Дело № 2а-1168/2023
УИД 42RS0001-01-2023-001295-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Шандрамайло Ю.Н.,
при секретаре Ворошиловой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
15 августа 2023 года
административное дело по административному исковому заявлению Курмангалеева Руслана Закирьяновича об оспаривании действий (бездействий) сотрудников администрации ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Курмангалеев Р.З. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России, дежурному помощнику начальника ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу Антонову Алексею Евгеньевичу, старшему оперуполномоченному оперативного отдела ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу Лукину Семену Александровичу, младшему инспектору дежурной службы Жорову Андрею Юрьевичу, начальнику отдела по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу Разумнову Алексею Юрьевичу, начальнику режима и надзора ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу Гаврилову Евгению Дмитриевичу, старшему инспектору отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу Фатееву Артему Александровичу об оспаривании действий (бездействий) сотрудников администрации учреждения.
Требования мотивированы тем, что <дата> ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу уклонялось принимать и регистрировать от Курмангалеева Р.З. жалобы, заявления.
Так <дата> в 18 часов 00 минут, административный истец находился на прогулочном дворике и ждал, что к нему придут и примут его обращения в адрес СИЗО-4.
Примерно в 18 часов 00 минут зашли сотрудники и потребовали, чтобы он зашел в камеру, в свою очередь, Курмангалеев Р.З. попросил зарегистрировать его обращения к администрации СИЗО-4, после чего он сразу пройдет в камеру №, где он содержится.
Указывает, что поскольку боялся, что в суде никак не сможет доказать, что <дата> он обращался с заявлениями и жалобами к СИЗО-4, решил бойкотировать администрацию СИЗО-4 до тех пор, пока не зарегистрируют его обращения, необходимо было, чтоб СИЗО-4 применили к нему физическую силу, чтоб обозначить данное событие, в противном случае сотрудники будут все отрицать.
Считает незаконным применение <дата> физической силы в отношении него, так как конфликт можно было избежать, зарегистрировав его обращения в адрес СИЗО-4.
Во время применения физической силы истцу сломали правое ребро.
Дополнительно указывает, что во время утренней проверки в камере № когда истец предложит принять и зарегистрировать его обращения, сотрудник Фатеев А.А. сказал, что журнал регистрации будет чуть позже, так как его забрала юрист. Ему предложили зайти в камеру №), пообещав в дальнейшем зарегистрировать его обращения к СИЗО-4. Однако этого не произошло в течение всего дня <дата>.
Просит суд признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-4 в части непринятия от Курмангалеева Р.З. обращений в адрес ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу <дата>; признать применение физической силы <дата> в отношении Курмангалеева Р.З. сотрудниками ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу незаконными.
Административный истец Курмангалеев Р.З. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу, ФСИН России Еремеева Е.П., действующая на основании доверенностей, заявленные исковые требования не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам, изложенным в возражениях.
Административные ответчики Антонов А.Е., Лукин С.А., Жоров А.Ю., Разумнов А.Ю., Гаврилов Е.Д., Фатеев А.А. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Заинтересованное лицо Министерство финансов РФ в судебное заседание не явилось, своего представителя не направило, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представлено заявление.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав административного истца, представителя административных ответчиков, изучив письменные материалы дела, видеоматериалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно действующему законодательству основными задачами Федеральной службы исполнения наказания России являются: исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или в виде принудительных работ, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов (пункт 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314).
Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.1995 N 103-ФЗ регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
На основании п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов возлагается на административного истца.
На административном ответчике в свою очередь лежит обязанность доказывания соблюдения им требований нормативных правовых актов в части наличия у него полномочия на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличия основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п. п. 3 и 4 ч. 9, ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (часть 1).
Разрешая заявленные административные исковые требования в части признания незаконным применения физической силы сотрудниками ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, суд исходит из следующего.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 11 УИК предусмотрено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2).
Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным (часть 3).
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6).
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Закон N 103-ФЗ) регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Статьей 11 УИК РФ и статьей 36 Закона N 103-ФЗ предусмотрены основные обязанности осужденных, подозреваемых и обвиняемых в частности, соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы.
Указанными правилами установлено, что осужденные к лишению свободы обязаны выполнять законные требования работников УИС (п. 10.3); осужденным к лишению свободы запрещается без разрешения администрации ИУ покидать помещения, нахождение в которых регламентировано распорядком дня осужденных к лишению свободы, выходить за пределы изолированных участков, камерных помещений, запираемых помещений и изолированных жилых помещений, запираемых в свободное от учебы или работы время, прогулочных дворов, служебных помещений и входить в них; отказываться от выполнения законных требований администрации ИУ выйти из камер и других помещений ИУ или войти в них (п. 12.3).
В силу статьи 86 УИК РФ физическая сила, специальные средства и оружие применяются в случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе (часть 1). Порядок применения указанных мер безопасности определяется законодательством Российской Федерации (часть 2).
В силу статьи 28 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами. Сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы, при исполнении обязанностей по конвоированию и в иных случаях, установленных настоящим Законом.
Статьей 28.1 названного Закона предусмотрено, что при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан:
1) предупредить о намерении их применения, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, если промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала, иных лиц, осужденных или лиц, заключенных под стражу, может повлечь иные тяжкие последствия или если такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников уголовно-исполнительной системы, являющийся старшим подразделения (группы);
2) обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам, безотлагательное предоставление пострадавшим медицинской помощи и проведение необходимых мероприятий по фиксированию медицинскими работниками полученных указанными лицами телесных повреждений;
3) доложить непосредственному начальнику и начальнику учреждения уголовно-исполнительной системы в письменной форме в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия о каждом случае их применения.
Применение сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при наличии возможности фиксируется переносным видеорегистратором либо иными штатными аудиовизуальными средствами фиксации.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления.
В статье 29 данного Закона сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не смогли обеспечить выполнение возложенных на него обязанностей, в следующих случаях: для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы (пункт 3). Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
Из материалов дела следует и установлено судом, что согласно справке Курмангалеев Р.З. <дата> прибыл из ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу по постановлению Яшкинского межрайонного СО СУ СК РФ от <дата> на основании ст. 77.1 УИК РФ в качестве обвиняемого по <...> УК РФ.
Согласно рапорту ДПНСИ Антонова А.Е. от <дата>, до сведения начальника ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбасса доведено, что <дата> в 17 часов 39 минут в прогулочном дворе № режимного корпуса № была применена физическая сила в виде загиба обеих рук за спину с фиксацией корпуса тела к полу с дальнейшим сопровождением в камеру осужденного Курмангалеева Р.З., в связи с тем, что Курмангалеев Р.З. отказался выполнить законные требования сотрудников администрации, а именно категорически отказался зайти в камеру. На профилактическом учете состоит по категории «Склонный к нападению на сотрудников администрации». Данное происшествие зафиксировано на видеорегистратор «<...>». Осужденный Курмангалеев Р.З. в 18 часов 20 минут был осмотрен фельдшером МЧ-15 ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России Ж.О. на наличие телесных повреждений и травм, о чем был составлен акт от <дата>.
Указанные обстоятельства также отражены в рапортах о применении физической силы от <дата> Фатева А.А., Лукина С.А., Антонова А.Е., Разумнова А.Ю., Жорова А.Ю., Гаврилова Е.Д., объяснении С.С. от <дата>.
По указанному факту проведена служебная проверка.
Согласно заключению о результатах служебной проверки, проверкой установлено, что <дата> в 17 часов 36 минут осужденный Курмангалеев Р.З., находясь на прогулке в прогулочном дворе № режимного корпуса № (спецблок), по окончанию прогулки отказался выйти из прогулочного двора № режимного корпуса № (спецблок). На неоднократные предупреждения, что в случае дальнейшего противодействия к нему будет применена физическая сила, а в случае сопротивления специальные средства, не реагировал, проходить в камеру № режимного корпуса № (спецблок) отказался.
В связи с этим в 17 часов 39 минут, на основании статей 28, 28.1, пункта 3 статьи 29 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» капитаном внутренней службы Антоновым Алексеем Евгеньевичем, дежурным помощником начальника следственного изолятора ФКУ СИЗО-4, совместно с капитаном внутренней службы Лукиным Семеном Александровичем, старшим оперуполномоченным оперативного отдела ФКУ СИЗО-4, прапорщиком внутренней службы Жоровым Андреем Юрьевичем, младшим инспектором 1 категории дежурной службы ФКУ СИЗО-4 и майором внутренней службы Гавриловым Евгением Дмитриевичем, начальником отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-4, капитаном внутренней службы Разумновым Алексеем Юрьевичем, начальником отдела по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, старшим лейтенантом внутренней службы Фатеевым Артемом Александровичем, старшим инспектором отдела режима и надзора к осужденному Курмангалееву Р.З. была применена физическая сила в виде загиба обеих рук за спину с фиксацией корпуса тела к полу. После чего Курмангалеев Р.З. был заведен в камеру № режимного корпуса № (спецблок) и применение физической силы прекращено.
В 18 часов 20 минут осужденный Курмангалеев Р.З. был осмотрен фельдшером МЧ-15 ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России Ж.О. на наличие телесных повреждений и травм, о чем был составлен акт от <дата>.
Данные обстоятельства подтверждаются рапортами.
Применение физической силы зафиксировано на видеорегистратор «<...>».
Материалы по данному факту направлены в ГУФСИН России по Кемеровской области — Кузбассу и в отдел по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры <адрес>.
Применение физической силы стало возможным на основании статей 28.1, 29 закона РФ от <дата> № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», если промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала, иных лиц, осужденных или лиц, заключенных под стражу, может повлечь иные тяжкие последствия или если такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным, физическая сила может применяться без предупреждения и при пресечении неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Осужденный Курмангалеев Руслан Закирьянович, <дата> года рождения, уроженец <адрес>. Зарегистрирован по адресу: <адрес>. Заключен под стражу <дата> МССУ №1 Мариинского городского судебного района Кемеровской области по п. <...> УК РФ, содержащийся по постановлению Яйского районного суда от <дата> на основании ст. 77.1 УИК РФ в качестве обвиняемого по ч.<...> УК РФ. За период содержания в ФКУ СИЗО- 4 меры поощрения не применялись, неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности в виде водворения в карцер (6 случаев) и выговора (8 случаев).
Состоит на профилактическом учете как «Склонный к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов».
В действиях сотрудников ФКУ СИЗО-4, применивших <дата> в 17 часов 39 минут физическую силу к осужденному Курмангалееву Р.З., нарушений служебной дисциплины и законодательства РФ не установлено.
По фактам применения физической материалы <дата> направлены прокурору.
<дата> старшим помощником прокурора г. Анжеро-Судженска проведена проверка соблюдения требований закона по факту применения физической силы, по результатам которой также установлено, что Курмангалеев Р.З. содержится в ФКУ СИЗО-4 с <дата>, прибыл из ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу. <дата> осужден приговором Верховного суда Республики Башкортостан по <...> Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), назначено наказание в виде 11 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы сроком на 1 год 6 месяцев. В ФКУ СИЗО-4 содержится по постановлению судьи Яйского районного суда Кемеровской области по ст. 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в качестве обвиняемого по ч. 3 ст. 321 УК РФ.
Курмангалеев Р.З. состоит на профилактическом учете как склонный к нападению на сотрудников администрации и иных сотрудников правоохранительных органов.
Установлено, что <дата> в 17 часов 36 минут осужденный Курмангалеев Р.З., находясь на прогулке в прогулочном дворе № режимного корпуса №, по окончанию прогулки отказался выйти из прогулочного двора и проследовать в камеру. На неоднократные предупреждения, что в случае дальнейшего противодействия к нему будет применена физическая сила, не реагировал, проходить в камеру № режимного корпуса № отказался.
В связи с этим, <дата> в 17 часов 39 минут,, на основании статей 28, 28.1, пункта 3 статьи 29 Закона Российской Федерации от <дата> № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон РФ № 5473-1) дежурным помощником начальника ФКУ СИЗО-4 Антоновым А.Е., старшим оперуполномоченным оперативного отдела Лукиным С.А., младшим инспектором дежурной службы Жоровым А.Ю., начальником отдела режима и надзора Гавриловым Е.Д., начальником отдела по воспитательной работе Разумновым А.Ю., старшим инспектором отдела режима и надзора Фатеевым А.А., к осужденному Курмангапееву Р.З. была применена физическая сила в виде загиба обеих рук за спину с фиксацией корпуса тела к полу. После чего, Курмангалеев Р.З. был заведен в камеру № режимного корпуса №.
В объяснении, данном старшему помощнику прокурора города <дата>, Курмангалеев Р.З. пояснил, что отказался от выполнения законных требований должностных лиц ФКУ СИЗО-4, в связи с тем, что они не регистрируют и не отправляют его корреспонденцию и в режимном корпусе №. Кроме того, Курмангалеев Р.З. пояснил, что, по его мнению, сотрудники ФКУ СИЗО-4 при применении физической силы сломали ему ребро.
Установлено, что в 18 часов 20 минут осужденный Курмангалеев Р.З. был осмотрен фельдшером МЧ-15 ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России Ж.О. на наличие телесных повреждений и травм, о чем был составлен акт от <дата>. Согласно акту, у Курмангалеева Р.З. выявлены: <...>
Кроме того, <дата> осужденному Курмангалееву Р.З. проведен рентген органов грудной клетки, установлено, что очаговых и инфильтративных изменений, костно-деструктивной патологии не выявлено.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что при применении <дата> физической силы к Курмангалееву Р.З. сотрудниками ФКУ СИЗО-4 соблюдены требования статей 28, 28.1, 29 Закона РФ №. Нарушений требований закона в действиях должностных лиц ФКУ СИЗО-4 не установлено. Доводы объяснений Курмангалеева Р.З. не нашли своего подтверждения.
В подтверждение обстоятельств применения физической силы суду представлены видеоматериалы.
При указанных обстоятельствах, с учетом анализа представленных по делу доказательств, суд исходит из того, что Курмангалеевым Р.З. допущено неповиновения законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы, что подтверждается представленными в материалы дела документами и видеозаписью, исследованной в судебном заседании, в связи с чем у сотрудников исправительного учреждения имелись законные основания для применения к осужденному Курмангалееву Р.З. физической силы в соответствии с вышеприведенными положениями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Установленный законом порядок применения к Курмангалееву Р.З. физической силы и сотрудниками исправительного учреждения соблюден. Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, с учетом приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца в части признания незаконным применения физической силы сотрудниками ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу.
Разрешая заявленные административные исковые требования об оспаривании действий (бездействий) сотрудников администрации ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу в части непринятия обращений, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 4 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
В соответствии со ст. 21 Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" ответы на предложения, заявления и жалобы объявляются подозреваемым и обвиняемым под расписку и приобщаются к их личным делам. По просьбе подозреваемых и обвиняемых за счет их средств администрация места содержания под стражей делает копию ответа и выдает ее на руки. Ответы на устные заявления подозреваемых и обвиняемых объявляются им в течение суток. В случае назначения дополнительной проверки ответ дается в течение пяти суток. Ответ на письменную жалобу в адрес администрации должен быть дан в течение десяти суток.
Согласно п.106, 107, 108, 109 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110, представители администрации СИЗО ежедневно обходят камеры и принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы в письменном и (или) в устном виде. Все поступившие предложения, заявления и жалобы регистрируются в журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам). Подозреваемые и обвиняемые также могут направить предложения, заявление и жалобу с использованием устанавливаемых в местах, определяемых администрацией СИЗО, информационных терминалов (при их наличии и технической возможности).
Все предложения, заявления и жалобы, принятые в устной форме, регистрируются в журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО, о чем под подпись знакомится заявитель. Устные предложения, заявления и жалобы докладываются уполномоченному должностному лицу.
Предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные администрации СИЗО, регистрируются в журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО, с чем под расписку ознакамливается заявитель, и докладываются начальнику СИЗО или лицу, его замещающему, который обеспечивает их рассмотрение и направление ответов.
Из материалов дела следует и установлено судом, что сведений об обращении административного истца к администрации учреждения с заявлениями <дата> в журнале учета жалоб и заявлений подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в корпусном отделении № ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу № отсутствуют.
<дата> старшим помощником прокурора г. Анжеро-Судженска проведена проверка соблюдения требований закона по факту применения физической силы, по результатам которой также установлено, что в части доводов Курмангалеева Р.З. о нарушении сотрудниками ФКУ СИЗО-4 его права на отправку корреспонденции установлено, что в период с <дата> по <дата> должностными лицами ФКУ СИЗО-4 зарегистрировано и отправлено 6 писем, из них: 2 апелляционные жалобы в Яйский районный суд Кемеровской области; 1 административное исковое заявление в Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области; 1 заявление в Яйский районный суд Кемеровской области; 1 заявление в Кемеровский областной суд; 1 обращение в Яйский районный суд Кемеровской области.
Вся корреспонденция зарегистрирована и отправлена в установленный законом срок, случаев отказов в регистрации и направлений заявлений, жалоб и обращений не установлено.
Нарушений требований закона в действиях должностных лиц ФКУ СИЗО-4 не установлено. Доводы объяснений Курмангалеева Р.З. не нашли своего подтверждения.
Из пояснений административного истца, данных им в судебном заседании следует, что в последующем указанные им заявления не направлял в адрес СИЗО, т.к. их часть была рассмотрена в ИК, куда он был этапирован, другая часть потеряла свою актуальность.
Оценивая доводы о нерегистрации сотрудниками исправительного учреждения обращений, с учетом пояснений сторон, исследованного видеоматериала, суд приходит к выводу о том, что данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о нарушении прав и интересов административного истца исходя из следующего.
Конституционное право на судебную защиту, установленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими ее положениями - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года N 4-П, от 3 февраля 1998 года N 5-П, от 28 мая 1999 года N 9-П, от 11 мая 2005 года N 5-П и др.).
В силу части 1, 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, однако по таким делам административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, а также подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Как следует из норм действующего законодательства, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статья 46 Конституции Российской Федерации, статьи 3, 4, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Однако каких-либо нарушений закона, повлекших нарушения прав и свобод административного истца, допущено не было, доказательств обратного суду не представлено.
В связи с чем, оснований для принятия каких-либо конкретных мер по восстановлению нарушенных прав и возложении на административных ответчиков исполнения какой-либо конкретной обязанности, не имеется.
Довод административного истца о том, что почтовая корреспонденция принимается только сотрудниками исправительного учреждения, чем нарушаются его права, не нашел своего подтверждения, поскольку право административного истца на ежедневное принятие почтовой корреспонденции администрацией учреждения реализовано путем размещения специальных почтовых ящиков, которым административный истец воспользовался в спорный период, что подтверждается справкой по жалобам.
Довод административного истца о том, что обращения, адресованный начальнику СИЗО могут потеряться, не принимается во внимание, поскольку основан на субъективном мнении истца и носит предположительный характер.
Таким образом, поскольку совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) при рассмотрении настоящего административного дела установлена не была, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░-4 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 22.08.2023.