К делу №
№-32
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 февраля 2023 г. г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Шипуновой М.Н.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконными действий (бездействий) и решений,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконными действий (бездействий) и решений.
В обоснование заявленных требований указывает, что жители <адрес> коллективно обратились в прокуратуру Краснодарского края с заявлением о незаконной выемке грунта, незаконном пользовании недрами и захламления твердыми коммунальными отходами земельного участка с кадастровым номером 23:13:1202000:1543 в результате хозяйственной деятельности ООО МП «ЖКХ <адрес>».
Поданное обращение перенаправлено по подведомственности в министерство природных ресурсов Краснодарского края, и по результатам его рассмотрения, ДД.ММ.ГГГГ получен ответ об отсутствии оснований для принятия мер реагирования и обращения в суд с заявлением о взыскании вреда.
Административный истец полагает, что административным ответчиком нарушен порядок рассмотрения обращения, проявив незаконное бездействие в части отказа принятия мер реагирования. ФИО1 просит обязать министерство природных ресурсов Краснодарского края произвести расчет размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах при осуществлении ООО МП «ЖКХ <адрес>» хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером 23:13:1202000:1543, обязать министерство обратиться в суд с заявлением к ООО МП «ЖКХ <адрес>» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах при осуществлении ООО МП «ЖКХ <адрес>» хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером 23:13:1202000:1543.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО4 доводы административного иска поддержал, указывая, что нарушения законодательства о недрах в хозяйственной деятельности осуществлении ООО МП «ЖКХ <адрес>» на земельном участке с кадастровым номером 23:13:1202000:1543 неоднократно зафиксированы Управлением Росприроднадзора, что является основанием принятия соответствующих мер реагирования.
Представитель административного ответчика министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности ФИО5 против удовлетворения административного иска возражала, ссылаясь, что ответ административному истцу дан в установленные сроки, в пределах компетенции.
Представитель заинтересованного лица ООО МПП «ЖКХ <адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте его рассмотрения извещен ДД.ММ.ГГГГ судебной повесткой с почтовым идентификатором №.
Представитель заинтересованного лица Южного межрегионального управления Росприроднадзора, будучи извещенным ДД.ММ.ГГГГ судебной повесткой с почтовым идентификатором № суд не явился.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Краснодарского края в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен в соответствии с требованиями ст. ст. 96,99 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, руководствуясь указанными положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 22 КАС РФ граждане, организации, иные лица вправе обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и (или) законных интересов с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, или они незаконно привлечены к ответственности.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Из материалов дела следует и установлено в ходе судебного разбирательства, что коллективное обращение жителей <адрес> о нарушениях требований законодательства в области охраны окружающей среды при эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов эксплуатирующей организацией ООО МП «ЖКХ», а также по вопросам незаконной выемки грунта и захламления твердыми коммунальными и иными отходами на земельном участке с кадастровым номером 23:13:1201000:1543,поступило в министерство природных ресурсов Краснодарского края и зарегистрировано от ДД.ММ.ГГГГ за входящим номером №р-2022.
Согласно Положению о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № министерство уполномочено в области охраны окружающей среды осуществлять региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, государственный надзор в области обращения с отходами).
Порядок рассмотрения обращений граждан регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон о рассмотрении обращений граждан).
Частью 1 статьи 12 Закона о рассмотрении обращений граждан установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
При рассмотрении коллективного обращения жителей <адрес> министерством было установлено, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок несельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:13:1201000:1543, находящийся в распоряжении Полтавского сельского поселения <адрес>, передан во временное владение и пользование ООО МП «ЖКХ» <адрес>. Категория земель данного участка: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: полигоны твердых бытовых отходов.
По результатам рассмотрения обращения, министерством природных ресурсов Краснодарского края в пределах компетенции в соответствии и в сроки, установленные Законом о рассмотрении обращений граждан, ДД.ММ.ГГГГ участнику коллективного обращения ФИО6 направлен ответ, что не оспаривается истцом.
Таким образом, обращение административного истца рассмотрено министерством в пределах установленной компетенции в порядке и установленные сроки.
В части заявленных административным истцом требований обязать министерство произвести расчет размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах при осуществлении ООО МП «ЖКХ <адрес>» хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером 23:13:1201000:1543, суд не находит правовых оснований для удовлетворения по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд регулируются Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» (далее - Закон о недрах).
В соответствии со статьей 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 2.3 Закона о недрах участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые относятся к участкам недр местного значения. При этом, как указано в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил подготовки и утверждения региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым», к общераспространенным полезным ископаемым могут быть отнесены полезные ископаемые, соответствующие одновременно следующим критериям:
относятся к неметаллическим, нерудным полезным ископаемым, являющимся осадочными, магматическими или метаморфогенными породами; характеризуются значительными площадями распространения на территории субъекта Российской Федерации или локализацией во вскрышных и вмещающих породах месторождений полезных ископаемых, неметаллов, горючих полезных ископаемых;
не содержат рудные минералы в промышленных концентрациях;
не относятся к топливно-энергетическим полезным ископаемым (за исключением торфа, битумов и битуминозных пород);
не относятся к стратегическим и (или) дефицитным полезным ископаемым.
В силу статьи 11 Закона о недрах документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока является лицензия на право пользования недрами, которая выдается государственным органом исполнительной власти. На территории Краснодарского края таким органом является министерство.
В границах земельного участка с кадастровым номером 23:13:1201000:1543 действующие лицензии на право пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, отсутствуют и ранее министерством не выдавались.
Согласно статье 51 Закона о недрах порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Для установления объема незаконно добытого полезного ископаемого необходимо проведение маркшейдерского замера, который является основным методом достоверного учета и контроля добытого полезного ископаемого.
В соответствии с пунктом 43 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» производство маркшейдерских работ является лицензируемым видом деятельности и осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию «производство маркшейдерских работ».
В связи с тем, что согласно Положению о министерстве проведение маркшейдерских работ не относится к компетенции министерства, коллективное обращение жителей <адрес>, в том числе административного истца, в части самовольного изъятия грунта на земельном участке с кадастровым номером 23:13:1201000:1543, было направлено министерством в отдел МВД России по <адрес> для принятия соответствующих мер реагирования в пределах компетенции, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № З-ФЗ «О полиции».
В настоящее время информация о результатах проверки, а также о принятых отделом МВД России по <адрес> мерах реагирования, в министерство не поступала.
Требования административного иска обязать министерство произвести расчет размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах при осуществлении ООО МП «ЖКХ <адрес>» хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером 23:13:1201000:1543 выходят за пределы полномочий министерства.
Так же не подлежит удовлетворению требование административного истца обязать министерство обратиться в суд с заявлением к ООО МП «ЖКХ <адрес>» о взыскании компенсации вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах при осуществлении ООО МП «ЖКХ <адрес>» хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером 23:13:1201000:1543.
Согласно представленным Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора материалам, в 2020 году в рамках оперативно-розыскных мероприятий, проведенных совместно с привлечением специалистов лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО», на границе земельных участков - полигона ТКО и переходящих на территорию сопредельного земельного участка были обнаружены факты захоронения бытовых и строительных отходов. Управлением был рассчитан вред, причиненный почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхностности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами и при химическом загрязнении почв.
Управлением направлен иск о принудительном взыскании ущерба, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды. Согласно решению Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ с ООО МП «ЖКХ» <адрес> взыскан данный ущерб.
По результатам проверки ООО МП «ЖКХ» <адрес> было привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 8.6, ч. 1 ст. 7.3, ч. 1; ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
В январе 2021 года Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена выездная плановая проверка в отношении ООО МП «ЖКХ» <адрес>. Должностными лицами Управления возбуждены дела об административных правонарушениях предусмотренные по ч. 2 ст. 8.21, ст. 8.5, ч. 7, ч. 9, ч. 10, ч. 4 ст. 8.2; ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении юридического и виновного должностного лица ООО МП «ЖКХ» <адрес>. Постановления о назначении административного наказания, вынесенные должностными лицами Управления, судебными органами оставлены без изменений.
ООО МП «ЖКХ» <адрес> Управлением объявлено предостережение о недопустимости начала хозяйственной деятельности по размещению отходов на земельном участке с кадастровым номером 23:13:1201000:1543, до момента его включения в ГРОРО.
В силу части 3 статьи 84 КАС РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решений и действий (бездействий) должностного лица, если установит, что оспариваемые решения, действия, бездействие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требований
Административным истцом в нарушение требований ст.62 КАС РФ не представлены доказательства обоснования заявленных требований. Предоставленный ответ министерства природных ресурсов Краснодарского края по результатам проверки обращения предоставлен административному истцу уполномоченным органом на основании представленных доказательств. Требования административного истца произвести расчет размера вреда, причиненного недрам, обратиться в суд с исковым заявлением о его взыскании, выходят за пределы полномочий министерства.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 23:13:1201000:1543, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ «░░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 23:13:1201000:1543- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: