением мирового судьи судебного участка № 75 в Первомайском судебном районе в г. Омске от 10 сентября 2021 года судебный приказ о взыскании с ответчика штрафов отменен.
На основании изложенного просит взыскать с Назаровой Е.В.:
штраф по Единому налогу на вмененный доход за 1 квартал 2017 года в размере 1 000 руб. на основании решения от 14 декабря 2017 года;
штраф по Единому налогу на вмененный доход за 3 квартал 2017 года в размере 1 000 руб. на основании решения от 13 июня 2018 года.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
10 февраля 2022 года судом в адрес Назаровой Е.В. направлено определение о принятии административного искового заявления к производству суда, в котором разъяснена возможность применения правил упрощенного (письменного) производства, которое получено административным ответчиком 12 февраля 2022 года. Возражений от административного ответчика против упрощенного (письменного) порядка рассмотрения административного дела, а также относительно предмета спора и существа заявленных административных исковых требований в суд не поступило.
Дело рассмотрено судом по правилам гл. 33 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, в том числе, обязан уплачивать законно установленные налоги; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абз.1 п.1 ст.346.28 НК РФ налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее-ЕНВД) являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.
В соответствии с п.п.1,2 ст.346.29 НК РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Из положений п.1 ст.346.32 НК РФ следует, что уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.
Материалами дела установлено, что Назарова Е.В. в период с 27 февраля 2015 года по 06 марта 2018 года являлась индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, следовательно, обязана была уплачивать единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (л.д.24-25).
Налоговым органом в результате проведения камеральных налоговых проверок установлен факт несвоевременной подачи Назаровой Е.В. декларации за 1 квартал 2017 года и за 3 квартал 2017 года.
В связи с изложенным решением заместителя начальника ИФНС России по САО г. Омска № 45058 от 14 декабря 2017 года Назарова Е.В. привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 руб. (л.д.11-14).
Требованием № 36322 по состоянию на 15 февраля 2018 года административному ответчику предложено уплатить штраф по единому налогу на вмененный доход в размере 1 000 руб. в срок до 14 марта 2018 года (л.д.7).
Решением исполняющего обязанности начальника ИФНС России по САО г. Омска № 47892 от 13 июня 2018 года Назаровой Е.В. назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 руб. (л.д.15-19).
Требованием № 41964 по состоянию на 06 августа 2018 года административному ответчику предложено уплатить штраф по единому налогу на вмененный доход в размере 1 000 руб. в срок до 24 августа 2018 года (л.д.8).
Согласно положениям п. 1 ст. 45, п. п. 1 и 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога - извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Пунктом 1 ст. 70 НК РФ регламентировано, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено названной статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 названной статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 75 в Первомайском судебном районе в г. Омске от 22 октября 2020 года с административного ответчика в пользу налогового органа взыскана задолженность: по налогу на имущество физических лиц в размере 08 руб. 90 коп., штраф по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 1 000 руб., пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 75 руб. 67 коп. и штраф в размере 2 000 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 10 702 руб. 31 коп. и пени в размере 9238 руб. 37 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2 215 руб. 03 коп. и пени в размере 190 руб. 99 коп. (л.д.43).
Определением мирового судьи судебного участка № 75 в Первомайском судебном районе в г. Омске от 10 сентября 2021 года судебный приказ отменен в связи с возражениями должника (л.д.45).
Согласно абз. 3 п. 1, абз. 2,3 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Как указано выше, налоговым органом предъявлено требование № 36322 по состоянию на 15 февраля 2018 года со сроком исполнения до 14 марта 2018 года. Поскольку общая сумма по предъявленным после указанной даты требованиям не превысила 3 000 руб., налоговый орган вправе был обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа в течение шести месяцев после истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования, а именно до 14 сентября 2021 года.
Такое заявление административный истец подал 15 октября 2020 года, т.е. в установленный законом срок (л.д.39-оборот-42).
После отмены судебного приказа 10 сентября 2021 года налоговый орган направил административное исковое заявление в районный суд 03 февраля 2022 года в установленный законом шестимесячный срок (л.д.4-32,33-34).
Вместе с тем административным истцом в обоснование требований не представлены доказательства направления требования № 36322 по состоянию на 15 февраля 2018 года об уплате штрафа в размере 1 000 руб., а также требования № 41964 по состоянию на 06 августа 2018 года об уплате штрафа в размере 1 000 руб.
В соответствии с ч.6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (ч.8).
Согласно данным МИФНС России № 9 по Омской области в соответствии со ст. 75 (т) «Перечня документов, образующихся в результате деятельности Федеральной налоговой службы ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения», утвержденного Приказом ФНС России от 15 февраля 2012 года № ММВ-7-10/88, срок хранения реестров рассылки почтовых отправлений составляет 2 года. Представить почтовые реестры, подтверждающие направление требований не представляется возможным в связи с истечением срока хранения (л.д.9-10).
Поскольку направление требования является неотъемлемой частью процедуры взыскания, предусмотренной НК РФ, доказательства, подтверждающие выполнение налоговым органом требований налогового законодательства в части направления административному ответчику требований об уплате штрафов административный истец не представил, заявленные требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 9 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░:
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 000 ░░░. 00 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2017 ░░░░;
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 000 ░░░. 00 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 310 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17.03.2022.