Дело №2а-620/2023
УИД75RS0031-01-2023-001376-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2023 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Н.В. Набережневой,
при секретаре А.А. Каменскас,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное заявление администрации сельского поселения «Бурулятуйское» к Оловяннинскому РОСП УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. главы администрации сельского поселения «Бурулятуйское» Стукова И.В. обратилась в Оловяннинский районный суд с требованием к Оловяннинскому РОСП УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей вынесенному постановлением от 12.09.2022 по исполнительному производству №34731/22/75055-ИП или уменьшить сумму исполнительского сбора в установленном законом порядке.
В обоснование требований указала, что решением Оловяннинского районного суда Забайкальского края по делу №2а-347/2022 от 04.07.2022 на администрацию сельского поселения «Бурулятуйское» возложена обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей- водозаборные скважины, расположенные в с. Победа.
Возбуждено исполнительное производство №34731/22/75055-ИП от 12.08.2022, а 12.09.2022 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в размере 50 000 руб.
Исполнить решение суда по административному делу ранее и в установленный добровольный срок не представилось возможным по причине отсутствия финансовых средств в бюджете поселения на изготовление технической документации и для постановки на кадастровый учет объектов недвижимого имущества согласно решения суда.
В текущем финансовом году администрацией сельского поселения была направлена заявка в администрацию муниципального района на выделение дополнительного финансирования на проведение геодезических работ по объектам недвижимого имущества (кадастровые работы) и на изготовление технических планов необходимых для исполнения решения суда. Подписан договор №7 от 02.06.2022 на проведение кадастровых работ с ИП Семендяевой Л.В. Общая сумма стоимости работ составляет 22 000 руб. Срок выполнения работ до 01.09.2022.
В связи с изложенными обстоятельствами следует, что исполнить решение суда в установленный 5-дневный добровольный срок ранее не имелось возможности, так как для исполнения решения суда необходимо предусмотреть источники финансирования на изготовление технической документации, выполнение кадастровых работ заключить соответствующий договор на выполнение для чего необходимо значительное время превышающее установленный 5 дней добровольного срока исполнения, что подтверждается договором №7 от 02.06.2022 определяющего срок выполнения работ. В бюджете сельского поселения собственных источников финансирования расходов для исполнения решения суда не имеется. Названные обстоятельства в совокупности свидетельствуют об отсутствии виновного неисполнения администрации сельского поселения в установленный 5-дневный срок для добровольного исполнения по объективным и уважительным причинам.
В действиях администрации сельского поселения «Бурулятуйское» отсутствует виновное или небрежное (халатное) неисполнение требований исполнительного документа. Сумма исполнительского сбора 50 000 руб. является для бюджета сельского поселения значительной и неисполнимой.
Определением суда от 04.09.2023 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю.
В судебном заседании представитель администрации СП «Бурулятуйское» Стукова И.В. участия не принимала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, требования поддержала.
Представитель Оловяннинского РОСП УФССП по Забайкальскому краю в судебном заседании участия не принимал о дате и времени рассмотрения дела извещен 07.09.2023.
Представитель УФССП России по Забайкальскому краю участия в судебном заседании не принимал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен 14.09.2023.
Представить прокуратуры Оловяннинского района в судебном заседании участия не принимал о дате и времени извещен.
Судом определено, рассмотреть административное дело при данной явке.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно положениям ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно части 9 статьи 21 Закона N 229-ФЗ в случае, если федеральным законом или судебным актом, актом другого органа или должностного лица должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения указанных требований, течение срока предъявления такого исполнительного документа (исключая исполнительный документ о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления) начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, предоставления ему отсрочки или рассрочки исполнения указанных требований.
Частью 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника- индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).
Как следует из материалов дела, вступившим 02.07.2022 в законную силу решением Оловяннинского районного суда от 01.06.2022 постановлено обязать администрацию сельского поселения «Бурулятуйское» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей водозаборной скважины расположенной по адресу: с. Победа Оловяннинского района Забайкальского края.
В соответствии с указанным решением судебным приставом-исполнителем Оловяннинского РОСП УФССП Росси по Забайкальскому краю 12.08.2022 возбуждено исполнительное производство № 34731/22/75055-ИП на предмет исполнения вышеназванного решения суда. Должнику предложено в добровольном порядке исполнить решение суда в пятидневный срок.
02.06.2022 между ИП Семендяевой Л.В. и администрацией СП «Бурулятуйское» заключен договор №7 на проведение кадастровых работ, со сроком окончания работ 01.09.2022.
На основании выписки из единого государственного реестра недвижимости водозаборная скважина 13.03.2023 поставлена на кадастровый учет
12.08.2022 судебным приставом-исполнителем Оловяннинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в сумме 50 000 руб.
24.06.2023 исполнительное производство № 34731/22/75055-ИП окончено в связи с фактическим исполнением.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалось по характеру обязательства и условия оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Также суд учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенную в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В данном случае, требования исполнительного документа – решения суда от 01.06.2022 администрацией сельского поселения «Бурулятуйское» было исполнено в полном объеме, не исполнено в установленный срок в связи с длительностью постановки на кадастровый учет земли под строениями. Наложение исполнительского сбора в размере 50000 руб. является для бюджета поселения неисполнимым, поэтому суд считает возможным удовлетворить требования административного истца и освободить от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 12.09.2022 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №34731/22/75055-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25.09.2023
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░