Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-9889/2023 ~ М-8404/2023 от 23.08.2023

УИД 11RS0001-01-2023-011102-42 Дело № 2а-9889/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Койковой Т.А.,

при секретаре Дикгаут К.В.,

рассмотрев 14 ноября 2023 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Некрасовой ... к судебному приставу-исполнителю ОСП по городу Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Артеевой Ольге Сергеевне, судебному приставу-исполнителю ОСП по городу Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Артеевой ..., ОСП по городу Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

Некрасова Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по городу Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Артеевой О.С., судебному приставу-исполнителю ОСП по городу Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Артеевой И.В. о признании незаконным постановления от ** ** ** об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации по исполнительному производству №...-ИП, признании незаконными действий судебных приставов-исполнителей, выразившихся в наложении ареста на счета, взыскании исполнительского сбора, ненадлежащем извещении о возбуждении исполнительного производства №...-ИП, освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование заявленных требований указала, что является должником по исполнительному производству №...-ИП, возбужденному ** ** ** на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по городу Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми. С постановлением о возбуждении указанного исполнительного производства ознакомилась ** ** ** на портале Госуслуги, ранее о наличии данного постановления ей было неизвестно. Однако согласно данным портала Госуслуги постановление о возбуждении исполнительного производства получено ей ** ** **. Постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по городу Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми от ** ** ** с неё в рамках исполнительного производства №...-ИП взыскан исполнительский сбор, а также обращено взыскание на денежные средства, находящиеся в банке или иной кредитной организации. Полагает, что указанные действия судебного пристава-исполнителя являются незаконными, поскольку она не была надлежаще извещена о возбуждении исполнительного производства. Кроме того, учитывая тяжелое материальное положение, просит освободить от взыскания исполнительского сбора, взысканного в рамках исполнительного производства №...-ИП.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ОСП по городу Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми, в качестве заинтересованных лиц – ООО «СЖКК-Орбита», АО «Газпром газораспределение Сыктывкар».

Определением суда от ** ** ** производство по административному делу в части требований о признании незаконным постановления от ** ** ** об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации по исполнительному производству №...-ИП, признании незаконными действий судебных приставов-исполнителей, выразившихся в наложении ареста на счета, взыскании исполнительского сбора, ненадлежащем извещении о возбуждении исполнительного производства №...-ИП прекращено в связи с отказом административного истца от требований.

В судебном заседании административный истец на удовлетворении требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора настаивала.

Представитель заинтересованного лица ООО «СЖКК-Орбита» Шкиль А.О. оставила разрешение спора на усмотрение суда.

Административные ответчики, заинтересованное лицо, извещенные о дате и места рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд в известность не поставили.

Суд, определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** с Некрасовой ... в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания – Орбита» взыскана задолженность по оплате за жилищно-коммунальных услуги за период с ** ** ** по ** ** ** в размере ... руб., пени за период с ** ** ** по ** ** ** в размере ... руб., руб., судебные расходы по оплате госпошлины в размере ... руб., почтовые расходы в размере ... руб.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по городу Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми от ** ** ** на основании исполнительного документа № №... от ** ** ** возбуждено исполнительное производство №...-ИП в отношении должника Некрасовой ..., предмет исполнения: задолженность по платежам за жилую площадь, коммунальные платежи, включая пени, за исключением задолженности по платежам за газ, тепло и электроэнергию в размере ... рублей ... копеек. Должнику предложено исполнить решение суда в течение 5 дней со дня получения постановления.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником в единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг и прочитано им ** ** **.

** ** ** постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по городу Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника в рамках исполнительного производства №...-ИП взыскан исполнительский сбор в размере ... рублей ... копейка.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Пунктом 1 ст. 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закреплен принцип обязательности вступивших в законную силу постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, в соответствии с которым вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.Пунктом 5 части 14 статьи 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства: по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

В п. 2, 3 и 4 Постановления от 30.07.2001 № 13-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется, и разъяснил, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. При этом размер взыскания, установленный в данной статье названного Федерального закона (ранее ст. 81), представляет собой лишь допустимый максимум и может быть снижен правоприменителем.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (пункт 74).

При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Такой подход обусловлен правовой природой исполнительского сбора как санкции штрафного характера, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, от 19 января 2017 года N 1-П, определения от 2 апреля 2015 года N 654-О, от 27 февраля2018 года N 517-О, от 24 апреля 2018 года N 1027-О).

Часть 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусматривает право должника обратиться в суд с иском об уменьшении размера исполнительского сбора.

В соответствии с частями 7 и 8 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (часть 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений части 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и освобождении от исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Учитывая, что Некрасова Н.В. не уклоняется от погашения задолженности по исполнительному производству, имеет на иждивении несовершеннолетних детей, семья административного истца имеет статус малоимущей семьи, что подтверждается справкой ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения города Сыктывкара», принимая во внимание тяжелое материальное положение Некрасовой Н.В. в настоящее время, суд приходит к выводу о возможности освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя №... от ** ** ** в рамках исполнительного производства №...-ИП.

Руководствуясь ст. ст. 198-199, 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ... - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ... ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░ №2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ** ** ** №... ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №...-░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-9889/2023 ~ М-8404/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Некрасова Нина Владимировна
Ответчики
СПИ Артеева И.В. ОСП по г. Сыктывкару №2 УФССП России по РК
СПИ Артеева О.С. ОСП по г. Сыктывкару №2 УФССП России по РК
УФССП России по Республике Коми
ОСП по городу Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми
Другие
АО «Газпром газораспределение Сыктывкар»
ООО "СЖКК-Орбита"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Койкова Таисия Александровна
Дело на сайте суда
syktsud--komi.sudrf.ru
23.08.2023Регистрация административного искового заявления
24.08.2023Передача материалов судье
24.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
08.09.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее