Дело 2а-426/2022
25RS0030-01-2022-000757-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2022 года п. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
судьи Синенко И.С.,
при секретаре Халецкой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Губернатора Приморского края к депутату муниципального комитета Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края Федосеевой Татьяне Юрьевне о досрочном прекращении полномочий депутата,
у с т а н о в и л :
Губернатор Приморского края обратился с административным исковым заявлением к депутату муниципального комитета Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края Федосеевой Т.Ю. о досрочном прекращении полномочий. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что согласно решению территориальной избирательной комиссии Хасанского района от 21.09.2020 года № 2111/461 «О регистрации депутатов муниципального комитета Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края по пятимандатному избирательному округу № 1» Федосеева Т.Ю. зарегистрирована избранным депутатом муниципального комитета Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края по пятимандатному округу № 1.
Согласно приказу Губернатора Приморского края от 16.11.2021 № 117-мк департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края в отношении депутата муниципального комитета Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края Федосеевой Т.Ю. проведена проверка соблюдения ей ограничений, запретов, исполнения обязанностей, связанных с противодействием коррупции, за три календарных года, предшествующих поступлению информации, послужившей основанием для проведения проверки.
В результате проведенной проверки было установлено, что сведения о доходах на Федосееву Т.Ю., её супруга и троих несовершеннолетних детей за отчетный 2020 год в департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края не поступали.
Письменных пояснений Федосеева Т.Ю. о причинах непредставления сведений о доходах на себя, на супруга и троих несовершеннолетних детей за отчетный 2020 год не представила.
Таким образом, депутатом муниципального комитета Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края Федосеевой Т.Ю. нарушены требования, установленные ФЗ № 273-ФЗ, ФЗ «131-ФЗ, Законом Приморского края № 122-КЗ, выразившиеся в непредставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, на супруга и на троих несовершеннолетних детей за отчётный 2020 год.
На основании изложенного, просит прекратить досрочно полномочия депутата муниципального комитета Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края Федосеевой Т.Ю. по основаниям, предусмотренным частями 7.1, 7.3, 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебном заседании представители административного истца, не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Административный ответчик Федосеева Т.Ю. в судебное заседание не прибыла, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом уведомлена, возражения на иск не представила.
Представитель заинтересованного лица - департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица – муниципального комитета Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района ПК о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом уведомлен.
Принимая во внимание, что судом предприняты достаточные меры по надлежащему извещению участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения административного дела, в соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дел, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющего государственные гарантии его осуществления.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В силу п. 7.1 ст. 40 указанного Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Лица, замещающие муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 – 4.1 данной статьи несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Согласно ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с ч. 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо государственной власти субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Согласно ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 2 Закона Приморского края от 25 мая 2017 года № 122-КЗ «О порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений» лицо, замещающее муниципальную должность, ежегодно, в срок не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным, предоставляет сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 01 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 01 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об их имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругом (супругой) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода (с 01 января по 31 декабря), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Из представленных материалов следует, что решением территориальной избирательной комиссии Хасанского района от 21.09.2020 года № 2111/461 «О регистрации депутатов муниципального комитета Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края по пятимандатному избирательному округу № 1» Федосеева Т.Ю. зарегистрирована избранным депутатом муниципального комитета Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края по пятимандатному избирательному округу № 1.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ административный ответчик, как депутат представительного органа местного самоуправления является лицом, замещающим муниципальные должности.
На основании приказа Губернатора Приморского края от 16.11.2021 № 117-мк департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края в отношении депутата муниципального комитета Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края Федосеевой Т.Ю. проведена проверка соблюдения ей ограничений, запретов, исполнения обязанностей, связанным с противодействием коррупции, за три календарных года, предшествующих поступлению информации, послужившей основанием для проведения проверки.
16.11.2021 года департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края Федосеевой Т.Ю. направлено уведомление о начале проведения в отношении неё проверки по соблюдению ограничений, запретов, исполнению обязанностей, установленных федеральными законами «О противодействии коррупции», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» за отчетный периоды 2020 года, а также предложено дать письменные пояснения о причинах непредставления сведений о доходах на себя, на супруга и троих несовершеннолетних детей за отчетный период.
Указанное уведомление получено адресатом согласно уведомлению о вручении ФГУП «Почта России» 20.11.2021 года.
Однако письменные объяснения в адрес департамента от Федосеевой Т.Ю. не поступили.
Из имеющихся в материалах дела письменных пояснений председателя муниципального комитета Краскинского городского поселения Ярмоленко Л.Г., следует, что сведения о доходах в отношении Федосеевой Т.Ю., её супруга и троих несовершеннолетних детей за отчетный 2020 год в муниципальный комитет Краскинского городского поселения не поступали.
В ходе проведенной проверки установлено, что Федосеевой Т.Ю. не представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, на супруга и троих несовершеннолетних детей за отчетный 2020 год.
Следовательно, не предоставление лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.
В судебное заседание ответчицей не представлено доказательств того, что обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, на супруга и троих несовершеннолетних детей за отчетный 2020 год исполнена ей надлежащим образом.
Из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27 декабря 2012 года N 34-П и в Определении от 26 января 2017 года N 104-О, следует, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности, в свою очередь гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус.
Таким образом, гражданин Российской Федерации, вступая в должность депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Учитывая характер допущенных депутатом представительного органа местного самоуправления нарушений требований действующего законодательства о противодействии коррупции, суд считает их достаточными для применения такой меры ответственности как досрочное прекращение депутатских полномочий.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлен факт нарушения депутатом муниципального комитета Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края Федосеевой Т.Ю. обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, ею не предоставлены сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, на супруга и троих несовершеннолетних детей за 2020 год в срок, указанный в законе, имеются правовые основания для удовлетворения административного иска Губернатора Приморского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.05.2022