Дело №3а-248/2024
22OS0000-01-2024-000267-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2024 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Солод Ю.А.,
при секретаре Гостевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трембача Д. В. к краевому государственному бюджетному учреждению «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» об оспаривании решения, установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
Трембач Д.В., с учетом уточнения требований, обратился в суд с административным исковым заявлением к управлению имущественных отношений Алтайского края, краевому государственному бюджетному учреждению «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» (далее – КГБУ «АЦНГКО») о признании незаконным решения КГБУ «АЦНГКО» от ДД.ММ.ГГ № *** об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 085 000 руб.
Административные исковые требования мотивированы тем, что нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит административному истцу на праве собственности, кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость и это подтверждается отчетом об оценке. Административный истец 20 ноября 2023 года обратился во внесудебном порядке в уполномоченный орган с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной согласно отчету об оценке №23/09-18-02/01 от 15 ноября 2023 года. Решением КГБУ «АЦНГКО» от ДД.ММ.ГГ № *** отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Полагая, что разница между рыночной и кадастровой стоимостью нежилого здания нарушает права административного истца и влечет увеличение начисления налоговых платежей, последний обратился в суд с указанным иском.
В ходе судебного разбирательства, с согласия представителя административного истца, управление имущественных отношений Алтайского края исключено из числа административных ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель административного истца Якимова Е.А. поддержала административные исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, уточненном административном исковом заявлении.
Представитель КГБУ «АЦНГКО» - Терре И.М. полагал не подлежащими удовлетворению требования о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГ № ***. Дополнительно пояснил, что административный истец представил уточненный отчет об оценке нежилого здания, в котором учтены, замечания, изложенные в решении от 20 декабря 2023 года, разрешение требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, определенной в уточненном отчете об оценке оставил на усмотрение суда.
Представитель управления имущественных отношений Алтайского края – Дранникова Е.А. полагала, что решение бюджетного учреждения является законным, разрешение требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, определенной в уточненном отчете об оценке оставила на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Представитель филиала ППК «Роскадастр» по Алтайскому краю –Савинкова Е.Р. в письменном отзыве разрешение требований оставила на усмотрение суда.
Руководствуясь требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектами налогообложения для физических лиц, согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются, в том числе, расположенные в пределах муниципального образования здания, строения, сооружения и помещения.
На основании пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
При рассмотрении административного дела на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11 сентября 2023 года и пояснений представителя административного истца, судом установлено, что Трембач Д.В. являлся собственником нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.12-13).
Спорный объект недвижимости с кадастровым номером *** относится в объектам, перечисленным в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, установление в отношении указанного объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
Из приказа управления имущественных отношений Алтайского края от 11 октября 2019 года № 97 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края» следует, что кадастровая стоимость находившегося в собственности административного истца нежилого здания установлена по результатам проведенной в Алтайском крае массовой оценки объектов недвижимости, в размере 5 337 066 руб.
Постановлением Правительства Алтайского края от 29 декабря 2022 года № 533 «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» 1 января 2023 года установлено датой перехода к применению на территории Алтайского края положений статьи 22.1 Федерального закона от № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Частью 1 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» ( далее - Федеральный закон № 237-ФЗ) определено, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.
В силу пункта 2 части 11 статьи 22.1 Федерального закона от № 237-ФЗ бюджетное учреждение вправе принять решение об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости.
В соответствии с положениями частей 3 и 5 статьи 22.1 Федерального закона от № 237-ФЗ административный истец 22 ноября 2023 года обратился в КГБУ «АЦНГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию 3 сентября 2023 года, приложив отчет об оценке *** от ДД.ММ.ГГ.
Решением бюджетного учреждения от ДД.ММ.ГГ № *** отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с наличием нарушений требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке (л.д. 14-15).
Согласно части 15 статьи 22.1 Федерального закона от № 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В подтверждение рыночной стоимости названного нежилого здания административный истец представил в бюджетное учреждение отчет об оценке *** от ДД.ММ.ГГ, составленный оценщиком П, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***, по состоянию на 3 сентября 2023 года составляет 908 000 руб. (л.д.16-44).
В связи с наличием возражений в решении КГБУ «АЦНГКО» относительно достоверности результата оценки административным истцом в суд представлено уточненное административное исковое заявление, уточненный отчет об оценке ***, составленный оценщиком П 1 апреля 2024 года, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***, по состоянию на 3 сентября 2023 года составляет 1 085 000 руб.
Исследовав указанный отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Представленный отчет об оценке подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости.
При определении рыночной стоимости объекта недвижимости оценщик использовал сравнительный подход (метод сравнения продаж), мотивировав выбор подхода для проведения исследования в соответствии с пунктом 25 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО ***).
В рамках сравнительного подхода оценщиком избраны схожие с объектом оценки аналоги того же сегмента рынка, применены корректировки к избранным объектам-аналогам по наиболее существенным ценообразующим факторам с приведением соответствующего расчета используемых коэффициентов. Характеристики аналогов подтверждены данными объявлений, данными Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с пунктом 4 ФСО «Отчет об оценке (ФСО IV)» отчет об оценке прошит, подписан оценщиком, скреплен печатью.
Документы, подтверждающие образование оценщика, страхование его ответственности и членство в некоммерческой организации оценщиков и экспертов, сдачу квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» приложены к заключению.
На основании приведенных норм и установленных обстоятельств, представленный административным истцом в ходе судебного разбирательства отчет об оценке является допустимым и достоверным доказательством отличия рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости, в связи с чем суд полагает возможным определить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости на основании указанного отчета.
Что касается требований административного истца о признании незаконным решения КГБУ «АЦНГКО» от 20 декабря 2023 года, суд находит их не подлежащими удовлетворению, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что представленный отчет об оценке от 15 ноября 2023 года не соответствовал требованиям законодательства в области оценочной деятельности, не мог являться основанием для установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Как следствие отказ в удовлетворении поданного в бюджетное учреждение заявления административного истца по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 11 статьи 22.1 Федерального закона от № 237-ФЗ, является верным, оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением порядка и формы его принятия.
Как следует из письменного отзыва филиала ППК «Роскадастр» по Алтайскому краю, 18 декабря 2023 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером *** в Единый государственный реестр недвижимости были внесены очередные результаты государственной кадастровой оценки в соответствии с приказом управления имущественных отношений Алтайского края от 9 ноября 2023 года №181 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машиномест, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории Алтайского края». Таким образом, с 1 января 2024 года будет применяться кадастровая стоимость спорного нежилого здания в размере 7 769 239,14 руб.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 18 Федерального закона от № 237-ФЗ для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.
Поскольку с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости административный истец обратился в бюджетное учреждение в ноябре 2023 года, оспариваемая кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года включительно.
Датой подачи административным истцом заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости следует считать 20 ноября 2023 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░.░░.░░ № *** ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1 085 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░ 2024 ░░░░.