№а-187/2023
УИН 75RS0№-23
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 19 апреля 2023 г.
Могочинский районный суд в составе судьи Ивановой А.А., при секретаре судебного заседания Лях С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации городского поселения «Ключевское» к Могочинскому РОСП УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю, заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава ОСП по Могочинскому и Тунгиро-Олекминскому районам – Богушевич Ю.В. об освобождении от исполнительского сбора,
установил:
Администрация городского поселения «Ключевское» в лице представителя по доверенности Бадановой С.В. обратилась в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Могочинскому и Тунгиро-Олекминскому районам – Богушевич Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 000 рублей.
Вступившим в законную силу решением Могочинского районного суда по делу №а-112/2020, на администрацию городского поселения «Ключевское» возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения, а именно: организовать на территории городского поселения «Ключевское» муниципального района «Могочинский район» Забайкальского края надлежащее водоотведение, исключающее сброс неочищенных до нормативного состояния сточных вод.
У администрации отсутствовала по объективным причинам возможность в установленный срок в полном объеме исполнить требования указанные в решении суда, поскольку при заключении договора по транспортировке жидких бытовых отходов на очистные сооружения или в связи с самостоятельной транспортировкой жидких бытовых отходов их не куда сливать, так как не территории всего Могочинского района отсутствуют очистные сооружения, что подтверждается решением Могочинского районного суда №, которое до настоящего времени не исполнено. Кроме того построить свои очистные сооружения непосредственно на территории ГП «Ключевское» администрация поселения не может, в связи с отсутствием на территории поселения земельного участка на котором возможно такое строительство, так как предусмотренные законом земельные участки для строительства очистных сооружений находятся под лицензиями на пользование недрами, которые выдаются Министерством природных ресурсов. Однако работа по приобретению и установке модульных очистных сооружений ведется, однако выполнить их установку не представляется возможным из-за отсутствия свободного земельного участка. Также в настоящее время отсутствуют необходимое количество денежных средств для исполнения решения суда. В целях исполнения решения суда администрация поселения подготовила локально – сметный расчет для приобретения и установки модульных очистных сооружений, изучена местность, территориальные зоны в границах поселения для подбора места расположения и установки очистных сооружений, направлены обращения по оказанию содействия в приобретении очистных сооружений. Для выполнения работ по установке очистных сооружений необходимо положительное заключение государственной экспертизы.
Просит суд освободить администрацию городского поселения «Ключевское» от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного на основании постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Могочинскому и Тунгиро-Олекминскому районам – ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 3-11)
В судебное заседание представитель административного истца, заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава ОСП по Могочинскому и Тунгиро-Олекминскому районам – Богушевич Ю.В., Могочинское РОСП УФССП Росси по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю, Читинская природоохранная прокуратура, не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном порядке.
Заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава ОСП по Могочинскому и Тунгиро-Олекминскому районам – Богушевич Ю.В. возражала против удовлетворения требований истца. (т.1 л.д. 44-45)
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц и их представителей.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 1 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Согласно ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Согласно ст. 2.4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Из материалов дела следует, что на исполнении в Могочинскому РОСП УФССП России по Забайкальскому краю находится исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации городского поселения «Ключевское» на основании исполнительного документа, выданного на решение Могочинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №а-112/2020. (т.1 л.д. 49-52)
Предметом исполнения названного исполнительного производства является: обязать администрацию городского поселения «Ключевское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения, а именно: организовать на территории городского поселения «Ключевское» муниципального района «Могочинский район» Забайкальского края надлежащее водоотведение, исключающее сброс неочищенных до нормативного состояния сточных вод.
Материалами дела также подтверждается, что заместителем начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Могочинскому и Тунгиро-Олекминскому районам – Богушевич Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с администрации городского поселения «Ключевское» исполнительского сбора в размере 50000 руб. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок. (т.1 л.д. 16, 71)
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).
Частью 6 ст. 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом ч. 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
Как усматривается из содержания постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Могочинскому и Тунгиро-Олекминскому районам – Богушевич Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ его принятие было вызвано тем, что административным истцом в добровольном порядке в установленный срок не было исполнено решение суда.
При этом факт неисполнения требований исполнительного документа административным истцом не оспаривался.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Определением Могочинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрации городского поселения «Ключевское» предоставлена отсрочка исполнения решения Могочинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №а-112/2020 г. по административному иску Читинского природоохранного прокуратура поданного в защиту неопределённого круга лиц к администрации ГП «Могочинское» к администрации городского поселения «Ключевское» о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению определенных действий до ДД.ММ.ГГГГ. При этом судом установлено, что из представленных материалов дела: соглашении № о социально-экономическом сотрудничестве между МР «<адрес>» и ООО Желтугинский ГРК от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о состоянии бюджета, копий лицензий возможно сделать вывод, что заявитель производит работы по исполнению решения суда, однако положительного результата это не даёт, поскольку фактически исполнение решения зависит от финансирования бюджета. (т. 1 л.д.24-27)
Определением Могочинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении заявления главы городского поселения «Ключевское» Казанова С.В. об отсрочке исполнения решения Могочинского районного суда от 01.06.2020г. по административному делу № сроком до ДД.ММ.ГГГГ Суд пришел к выводу, что отсутствуют исключительные обстоятельства для предоставления отсрочки исполнения решения суда. (т.1 л.д. 18-19)
Между тем, судом при принятии решения по настоящему делу учитываются большие финансовые и временные затраты необходимые для исполнения решения суда, скудность бюджета административного истца, зависимость администрации поселения от выделяемых бюджетных ассигнований, и то, что должником предпринимаются меры, направленные на исполнение решения суда, в частности административный истец подготовил локально – сметный расчет для приобретения и установки модульных очистных сооружений, изучена местность, территориальные зоны в границах поселения для подбора места расположения и установки очистных сооружений, направлены обращения по оказанию содействия в приобретении очистных сооружений. (т.1 л.д. 80-132) Каких-либо доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требования исполнительного документа, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено, ответчиками не представлено.
При наличии указанных выше объективно, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, суд приходит к выводу об отсутствии вины административного истца в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок, что дает основание для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.