Дело № 2а-2489/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 декабря 2022 года г. Вязьма Смоленской области
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего, судьи Перегонцевой Н.В.,
при секретаре Поморцевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л. В., МОСП и ОИП УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее – Администрация) обратилась в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в обоснование, что по исполнительному производству № 61260/22/67048-ИП, возбужденному 31 октября 2022 года, административным ответчиком принято постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с тем, что исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Указывает, что Администрация является главным администратором доходов областного бюджета и распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством). Администрация как получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств, а процедура увеличения суммы расходов областного бюджета возможна только путем внесения изменений в расходную часть бюджета посредством принятия соответствующего закона представительным органом Смоленской области. В соответствии с п. 4 постановления Администрации Смоленской области от 30 декабря 2008 года № 763 «Об утверждении Порядка расходования субвенций бюджетам муниципальных районов Смоленской области, бюджетам городских округов Смоленской области на осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» перечисление субвенций осуществляется Департаментом Смоленской области по образованию и науке в течение 30 календарных дней со дня поступления от органов местного самоуправления по форме, утверждаемой приказом начальника Департамента заявки на получение субвенции по форме. После обращения в Департамент с заявкой данная субвенция была перечислена Администрации и Зайцевой Д. В. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Таким образом, Администрация исполнила решение Вяземского районного суда в полном объеме, признаков бездействия в отношении исполнения решения суда не имеется. Просит освободить Администрацию от уплаты исполнительского сбора взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от 31 октября 2021 года в размере 50 000 рублей.
Представитель административного истца – Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области, МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заинтересованные лица – Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области, Зайцева Д.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Согласно ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 (ч. ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Частью 6 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Частью 12 статьи 30 названного Федерального закона предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, ч. 1 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что решением Вяземского районного суда Смоленской области по гражданскому делу № 2-1327/2021 от 15 июля 2021 года на Департамент Смоленской области по образованию и науке возложена обязанность осуществить за счет средств областного бюджета финансирование исполнения администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Зайцевой Д. В., дд.мм.гггг. года рождения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений; на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области возложена обязанность по перечислению денежных средств из областного бюджета приобрести и предоставить Зайцевой Д.В., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления. Решение суда вступило в законную силу 24 августа 2021 года, выписаны исполнительные листы ФС № 035533361 и ФС № 035533362.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от 9 сентября 2021 года возбуждено исполнительное производство № 50640/21/67048-ИП в отношении должника – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от 28 октября 2021 года в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от 25 октября 2022 года исполнительное производство № 50640/21/67048-ИП окончено в связи с выполнением требований исполнительного документа.
31 октября 2022 года на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от 28 октября 2021 года по исполнительному производству № 50640/21/67048-ИП о взыскании с администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, возбуждено исполнительное производство № 61260/22/67048-ИП в отношении Администрации, предмет исполнения – исполнительский сбор.
В соответствии с частями 1-3,6,7 ст. ФЗ № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из разъяснений, содержащихся в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
По смыслу действующего законодательства освобождение от уплаты исполнительского сбора возможно при наличии уважительных причин и исключительных обстоятельств.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера; должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.
Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники по исполнительному производству могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Освобождение должника от исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии со ст. 2, ст. 3 Закона Смоленской области от 29 ноября 2007 года № 114-з органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вправе получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета, а уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан, обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Исходя из положений Закона Смоленской области от 20 декабря 2018 года № 132-з «Об областном бюджете на 2019 год и на плановой период 2020 и 2021 годов» главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), является Департамент Смоленской области по образованию и науке, на который согласно Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, находящихся под опекой (попечительством), жилыми помещениями, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 25 марта 2014 года № 202, а также п. 3.54 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию и науке, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 30 декабря 2016 года № 820 возложена обязанность по перечислению в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что решение суда по гражданскому делу № 2-1327/2021 Администрацией исполнено, что подтверждается договором найма жилого помещения от 14 октября 2022 года № 33/03-47, заключенного между администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области и Зайцевой Д.В., исполнительное производство № 50640/21/67048-ИП окончено в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Учитывая, что должник предпринимал меры по надлежащему исполнению решения суда, но в связи с отсутствием финансирования в необходимом объеме исполнение решения вследствие объективных причин не было исполнено в срок, в настоящее время решение суда исполнено в полном объеме, суд приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, отсутствия умысла или неосторожности, направленных на неисполнение в срок судебного акта, что является основанием для освобождения административного истца от уплаты исполнительного сбора.
Также необходимо отметить, что согласно статьи 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 15 БК РФ).
Источником финансирования затрат на выполнение решений судов является бюджет Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области.
С учетом установленных по делу обстоятельств, а также принципов справедливости, соразмерности и адекватности, суд удовлетворяет заявленные администрацией требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 50640/21/67048-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 20.12.2022
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 30.12.2023
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 31.01.2023