Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-1354/2023 ~ М-989/2023 от 11.07.2023

Уникальный идентификатор дела 11RS0008-01-2023-001584-95

Дело № 2а-1354/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Сосногорск Республика Коми                                                          18 сентября 2023 год

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Галимьяновой Н.Т.,

при секретаре Волковой О.О.,

- рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Губкина ФИО5 к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Губкин Д.В. обратился в Сосногорский городской суд РК с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК о взыскании денежной компенсации в размере 500 рублей за каждый день за ненадлежащие условия содержания под стражей в указанном выше учреждении.

В обоснование требований указал, что он содержался под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК в 2016 году в различных камерах, в которых отсутствовало горячее водоснабжение. В банно-прачечном комплексе личные вещи осуждённых для стирки не принимались. Холодная вода была ненадлежащего качества, сильно пахла сероводородом. Горячая вода не выдавалась. С жалобами на указанное нарушение он не обращался.

Определением суда от 12

июля 2023 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по РК.

Административный истец Губкин Д.В. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, о чём указал в иске и письменном заявлении. О дате, месте и времени судебного заседания Губкин Д.В. был извещён надлежащим образом.

Представители административных ответчиков ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК, ФСИН России, УФСИН России по РК в судебное заседание, будучи уведомленными надлежащим образом, не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, о чём представитель указал в отзыве на административное исковое заявление.

Учитывая изложенное, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие административного истца, представителей административных ответчиков ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК, ФСИН России, УФСИН России по РК.

Также представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК, ФСИН России, УФСИН России по РК представил в суд отзыв, в котором исковые требования не признал.

Изучив представленные документы, исследовав материалы административного дела, оценив в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ представленные сторонами доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующему.

Из содержания ст. 218 КАС РФ, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.

В соответствии с требованиями ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным указанной главой, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 227.1 КАС РФ (часть 3).

Условия и порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых регламентированы Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Согласно положениям ст. 4 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии с положениями ст. 15 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В соответствии с требованиями ст. 23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Положениями ч. 1 ст. 74 УИК РФ предусмотрено, что исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном ст. 77.1 УИК РФ, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

Согласно требованиям ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.

Из требований ст. 12 УИК РФ следует, что права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

В силу разъяснений, содержащихся в п.п. 2 и 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности осужденных, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.

Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (ст. 46 Конституции РФ).

Как следует из разъяснений, приведенных в п. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учётом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Проверяя доводы административного истца об отсутствии горячего водоснабжения, о невыдаче сотрудниками ФКУ СИЗО-2 горячей воды, о непринятии вещей спецконтингента для стирки в банно-прачечном комплексе, о ненадлежащем качестве холодной воды, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, в периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Губкин Д.В. содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК в качестве обвиняемого (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и осуждённого (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

В указанное время Губкин Д.В. содержался в камерах №№.

Согласно требованиям п.п. 20.1 и 20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утверждённой приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-дсп (далее по тексту Инструкция СП 17-02), действовавшей с 2003 года, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе, к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.

Административными ответчиками не оспаривалось, что в камерах ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК в период содержания в них истца горячее водоснабжение отсутствовало.

Между тем, в заявленный истцом период содержания под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК действовали Привила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждённые приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (далее по тексту Правила № 189), утратившие силу с 16 июля 2022 года.

Указанными Правилами, кроме прочего, установлены требования к оборудованию камер СИЗО, а именно согласно требованиям п. 43 Правил № 189 при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учётом потребности.

Также положениями п. 42 Правил № 189 определено, что камеры СИЗО оборудуются одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.

Также нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для следственных изоляторов утверждены приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 (раздел IV приложения 3) «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Исходя из приведённых норм, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учётом потребности. Каждая камера, кроме всего прочего оборудована бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды.

По сведениям, представленным ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК, при отсутствии в камере водонагревательных либо горячей водопроводной воды, горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно во время раздачи пищи с учётом потребностей на основании письменного или устного заявления. Все камеры ФКУ СИЗО-2 оборудованы бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды.

Также установлено, что на территории следственного изолятора в бесперебойном режиме организована работа банно-прачечного комбината, в котором осуществлялась помывка осуждённых, с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Во исполнение требований п. 45 Правил № 189 подозреваемым и обвиняемым не реже одного раза в неделю в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

До декабря 2016 года периодичность помывки осуждённых не была установлена.

В ходе рассмотрения иска факт предоставления истцу возможности помывки в душе один раз в неделю нашёл своё подтверждение.

Указанными правами административный истец пользовался в полном объёме на протяжении всего заявленного срока пребывания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК. В обеспечении горячей водой административный истец ограничен не был, еженедельно проходил санитарную обработку, как это предусмотрено требованиями Правил № 189.

Таким образом, в отсутствие централизованного горячего водоснабжения потребность лиц, содержащихся в следственном изоляторе в горячей воде, обеспечивалась ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК путём выдачи в необходимом количестве горячей и кипяченой воды в соответствии с требованиями п. 43 Правил № 189, доказательств обратного в нарушение требований ст. 62 КАС РФ истцом не представлено.

Кроме того, в случае необходимости административный истец не лишен был возможности нагреть воду для осуществления каких-либо личных гигиенических процедур чайником, кипятильником, которые разрешено приобретать в магазинах учреждения, получать в посылках или передачах и хранить при себе, а также получать горячую воду для стирки и гигиенических целей и кипяченую воду для питья в соответствии с п. 43 Правил № 189 у сотрудников СИЗО. Питьевой водой истец был обеспечен, поскольку каждая камера ФКУ СИЗО-2 оборудована бачком с питьевой водой. Также в каждой камере имеется таз для стирки личных вещей.

Доказательств, подтверждающих отказ в выдаче административному истцу горячей воды, материалы дела не содержат, в связи с чем, довод истца в данной части подлежит отклонению.

Холодное водоснабжение в камеры и карцеры ФКУ СИЗО-2 осуществляется в соответствии с требованиями СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» централизованно от собственной артезианской скважины, находящейся на балансе ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК, перебоев водоснабжения не допускалось.

В период содержания Губкина Д.В. в ФКУ СИЗО-2 питьевая вода соответствовала требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», что подтверждается оценками соответствия результатов исследований проб питьевой воды, протоколами количественного химического анализа воды, результатами исследований проб питьевой воды.

Также в ходе рассмотрения дела судом установлено, что в ФКУ СИЗО-2 отсутствуют услуги по стирке в прачечной личного белья спецконтингента, поскольку нет соответствующих мощностей, поэтому подозреваемые, обвиняемые и осуждённые стирают бельё в камере по мере необходимости, для чего в камерах имеются тазы, сотрудники администрации ФКУ СИЗО-2 по просьбе подозреваемых, обвиняемых и осужденных предоставляют воду и хозяйственное мыло. Указанное выше не нарушает прав Губкина Д.В., в связи с чем, довод истца в данной части также подлежит отклонению.

В период содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК административный истец с жалобами на ненадлежащие условия содержания не обращался, жалоб по обеспечению горячей водой с учётом потребности не поступало, доказательств тому в материалы дела не представлено.

Суд также обращает внимание, что настоящий иск подан административным истцом по истечении длительного времени после перевода из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК в исправительную колонию для отбытия наказания. Следовательно, допущенные нарушения условий содержания под стражей административный истец не расценивал как значимые для него.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что возможность подозреваемых, обвиняемых и осужденных поддерживать личную гигиену обеспечивалась помывкой в бане и душе, выдача горячей воды производилась в случае необходимости по просьбе самих подозреваемых, обвиняемых, осужденных, все камеры ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК оборудованы бачком с питьевой водой, тазами для стирки белья, доводы административного истца, в том числе, об отсутствии горячего водоснабжения, надлежащей питьевой воды признаются судом не свидетельствующими о нарушении условий его содержания в исправительном учреждении, а в части отсутствия надлежащей питьевой воды – не нашедшими всё подтверждение.

Таким образом, основания для компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, выразившихся в отсутствии горячего водоснабжения, отсутствуют, данное обстоятельство не может быть расценено как унижающее человеческое достоинство условия, ввиду наличия обстоятельств, соразмерно восполняющих допущенные нарушения и улучшающих положение лишенных свободы лиц, поскольку администрацией учреждения принимаются все возможные меры для создания необходимых условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

С учётом изложенного, доводы административного истца, указанные в административном иске, суд находит не состоятельными. Поскольку нарушений прав административного истца не установлено, суд не находит оснований для взыскания в его пользу заявленной ко взысканию денежной компенсации.

Как усматривается из материалов дела, административный истец, несмотря на то, что убыл из ФКУ СИЗО-2УФСИН России по РК в октябре 2016 года, до настоящего времени содержится в местах лишения свободы и отбывает наказание, что ограничивает его возможности по защите нарушенных прав и законных интересов, в связи с чем, доводы административного ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд с рассматриваемым административным иском суд находит несостоятельными.

Руководствуясь требованиями ст.ст. 175-180, ст.ст. 227-227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░6 ░ ░░░ ░░░░-2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░-2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░                                                                            ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1354/2023 ~ М-989/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Губкин Денис Владимирович
Ответчики
ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК
УФСИН России
ФСИН России
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Галимьянова Н.Т.
Дело на сайте суда
sosnsud--komi.sudrf.ru
11.07.2023Регистрация административного искового заявления
11.07.2023Передача материалов судье
12.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
12.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
12.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.07.2023Предварительное судебное заседание
18.09.2023Судебное заседание
18.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2023Дело оформлено
19.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее