Дело № 2а-120/2023
УИД 44RS0005-01-2022-001430-69
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2023 года п. Сусанино
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Виноградовой М.В.,
при секретаре Смирновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ФНС по Костромской области к Корневу С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
у с т а н о в и л:
Управление ФНС по Костромской области обратилось в суд к Корневу С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере 1 663 руб., пени по нему – 35,90 руб.
Требования мотивированы тем, что на налоговом учете в Управлении ФНС по Костромской области состоит в качестве налогоплательщика Корнев С.В. По данным УГИБДД по Костромской области налогоплательщику принадлежало транспортное средство <данные изъяты> в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За ДД.ММ.ГГГГ по налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ начислен транспортный налог в сумме 1 663 руб. В связи с тем, что транспортный налог своевременно не уплачен, на сумму недоимки в соответствии с п. 3 ст. 58, п. 3 ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени 35,90 руб. Налоговым органом в отношении Корнева С.В. выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось о наличии задолженности и начисленной на сумму недоимки пени. Ранее налоговый орган обращался за взысканием задолженности к мировому судье судебного участка №48 Буйского судебного района Костромской области, по результатам рассмотрения был вынесен судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с поступившими от административного ответчика возражениями, судебный приказ был отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представитель административного истца Управление ФНС по Костромской области не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, требования поддерживают в полном объеме.
Административный ответчик Корнев С.В. в судебном заседании требования не признал, считал, что пропущен срок для обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности, который составляет три года и подлежит исчислению с ДД.ММ.ГГГГ. Указал, что налоговое уведомление и требование об уплате транспортного налога не получал, сам не интересовался начислением транспортного налога. Автомобиль был им продан ранее ДД.ММ.ГГГГ, однако не оспаривал, что до этой даты он был зарегистрирован за ним в ГИБДД. Расчет суммы пени не оспаривал.
Также представил письменные возражения на административный иск, согласно которым считает, что налоговым органом нарушен порядок взыскания налоговой задолженности, а именно не соблюден обязательный порядок направления требования об уплате задолженности по налогу.
Информация о времени и месте судебного заседания была размещена судом на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Изучив материалы дела, обозрев материалы дела по выдаче судебного приказа №, выслушав административного ответчика, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (здесь и далее редакция норм приводится на момент возникновения спорных правоотношений).
В силу ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 1 и п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Костромской области транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Костромской области от 28 ноября 2002 года №80-ЗКО «О транспортном налоге».
Исходя из п. 1 и п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
На основании п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно ч. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (в ред. Федеральных законов от 16 ноября 2011 года № 321-ФЗ, от 23 июля 2013 года № 248-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Корнев С.В. являлся налогоплательщиком транспортного налога в связи тем, что за ним в органах ГИБДД было зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты> в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ответом РЭГ ГИБДД МО МВД России «Буйский».
Довод административного ответчика о том, что он продал данное транспортного средство ранее ДД.ММ.ГГГГ и новый собственник своевременно не поставил его на учет, правового значения не имеет, поскольку в силу ст. 357 НК РФ плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство в органах ГИБДД.
Транспортный налог за 5 месяцев <данные изъяты> согласно налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ (копия которого представлена в материалы дела) начислен в сумме 1 663 руб., установлен срок уплаты – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Направление налогового уведомления административному ответчику и установление в нем данного срока соответствует ст. 363 НК РФ, в подтверждение факта его направления налоговым органом представлен список заказных писем №, направляемых Почтой России, где под номером 20 указано на направление письма административному ответчику по месту его регистрации, номер №. Согласно отчета об отслеживании данное письмо было вручено ответчику ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что транспортный налог своевременно не уплачен, на сумму недоимки в соответствии с п. 3 ст. 58, п. 3 ст. 75 НК РФ налоговым органом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в сумме 35,90 руб.
Поскольку транспортный налог административным ответчиком уплачен в установленный срок не был, на основании ст. 70 НК РФ налоговым органом в отношении Корнева С.В. выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось о наличии задолженности в размере 1 663 руб. и начисленной на сумму недоимки пени в размере 35,90 руб. Установлен срок уплаты – до ДД.ММ.ГГГГ. Копия данного требования была представлена в материалы дела.
Срок направления требования, установленный ст. 70 НК РФ (три месяца со дня выявления недоимки), соблюден. В подтверждении направления требования №11563 налоговым органом представлен список заказных писем №, направляемых Почтой России, где под номером 31 указано на направление по адресу регистрации административного ответчика заказного письма, №. Согласно отчета об отслеживании имела место неудачная попытка вручения.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в ред. Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ).
ДД.ММ.ГГГГ Управление ФНС по Костромской области обратилось за взысканием указанной в административном иске задолженности к мировому судье судебного участка №48 Буйского судебного района Костромской области, направило заявление Почтой России. В данном случае сумма налога не превышала 3 000 руб. и налоговый орган обратился в течение шести месяцев с даты истечения трёхлетнего срока исполнения требования (с ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, срок, указанный в ст. 48 НК РФ при обращении к мировому судье был соблюден.
По результатам рассмотрения был вынесен судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с поступившими возражениями от Корнева С.В. судебный приказ был отменен на основании определения мирового судьи судебного участка №48 Буйского судебного района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (в ред. Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ).
С настоящим административным иском налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ путем направления административного иска Почтой России (т.е. не позднее шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа – ДД.ММ.ГГГГ), в суд административное исковое заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, установленный п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, срок обращения в суд административным истцом не пропущен. Довод административного ответчика о пропуске срока для обращения в суд не может быть признан состоятельным.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодеком.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 288 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Административным истцом обоснована законность взыскания с административного ответчика задолженности по налогам, указаны основания для взыскания пени.
Возражений по порядку расчета налога и пени административным ответчиком не представлено.
Исходя из того, что административный ответчик, обязанность по уплате транспортного налога в установленный законом срок не выполнил, и не уплатил указанную в административном иске задолженность до настоящего времени, с него подлежит взысканию задолженность по налогу и пени, расчет которой произведен налоговым органом правильно, в полном объеме.
Довод административного ответчика о не получении им налогового уведомления и требования об уплате налога, не свидетельствует о нарушении его прав и не освобождает его от обязанности по уплате налога, поскольку обязанность по уплате налогов возникает у налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога. При этом, согласно п. 6 ст. 69 НК РФ - в случае направления налогового требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Кроме того, налоговое уведомление было получено административным ответчиком согласно материалам дела.
На основании подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ Корнев С.В. также вправе был получить информацию в налогом органе о порядке уплаты транспортного налога, поскольку достоверно знал о том, что при наличии зарегистрированного за ним транспортного средства он обязан уплачивать транспортный налог.
При этом соответствующая информация о сумме налога и его исчислении до налогоплательщика была доведена в рамках приказного производства, однако, и после отмены судебного приказа на основании поданных административным ответчиком возражений, обязанность по их уплате им не была исполнена, что прямо указывает на уклонение от уплаты налога.
Как следует из ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно абз. 2 п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» №36 от 27 сентября 2016 года, при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в бюджеты муниципальных районов.
В связи с тем, что административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, при подаче административного иска, с Корнева С.В. в доход бюджета муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании под. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины составляет 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 1 698 ░░░. 90 ░░░., ░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 663 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░ – 35,90 ░░░. (░░ ░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░. ░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2023 ░░░░