Петрозаводский городской суд Республики Карелия 10RS0011-01-2024-007079-79 https://petrozavodsky.kar.sudrf.ru |
Дело № 10RS0011-01-2024-007079-79
(2а-5689/2024)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2024 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия к Крузе С. В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия обратилось в суд с административным исковым заявлением к Крузе С. В. о взыскании обязательных платежей по тем основаниям, что в <данные изъяты>-<данные изъяты> гг. за налогоплательщиком были зарегистрированы транспортные средства. Однако обязанность по уплате транспортного налога за <данные изъяты>-<данные изъяты> гг. налогоплательщиком своевременно не исполнена, в связи с чем образовалась недоимка, на которую начислены пени.
С учетом изложенного, Управление просит взыскать:
- <данные изъяты> руб. – пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за <данные изъяты> год в сумме <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- <данные изъяты> руб. – пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за <данные изъяты> год в сумме <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.;
- <данные изъяты> руб. – пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за <данные изъяты> год в сумме <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Помимо требований о взыскании вышеназванных обязательных платежей, административным истцом испрашивается о восстановлении срока на подачу административного иска, как пропущенного по уважительным причинам, к которым относятся интересы государства, необходимость предоставления плательщику достаточного срока для погашения имеющейся задолженности.
Стороны, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимали.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно требованиям пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Как установлено судом, за налогоплательщиком в <данные изъяты>-<данные изъяты> гг. были зарегистрированы следующие транспортные средства:
- <данные изъяты>, государственный регистрационный номер <данные изъяты>, с мощностью двигателя <данные изъяты> л.с.-<данные изъяты>/12 мес.владения - <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> гг.;
- <данные изъяты>, государственный регистрационный номер <данные изъяты>, с мощностью двигателя <данные изъяты> л.с.-<данные изъяты>/<данные изъяты> мес.владения – <данные изъяты> г., <данные изъяты>/12 мес.владения – <данные изъяты> г.;
- <данные изъяты>, государственный регистрационный номер <данные изъяты>, с мощностью двигателя <данные изъяты> л.с.-<данные изъяты>/12 мес.владения - <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> гг..
О необходимости уплатить испрашиваемый налог в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> год, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> год и в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> год налогоплательщик был уведомлен направлявшимися в его адрес заказными письмами налоговыми уведомлениям №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (соответственно), которые в силу п. 4 ст. 52 НК РФ считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате обязательных платежей налогоплательщику заказными письмами по месту его регистрации были направлены требования (которые в силу п. 6 ст. 69 НК РФ считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма):
- от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> с предложением уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженность по транспортному налогу за <данные изъяты> год в сумме <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> руб.,
- от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> с предложением уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженность по пени по транспортному налогу в общей сумме в сумме <данные изъяты> руб.,
- от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> с предложением уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженность по транспортному налогу за <данные изъяты> год в сумме <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> руб.,
от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> с предложением уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженность по транспортному налогу за <данные изъяты> год в сумме <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> руб..
По общему правилу, в соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Таким образом, налоговому органу надлежало обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа по требованиям о взыскании недоимки по обязательным платежам в срок до 16.02.2019 (по требованию от 23.08.2018, где сумма задолженности превысила <данные изъяты> рублей).
Налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании истребуемой задолженности лишь в октябре 2023 года, по результатам рассмотрения которого мировым судьей 13.10.2023 отказано в принятии ввиду наличия спора о праве.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 18.06.2024.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Применительно к взаимосвязанным положениям ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289 КАС РФ проверяя при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления о взыскании испрашиваемой задолженности уважительность причин пропуска срока на его подачу, суд отмечает, что таковых Управлением не указано.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Не проявление таковой, в том числе, вследствие необходимости согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), загруженность налогового органа, а также иные внутренние организационные причины, зависящие только и исключительно от действий налогового органа, его сотрудников, а также лиц, находящихся в его подчинении (в том числе, вследствие служебных и процессуальных недочетов, допущенных при исполнении ими своих должностных обязанностей), повлекших несвоевременную подачу заявления, не могут являться основанием для восстановления пропущенного процессуального срока.
Указанные в административном иске причины не могут являться основанием для восстановления столь значительно пропущенного срока в свете абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 6 ст. 289 КАС РФ, поскольку не являются уважительными.
Сам по себе факт обращения в защиту интересов публично-правовых образований не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока на обращения в суд.
Восстановление пропущенного срока по данному основанию влечет нарушение принципа равенства всех перед законом и судом, установленного п. 2 ст. 6, ст. 8 КАС РФ, в силу которого суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного срока на подачу настоящего административного искового заявления, поскольку указываемые административным истцом обстоятельства, вследствие которых срок был пропущен, возникли только и исключительно в результате недолжной организации работы налогового органа, а равно ошибок, допущенных только и исключительно его сотрудниками, которые не могут быть признаны в качестве обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на предъявления административного искового заявления в суд и, как следствие, для возложения на административного ответчика соответствующих негативных правовых последствий.
Установленное судом является основанием для отказа в восстановлении пропущенного срока и, как следствие, в удовлетворении требований в полном объеме.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и пени.
Руководствуясь ст.ст. 48 НК РФ, 175-180, 286, 289, 291 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
– ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;
– ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.07.2024