№2а-496/2024
25RS0011-01-2024-000692-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Спасск-Дальний 20 марта 2024 года
Приморского края
Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Бовсун В.А.
при секретаре судебного заседания Буштет С.В.
с участием старшего помощника прокурора г. Спасска-Дальнего Приморского края Смирновой Н.Е.
представителя административного истца ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> Храпач П.Г.
административного ответчика Сенько П.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Сенько П.Б.,
установил:
начальник ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора с возложением ограничений в отношении Сенько П.Б., из которого следует, что Сенько П.Б. освобождается из ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> и имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений. За весь период отбывания наказания осуждённый зарекомендовал себя следующим образом: отбывает наказание в ФКУ ИК-6 с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время содержится на обычных условиях в отделе №. Трудоустроен не был, с заявлением о трудоустройстве, в адрес администрации учреждения не обращался. В воспитательных мероприятиях участия не принимает, но посещает регулярно. Из проведенных бесед воспитательного характера, в последнее время, делает для себя правильные выводы. К представителям администрации учреждения относится равнодушно, в беседах культуру речи соблюдает не всегда. Вину в совершенном преступлении признает частично, в содеянном раскаивается. Характеризуется отрицательно. Просит установить в отношении Сенько П.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения административный надзор на срок 10 лет и установить следующие ограничения: запрещение пребывания в барах, ресторанах, ночных клубах, других питейных и увеселительных заведениях; запрещение пребывания вне жилого помещения по адресу места жительства выбранного надзорным лицом, с 22 часов до 06 часов, если это не связано с трудовой деятельностью; обязательная явка 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства (пребывания) для регистрации.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в нём.
Административный ответчик Сенько П.Б. в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласился, поскольку ему приговором суда назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы.
Старший помощник прокурора <адрес> полагает, что заявление об установлении административного надзора с возложением ограничений в отношении Сенько П.Б. не подлежит удовлетворению.
Суд, заслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, полагает, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 названного закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установлен перечень административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного лица при административном надзоре.
Как установлено в судебном заседании, Сенько П.Б. осужден ДД.ММ.ГГГГ Лесозаводским районным судом <адрес> по ч. 3 ст. 30, п. «а, б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 9 годам лишения свободы с ограничением свободы сроком на 1 год. На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения с наказанием по приговору Лесозаводского районного суда от 20.02.2015г. окончательно назначено 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима с ограничением свободы сроком один год, установив ему по отбытию основного наказания следующие ограничения и обязанность: не изменять место жительства или пребывания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием с осужденным наказания в виде ограничения свободы; не выезжать без согласия указанного органа за пределы территории Лесозаводского городского округа; возложить обязанность: один раз в месяц являться на регистрацию в указанный орган.
Как следует из материалов дела, приговором Лесозаводским районным судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы на срок 1 год.
В силу ст. 49 УИК РФ при назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения.
Наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства; надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями (ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 60 УИК РФ).
В силу ч. 1.1 ст. 54 УИК РФ в случаях, когда осужденный, отбывающий наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы, подлежит административному надзору в соответствии с законодательством Российской Федерации, уголовно-исполнительная инспекция, не позднее, чем за два месяца до истечения срока отбывания ограничения свободы информирует орган внутренних дел по месту жительства или пребывания осужденного об истечении такого срока.
В соответствии с п. 8 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы подается органом внутренних дел, не позднее, чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 64-ФЗ обязанность подавать в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, не позднее, чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, возложена на органы внутренних дел.
Аналогичные положения содержатся в абз. 5 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
Действующим законодательством, регулирующим порядок установления административного надзора, определен специальный субъект обращения с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного наказания назначено ограничение свободы, - орган внутренних дел, и срок обращения с таким заявлением - не позднее, чем за один месяц до истечения срока ограничения свободы.
Таким образом, с заявлением об установлении административного надзора за лицом, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы, может обратиться в суд по месту жительства или пребывания этого лица не позднее, чем за один месяц до истечения срока ограничения свободы только орган внутренних дел, а не администрация исправительного учреждения.
Вследствие чего по отбытии Сенько П.Б. дополнительного наказания в виде ограничения свободы административный надзор в отношении него может быть установлен по заявлению органа внутренних дел, поданному в суд по месту жительства или пребывания этого лица.
Принимая во внимание вышеуказанные положения части 4 статьи 5 и пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ, пункта 2 части 1 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также, что Сенько П.Б. приговором Лесозаводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы на 1 год, которое Сенько П.Б. еще не отбыл, исправительное учреждение не обладало правом обращения в суд с заявлением об установлении административного надзора. С таким заявлением мог обратиться орган внутренних дел по месту жительства Сенько П.Б. при наличии предусмотренных законом оснований в период отбывания наказания в виде ограничения свободы.
Вследствие чего оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 273 КАС РФ, ст.ст. 3, 4, 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-6 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░