Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-671/2023 ~ М-573/2023 от 21.09.2023

Дело № 2а-671/2023

УИД 39RS0021-01-2023-000699-03

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 октября 2023 года       г. Светлый

Светловский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Авдеевой Т.Н.,

при секретаре Власовой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ФНС России по Калининградской области к Харченко Елене Владимировне о взыскании недоимки по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

УФНС России по Калининградской области (далее УФНС, налоговый орган) обратилось с административным исковым заявлением о взыскании с Харченко Е.В. (№) задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование в общей сумме 76 432,73 рубля. В обоснование заявленных требований указывает, что Харченко Е.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 17.05.2007 года; прекратила свою деятельность 11.03.2021 года. В спорный период времени административный ответчик ненадлежащим образом исполняла обязанности по уплате страховых вносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, в результате чего у неё образовалась недоимка. 21.01.2019, 13.01.2020 и 25.01.2021 в адрес административного ответчика были направлены требования №, №, и №, однако в установленный законом срок они исполнены не были. Административный истец обращался заявлением о вынесении судебного приказа, однако 20.10.2021 года мировым судьей судебного участка Светловского судебного района вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Харченко Е.В. недоимки и пени. Между тем, до настоящего времени задолженность административным ответчиком не погашена, в связи с чем налоговая инспекция обратилась в суд с настоящим иском.

Представитель административного истца Управления Федеральной налоговой службы России по Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, административные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Административный ответчик Харченко Е.В. в судебное заседание также не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В силу п. 1 ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Пунктом 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу
ст. 45 Налогового кодекса РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Согласно п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно ч. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии с ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно пункту 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Из материалов административного дела следует и установлено судом, что Харченко Елена Владимировна (№) была зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 17.05.2007 года; прекратила свою деятельность 11.03.2021 года.

Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статье 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в зависимости от величины дохода плательщика, если иное не предусмотрено статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации (статьи 419, 430 Налогового кодекса Российской Федерации).

Размеры тарифов страховых взносов установлены в статье 425 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей(пункт 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 2).

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Как следует из представленных материалов дела, административный ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, в связи с чем у него образовалась задолженность. Иного в материалы дела административным ответчиком не представлено.

Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69).

В соответствии со статьей 71 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.

В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В спорный период времени административный ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанности по уплате страховых вносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, в результате чего у него образовалась недоимка: - пеня за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2018 год в сумме 82 руб. 39 коп.;

  • страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего, населения в; фиксированном размере, зачисляемые в бюджет.Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2019 год в сумме 5 281 руб. 76 коп. и пеня в сумме 17 руб. 21 коп.;
  • страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2020 год в сумме 8 426 руб. 00 коп. и пеня в сумме 28 руб. 65 коп.;
  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2018 год в сумме 176 руб. 58 коп. и пеня в сумме 434 руб. 44 коп.;
  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2019 год в сумме 29 354 руб. 00 коп. и пеня в сумме 73 руб. 38 коп.;
  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2020 год в сумме 32 448 руб.. 00 коп. и пеня в сумме 110 руб. 32 коп.

В связи с неисполнением в установленный срок обязанности по уплате по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхованиеХарченко Е.В. были направлены требование № от 21.01.2019, со сроком уплаты задолженности до 08.02.2019, которое вручено налогоплательщику29.01.2019; требование № от 13.01.2020, со сроком уплаты задолженности до 13.02.2020, врученное налогоплательщику 21.01.2020;требование № от 25.01.2021, со сроком уплаты задолженности до17.02.2021, врученное налогоплательщику 02.02.2021.

Указанные требования в установленные законом сроки исполнены не были.

В связи с неуплатой Харченко Е.В. страховых взносов, административный истец обратился к мировому судье судебного участка Светловского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении административного ответчика.

Определением мирового судьи судебного участка Светловского судебного района Калининградской области от 20.10.2021 налоговому органу было отказано в принятии указанного заявления, в связи с пропуском срока; 21.09.2023 года административный истец обратился в Светловский городской суд Калининградской области с данным административным иском.

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, административный истец указывал, что задолженность по страховым взносам за период с 01 января 2017 года за 2018 год, за 2019 год, за 2020 год административным ответчиком Харченко Е.В. не погашена.

Вместе с тем, суд, проверив сроки на обращение административным истцом в суд с требованиями о взыскании недоимки по налогу, установленные в статье 48 Налогового кодекса РФ, приходит к выводу, что налоговым органом срок на обращение с указанными требованиями пропущен.

Как верно указано в административном исковом заявлении, пропущенный по уважительным причинам срок на обращение в суд может быть восстановлен судом. Между тем, указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

Административным истцом в суд представлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, в качестве уважительных причин пропуска данного срока указаны: переход на новое программное обеспечение, перенос информации с одной программы на другую; реорганизационные мероприятия, а также существенная загруженность сотрудников по указанным обстоятельствам.

Суд, исследовав материалы дела и оценив доводы Управления Федеральной налоговой службы России по Калининградской области о наличии оснований для восстановления срока на обращение в суд, приходит к выводу, что уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренный законом срок обратиться в суд, не имелось. Причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока обращения в суд, не могут быть признаны уважительными, поскольку не являются исключительными, препятствующими своевременному обращению в суд в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (статьи 32, 33 Налогового кодекса РФ). Обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и пени, административным истцом не представлено.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В связи с пропуском срока для обращения в суд и отсутствием возможности восстановления пропущенного срока, оснований для взыскания задолженности по страховым взносам за спорный период отсутствует, следовательно, право взыскания данной недоимки налоговым органом утрачено.

Таким образом, несоблюдение Управлением Федеральной налоговой службы России по Калининградской области установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░      (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-671/2023 ~ М-573/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
УФНС России по Калининградской области
Ответчики
Харченко Елена Владимировна
Суд
Светловский городской суд Калининградской области
Судья
Авдеева Т.Н.
Дело на сайте суда
svetlovsky--kln.sudrf.ru
21.09.2023Регистрация административного искового заявления
21.09.2023Передача материалов судье
26.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
26.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2024Дело оформлено
19.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее