10ОS0000-01-2023-000035-75 Дело №2а-260/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 февраля 2024 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Н.Н.Антипиной,
при секретаре: К.В.Чупуковой,
с участием прокурора: С.Н.Андриановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дякина О.О., Кондратьева Л.Н., Цыкунова А.В., Пономарева А.Н., Тиначева В.В. о признании недействующими решений II сессии V созыва Совета Деревянского сельского поселения от 22 декабря 2022 года №1 «О проекте бюджета Деревянского сельского поселения на 2023 года», №9 «О создании единой депутатской комиссии Деревянского сельского поселения»,
у с т а н о в и л:
апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции решение Верховного Суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. в части удовлетворения административных исковых требований Дякина О.О., Кондратьева Л.Н., Цыкунова А.В., Пономарева А.Н., Тиначева В.В. о признании недействующими решений II сессии V созыва Совета Деревянского сельского поселения от 22 декабря 2022 года №1 «О проекте бюджета Деревянского сельского поселения на 2023 года», №9 «О создании единой депутатской комиссии Деревянского сельского поселения» отменено, административное дело в указанной части направлено для рассмотрения в Прионежский районный суд Республики Карелия.
Административный иск заявлен по тем основаниям, что Дякин О.О.,
Кондратьев Л.Н., Цыкунов А.В., Пономарев А.Н., Тиначев В.В. являются
депутатами Совета Деревянского сельского поселения. 22 декабря 2022 года состоялась II сессия V созыва Совета Деревянского сельского поселения,
по результатам проведения которой приняты следующие решения: № 1 «О
проекте бюджета Деревянского сельского поселения на 2023 год», №9
«О создании единой депутатской комиссии Деревянского сельского
поселения». Административные истцы просят признать недействующими
вышеуказанные решения Совета Деревянского сельского поселения от 22
декабря 2022 г., поскольку они приняты с нарушением требований Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального
образования «Деревянское сельское поселение», Регламента Совета
Деревянского сельского поселения, Положения «О бюджетном процессе в
муниципальном образовании Деревянское сельское поселение», так как на
заседание присутствовало пять депутатов из десяти избранных, что
составляет меньше 2/3 голосов, в связи с чем данное заседание было
неправомочно принимать какие-либо решения из-за отсутствия кворума.
Оспариваемые решения были приняты с нарушением процедуры их принятия ввиду несоблюдения процедуры их рассмотрения на заседаниях профильных комиссий Совета Деревянского сельского поселения. Оспариваемые решения нарушают право административных истцов на осуществление местного самоуправления на территории Деревянского сельского поселения. Незаконными действиями председателя Совета Деревянского сельского поселения по проведению неправомочного заседания и его бездействием по непринятию решения о переносе заседания были созданы препятствия к осуществлению
административными истцами, как депутатами, права на участие в решении
жизненно важных вопросов местного самоуправления путем участия в
заседании и голосовании по вопросам повестки дня, в котором они смогли
бы принять участие, как избранные депутаты, после его переноса на
другую дату.
Определением судьи Верховного суд РК от 30 марта 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия, администрация Деревянского сельского поселения, депутаты Совета Деревянского сельского поселения Кишкурно П.И., Гусев П.А., Сакалаускас Р.Р., Акимов Г.В., Иванова Е.М.
Административный истец Дякин О.О. в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям, в нем изложенным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав административного истца, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
На основании части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В силу части 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
К исключительной компетенции Совета Деревянского сельского поселения относятся, в том числе утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Деревянского сельского поселения; утверждение структуры администрации Деревянского сельского поселения (пункты 2, 6, 22 части 1 статьи 25 Устава муниципального образования «Деревянское сельское поселение»).
Согласно части 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Структура, порядок образования, полномочия и организация деятельности органов местного самоуправления регулируется главой 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статьей 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), контрольно - счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Часть 2 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что представительный орган поселения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
В силу части 1.1 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Уставом муниципального образования «Деревянское сельское поселение» в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что Совет Деревянского сельского поселения входит в структуру органов местного самоуправления (статья 22) и состоит из 10 депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах сроком на 5 лет (пункт 1 статьи 23).
Согласно части 2 статьи 23 Устава муниципального образования «Деревянское сельское поселение» Совет Деревянского сельского поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов.
Организацию деятельности и руководство работой Совета Деревянского сельского поселения осуществляет председатель Совета Деревянского сельского поселения, избранный Советом Деревянского сельского поселения из своего состава открытым голосованием в порядке, установленном Регламентом Совета Деревянского сельского поселения (пункт 1 статьи 24 Устава муниципального образования «Деревянское сельское поселение»).
Заседания Совета Деревянского сельского поселения проводятся в соответствии с Регламентом Совета Деревянского сельского поселения (пункт 8 статьи 23 Устава муниципального образования «Деревянское сельское поселение»).
Пунктом 7 статьи 23 Устава муниципального образования «Деревянское сельское поселение» определена правомочность заседания Совета Деревянского сельского поселения, которое считается правомочным, в случае присутствия не менее 2/3 от числа избранных депутатов.
Порядок деятельности Совета Деревянского сельского поселения определяется регламентом, утвержденным решением Совета Деревянского сельского поселения от 7 ноября 2014 года №2, а также решением Совета Деревянского сельского поселения от 26 мая 2020 года №5 «О внесении изменений в Регламент Совета Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района» (далее - Регламент).
Пунктом 4.5 статьи 4 Регламента установлено, что заседание Совета Деревянского сельского поселения правомочно, если на нем присутствуют не менее 2/3 от числа избранных депутатов. Если на заседании нет необходимого количества депутатов, заседание решением председателя Совета переносится на другое время, но не более чем на неделю.
Из материалов дела следует, что 13 сентября 2022 года состоялись выборы депутатов Совета Деревянского сельского поселения V созыва по одномандатным избирательным округам, по результатам проведения которых решением Территориальной избирательной комиссии Прионежского района Республики Карелия №70/8-05 от 13 сентября 2022 года зарегистрированы 10 депутатов Деревянского сельского Совета народных депутатов: Дякин О.О., Кондратьев Л.Н., Цыкунов А.В., Пономарев А.Н., Тиначев В.В., Кишкурно П.И., Иванова Е.М., Гусев П.А., Акимов Г.В., Сакалаускас Р.Р.
Решением I сессии V созыва №1 от 21 сентября 2022 года избран председатель Совета Деревянского сельского поселения Михайлова Е.М., заместителем председателя - Сакалаускас Р.Р.
22 декабря 2022 года состоялось заседание II сессии V созыва Совета Деревянского сельского поселения. Согласно регистрационному листу присутствующих депутатов на сессии присутствовали 7 депутатов из 10 избранных: Дякин О.О., Тиначев В.В., Кишкурно П.И., Иванова Е.М., Гусев П.А., Акимов Г.В., Сакалаускас Р.Р. Личные подписи депутатов, зарегистрированных для участия в работе сессии, отсутствуют.
Из административного искового заявления, а также данных в судебном заседании пояснений Дякина О.О., следует, что участия в заседании сессии 22 декабря 2022 года Дякин О.О. и Тиначев В.В. не принимали. Надлежащие доказательства, свидетельствующие о проведении 22 декабря 2022 года дистанционной сессии Совета Деревянского сельского поселения, в материалы дела не представлены. Данные обстоятельства не оспариваются сторонами по делу.
Таким образом, в заседании Совета Деревянского сельского поселения 22 декабря 2022 года участвовали 5 депутатов, что составляет менее 2/3 от числа избранных депутатов, следовательно, данное заседание Совета было неправомочным, что свидетельствует о существенном нарушении порядка и процедуры принятия оспариваемых решений.
На основании изложенного, судом установлено, что при принятии оспариваемых решений по результатам проведения II сессии V созыва 22 декабря 2022 года Совета Деревянского сельского поселения были нарушены положения Федерального законам «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Устава муниципального образования «Деревянское сельское поселение», Регламента Совета Деревянского сельского поселения.
В силу прямых предписаний, содержащихся в ч.9 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд должен выяснить, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2), а также требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика и порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (подпункты «а», «б» и «в» пункта 3), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).
Учитывая, что оспариваемые решения приняты Советом Деревянского сельского поселения с нарушением установленной процедуры, порядка принятия, они подлежат признанию недействующими с даты их принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ II ░░░░░░ V ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ №1 «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2023 ░░░», №9 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.