Дело № 2-887/17 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 23 июня 2017 года
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Мазунина В.В.,
при секретаре Фисенко Ю.А.,
с участием представителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю - Меркушевой Е.М., по доверенности, представителя ООО «НОВОГОР-Прикамье» Желниной Э.В., по доверенности, представителя администрации г. Перми – Маматовой В.И., по доверенности, представителя Управления экологии и природопользования администрации г. Перми – Рафиковой Е.И., представителя департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми – Луцюка О.А., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспоребназора по Пермскому краю к ООО «НОВОГОР-Прикамье» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю обратилось в суд с исковым заявлением к ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» (далее – ООО «НОВОГОР-Прикамье») указав следующее.
По результатам внеплановой выездной проверки проведенной по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ № Управлением выявлены нарушения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» при использовании ООО «НОВОГОР-Прикамье» Большекамского водозабора, а именно: а) у предприятия отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта Сылвенского залива Камского водохранилища в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения; б) у предприятия не разработан проект зон санитарной охраны лдя водозабора пос. Новые Ляды в соответствии с санитарными правилами СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения»; в) у предприятия отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормам проекта зон санитарной охраны водозабора пос. Новые Ляды.
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю просило обязать ООО «НОВОГОР-Прикамье» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта Сылвенского залива Камского водохранилища в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения; разработать проект зон санитарной охраны лдя водозабора пос. Новые Ляды в соответствии с санитарными правилами СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения»; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормам проекта зон санитарной охраны водозабора пос. Новые Ляды.
В судебном заседании представителем истца заявленные требования об устранении нарушений санитарного законодателства уменьшены.
С учетом измененных требований Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю просит обязать ООО «НОВОГОР-Прикамье» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований санитарного законодательства: а именно: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта Сылвенского залива Камского водохранилища в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормам проекта зон санитарной охраны водозабора пос. Новые Ляды.
Представитель истца в судебном заседании измененные требования поддержал по доводам искового заявления.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам письменного отзыва на исковое заявление, указывая, что получение заключения на деятельность по использованию водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» не входит в перечень, установленный приложением № 2 к приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224, в связи с этим получение такого заключения не требуется, либо его должен получать собственник водного объекта. Кроме того решением исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов трудящихся от 23.01.1965 № 27 утверждены границы санитарной водоохраной зоны хозяйственно-питьевого водопровода завода им.Свердлова» (Ново -Лядовский водозабор). Принятое решение об установлении ЗСО водозабора не подлежит пересмотру, соответственно не применяются к ООО «НОВОГОР-Прикамье» требования ч.3 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» по оформлению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проектов ЗСО требованиям законодательства, т.к. данные требования на момент установления ЗСО для водозабора в пос. Новые Ляды отсутствовали. Кроме того устранение выявленных нарушений санитарного законодательства должно быть возложено на органы местного самоуправления как собственников имущества, используемого ООО «НОВОГОР-Прикамье» по концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.
Представители третьих лиц - администрации г.Перми, управления по экологии и природопользованию администрации г.Перми, департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Перми в судебном заседании настаивали на удовлетворении искового заявления.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ ООО «НОВОГОР-Прикамье» использует объекты системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод г.Перми для осуществления деятельности по производству, передаче, распределению холодной (питьевой или технической) воды, приему, передаче и очистке сточных вод, созданию и развитию единой системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод г.Перми. Для осуществления деятельности ООО «НОВОГОР-Прикамье» использует часть водного объекта Сылвенского залива Камского водохранилища для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в соответствии с договором водопользования.
По результатам проверки проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в ООО «НОВОГОР-Прикамье» выявлены нарушения требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», при использовании ООО «НОВОГОР-Прикамье» водозабора пос. новые Ляды, а именно: а) у предприятия отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта Сылвенского залива Камского водохранилища в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения; б) у предприятия отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормам проекта зон санитарной охраны водозабора пос. Новые Ляды. (л.д. 25-36).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «НОВОГОР-Прикамье» Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю внесено предписание об устранении допущенных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 37-38).
Постановлениями заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № и № ООО «НОВОГОР-Прикамье» привлечено к административной ответственности за эти нарушения санитарного законодательства.
Решением Индустриального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и решением Свердловского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ указанные постановления должностного лица по жалобе ООО «НОВОГОР-Прикамье» оставлены без изменения.
Решениями Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Индустриального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и решение Свердловского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения, а жалобы ООО «НОВОГОР-Прикамье» на эти судебные акты без удовлетворения.
Акт проверки, предписание контрольного органа ООО «НОВОГОР-Прикамье», решения Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не оспорены.
По результатам оценки указанных доказательств суд считает, что факт невыполнения ООО «НОВОГОР-Прикамье» требований санитарного законодательства, при осуществлении деятельности по производству, передаче, распределению холодной (питьевой или технической) воды, приему, передаче и очистке сточных вод на территории г.Перми, выразившихся в том, что: а) у предприятия отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта Сылвенского залива Камского водохранилища в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения; б) у предприятия отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормам проекта зон санитарной охраны водозабора пос. Новые Ляды, нашел подтверждение в судебном заседании.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, вправе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В силу п.11 положения об Управлении Роспотребнадзора по Пермскому краю руководитель Управления является главным санитарным врачом по Пермскому краю.
На основании вышеуказанных норм Управление Роспотребнадзора обратилось в суд с настоящим иском о возложении обязанности на ООО «НОВОГОР-Прикамье» устранить допущенные нарушения требований санитарного законодательства.
С учетом изложенного суд находит заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя ответчика о том, что ООО «НОВОГОР-Прикамье» не обязан исполнять названные требования санитарного законодательства, т.к. получение заключения на деятельность по использованию водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» не входит в перечень, установленный приложением № 2 к приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224, в связи с этим получение такого заключения не требуется, либо его должен получать собственник водного объекта. Кроме того решением исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов трудящихся от 23.01.1965 № 27 утверждены границы санитарной водоохраной зоны хозяйственно-питьевого водопровода завода им.Свердлова» (Ново -Лядовский водозабор). Принятое решение об установлении ЗСО водозабора не подлежит пересмотру, соответственно не применяются к ООО «НОВОГОР-Прикамье» требования ч.3 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» по оформлению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проектов ЗСО требованиям законодательства, т.к. данные требования на момент установления ЗСО для водозабора в пос. Новые Ляды отсутствовали. Кроме того устранение выявленных нарушений санитарного законодательства должно быть возложено на органы местного самоуправления как собственников имущества, используемого ООО «НОВОГОР-Прикамье» по концессионному соглашению от 26.04.2013, основаны на неверном толковании закона.
В соответствии с абз.2 ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу п.3 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Требование о получении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта установлено Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязательно для соблюдения всеми без исключения хозяйствующими субъектами, использующими водные объекты в установленных целях.
В связи с этим введение в эксплуатацию водозабора пос. Новые Ляды значительно раньше принятия Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», утверждение решением исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов трудящихся от 23.01.1965 № 27 границ санитарной водоохраной зоны хозяйственно-питьевого водопровода завода им.Свердлова» (Ново -Лядовский водозабор), не освобождает ООО «НОВОГОР-Прикамье» после вступления в силу Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществлять использование Сылвенского залива Камского водохранилища лишь при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
При этом приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» не исключает возможность получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Кроме того, суд находит несостоятельными доводы ответчика о том, что обязанность по получению санитарно-эпидемиологическое заключения о соответствии санитарным правилам и нормам зон санитарной охраны водозабора пос. Новые Ляды должна быть возложена на органы местного самоуправления как собственника имущества, используемого для осуществления деятельности ООО «НОВОГОР-Прикамье».
Пунктом 1.3, 1.4., 1.6., 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Обязанность разработки зон санитарной охраны для водопроводов, а также получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам проекта зон санитарной охраны вытекает из ч.4 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также вышеназванных пунктов СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и возлагается, в силу абз.2 ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности, а не на собственников имущества, с использованием которого соответствующие виды деятельности осуществляются.
В судебном заседании представитель истца просил в решении суда установить для ответчика срок для устранения нарушений санитарного законодательства до ДД.ММ.ГГГГ. Суд считает, что такой срок является достаточным для устранения ответчиком выявленных нарушений.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
По смыслу данного положения закона размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в бюджет, должен соответствовать тому размеру, который установлен законом для истца (если бы он не был освобожден от уплаты пошлины).
Подпунктом 3 пункта 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлен размер государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 6 000 рублей.
В данном случае процессуальным истцом является государственный орган - Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю, следовательно размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход местного бюджета составляет 6000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Обязать ООО «НОВОГОР - Прикамье» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта Сылвенского залива Камского водохранилища в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормам проекта зон санитарной охраны водозабора пос. Новые Ляды.
Взыскать с ООО «НОВОГОР-Прикамье» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Федеральный судья В.В. Мазунин