Дело № 2а-297/2024
УИД 37RS0012-01-2022-002949-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Иваново 26 марта 2024 года
Октябрьский районный суд г. Иваново в составе
председательствующего судьи Богуславской О.В.
при секретаре Дуняковой Н.В.
с участием представителя административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области, УФСИН России по Ивановской области, ФСИН России – Соловьевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Веселова Д. Р. к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании действий незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
установил:
Веселов Д.Р. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области. Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Ивановской области. Административный истец просит признать незаконным бездействие должностных лиц администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области, выразившееся в необеспечении его надлежащими условиями содержания под стражей, присудить ему компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 20000 рублей, установить штраф за просрочку выплаты в размере ключевой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а также 3% за каждый день просрочки от суммы компенсации до момента выплаты, привлечь ответчика к установленной ответственности.
Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.
Веселов Д.Р. с ДД.ММ.ГГГГ содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области в камере № в условиях, не соответствующих требованиям действующего законодательства. Помещение указанной камеры не было оборудовано радиоприемником для вещания общегосударственной программы, что повлекло нарушение прав Веселова Д.Р.
Административный истец Веселов Д.Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещался в порядке, предусмотренном гл. 9 КАС РФ.
Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области, УФСИН России по Ивановской области, ФСИН России – Соловьева Д.А., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска Веселова Д.Р., настаивая на том, что право Веселова Д.Р. на получение информации было обеспечено посредством радиовещания, организованного в виде размещения радиодинамиков на входных дверях камеры со стороны коридора, по периметру ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области.
Представитель заинтересованного лица Минфин России в лице УФК по Ивановской области, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило.
В суд от представителя Минфин России – Зверева В.М., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной в порядке передоверия руководителем УФК по Ивановской области, полномочия которого подтверждены доверенностью № от ДД.ММ.ГГГГ, поступил документ, поименованный как «Отзыв на исковое заявление по делу №», согласно содержанию которого Минфин России исходя из характера спорных правоотношений не является лицом, уполномоченным в силу закона на исполнение судебного акта в случае удовлетворения административных исковых требований административного истца.
Исследовав и оценив письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Веселова Д.Р. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ определено, что суд удовлетворяет требование административного истца об оспаривании решения, действия (бездействия) в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
По смыслу вышеприведенных законоположений основанием для удовлетворения судом указанных требований является установление факта нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации условий содержания лица в исправительном учреждении, признание оспариваемых решений, действий (бездействия) исправительного учреждения незаконными и нарушающими права, свободы административного истца.
В силу ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством; ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1); никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ч. 2).
В соответствии со ст. ст. 1, 3 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека; правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются и определяются Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 1 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).
Согласно ст. 4 названного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
В соответствии с ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Пунктом 9 ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием; норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).
Во исполнение ст. 16 названного Федерального закона Министерство юстиции Российской Федерации 04.07.2022 приказом N 110 утвердило Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее по тексту – Правила внутреннего распорядка).
В силу подп. 5.9 п. 5 Правила внутреннего распорядка подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатные питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях, в порядке, установленном Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и настоящими Правилами.
Подпунктом 28.9 п. 28 Правил внутреннего распорядка определено, что камера СИЗО оборудуется радиодинамиком для вещания общегосударственной программы.
В силу п. п. 209-212 Правил внутреннего распорядка подозреваемым и обвиняемым предоставляется право подписки на газеты и журналы, распространяемые через отделения связи Российской Федерации; для оформления такой подписки подозреваемый или обвиняемый обращается с заявлением на имя начальника СИЗО либо лица, его замещающего, письменно или с использованием информационного терминала (при его наличии и технической возможности); лицу, изъявившему желание оформить подписку, за его счет выдаются бланки абонемента и доставочной карточки; оформление подписки в отделении связи производит работник СИЗО за счет денежных средств, находящихся на лицевом счете подозреваемого или обвиняемого; при убытии подозреваемого или обвиняемого (осужденного к лишению свободы) в другое учреждение уголовно-исполнительной системы переадресовка подписки осуществляется за счет подписчика по его письменному заявлению на имя начальника СИЗО или лица, его замещающего; подписка может быть оформлена на имя подозреваемого или обвиняемого его родственниками или иными лицами.
В п. п. 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» приведены следующие разъяснения.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц; условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, ст. 7 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», ст. ст. 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 99 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
При рассмотрении дела посредством анализа представленных в материалы дела документов установлены следующие обстоятельства.
Веселов Д.Р. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в камере № ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в карцере указанного учреждения.
Обращаясь в суд с административным иском, Веселов Д.Р. согласно доводам его административного искового заявления преследовал цель защитить его нарушенное право на доступ к информации, указывая на то, что в нарушение подп. 28.9 п. 28 Правил внутреннего распорядка помещение камеры, в которой он содержался в период его нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области, не было оборудовано радиоприемником для вещания общегосударственной программы.
Факт отсутствия в помещении камеры № ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области радиодинамика подтвержден материалами проверок прокуратуры Ивановской области, актами прокурорского реагирования и не оспаривался административными ответчиками в ходе судебного разбирательства.
Вместе с тем представителем административных ответчиков в материалы дела представлены фотографии, на которых зафиксированы радиодинамики, размещенные на входных дверях камеры № со стороны коридора, по периметру ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области. Согласно приведенным в ходе судебного разбирательства доводам представителя административных ответчиков настоящие радиодинамики используются для информирование спецконтингента путем прослушивания Правил внутреннего распорядка СИЗО и исправительных учреждений, новостных передач.
Согласно справке начальника отряда ОВР с ПОО ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области, датированной ДД.ММ.ГГГГ, Веселов Д.Р. за период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области с заявлением к администрации учреждения об оформлении подписки на газеты и журналы, распространяемые через отделения связи Российской Федерации, не обращался.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к заключению, что само по себе отсутствие именно в помещении камеры, в которой содержался административный истец в период его нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области, радиодинамика для вещания общегосударственной программы в нарушение подп. 28.9 п. 28 Правил внутреннего распорядка, не повлекло реального нарушения прав административного истца – ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области обеспечило наличие на территории учреждения и в режимном корпусе, где размещена камера №, в зоне доступа для прослушивания административным истцом средства радиовещания, транслирующие общегосударственные программы, при этом административный истец не был лишен возможности реализовать право на получение информации посредством оформления подписки на газеты и журналы, однако мер к этому не предпринимал, доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку совокупность предусмотренных ст. 227 КАС РФ условий при рассмотрении административного дела не установлена, суд не усматривает поводов для удовлетворения административного иска Веселова Д.Р. о признании незаконным бездействия должностных лиц администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области, выразившееся в необеспечении его надлежащими условиями содержания под стражей, и, как следствие, правовые поводы для взыскания в его пользу компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере <данные изъяты>, и привлечения административного ответчика к иным видам гражданско-правовой-ответственности в виде установления штрафа за просрочку выплаты в размере ключевой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а также 3% за каждый день просрочки от суммы компенсации до момента выплаты.
Требование административного истца о привлечении к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области в административном исковом заявлении не конкретизировано, вместе с тем рассмотрению и разрешению в порядке, установленном КАС РФ, не подлежат вопросы наличия (отсутствия) в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения, преступления, они рассматриваются и разрешаются в ином судебном порядке в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░