Дело № 2а-1488/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сальск 18.10.2023
Сальский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Дорогокупец Г.М.
при секретаре Котляровой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Гигантовского сельского поселения Ростовской области к ГУФССП России по Ростовской области; судебному приставу-исполнителю Сальского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области Бугровой М.С., Сальскому районному отделу судебных приставов ГУФССП по Ростовской области, заинтересованное лицо: Сальская городская прокуратура, об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Гигантовского сельского поселения обратилась с заявлением к ГУФССП России по Ростовской области; судебному приставу-исполнителю Сальского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области Бугровой М.С., Сальскому районному отделу судебных приставов ГУФССП по Ростовской области, заинтересованное лицо: Сальская городская прокуратура, об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование указала на то, что в Администрацию Гигантовского сельского поселения поступило постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства номер от 09.02.2023г. о взыскании исполнительного сбора по ИП неимущественного характера в размере 50000 рублей в отношении Администрации Гигантовского сельского поселения, в связи с неисполнением решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения.
Решением Сальского городского суда от 02.12.2022г. по делу № 2а-1875/2022 исковые требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района об обязании осуществить ремонт светофоров Т.7. применяемых для обозначения пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящей вдоль территории <данные изъяты>» по адресу: адрес, удовлетворены.
Администрацией Гигантовского сельского поселения была проведена инвентаризация доходов и расходов, предусмотренных в бюджете Гигантовского сельского поселения на 2023-2025 годы.
Бюджет Гигантовского сельского поселения является дотационным. Доходы местного бюджета на 2023 года запланированы в объеме 44125,1 рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы составляют 26118,4 рублей, дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений 18006,7 рублей, субвенции местному бюджету на выполнение переданных полномочий 882,2 тыс. рублей, субсидии бюджетам сельских поселений на реализацию программ формирования современной городской среды 26174,5 иные бюджетные трансферы 9462,3 рублей.
Плановые показатели по расходам местного бюджета составляют 83700,7 рублей, в том числе на первоочередные расходы 28009,1 рублей; расходы, направленные на выполнение муниципального задания МБУК СДК «Гигантовского сельского поселения» 13004,8 руб.; расходы на выполнение национального проекта «Формирование современной городской среды» 26208,6 рублей, на выполнение переданных полномочий другими бюджетами бюджетной системы РФ бюджету поселения 10885,6 рублей (дорожный фонд 6801,5 рублей; инициативный проект 2511,1 рублей; приобретение основных средств для СДК за счет средств резервного фонда Правительства РО 200 тыс. рублей; компенсация расходов по теплу 490,8 + 0,2 тыс. рублей; расходы на осуществление первичного воинского учета 882 тыс. рублей), иные расходы 5592,6 тыс. рублей (содержание имущества, благоустройство территории, ликвидация свалочных очагов, обеспечение пожарной безопастности).
Дефицит бюджета в сумме 3056,6 тыс. рублей покрыт за счет остатков денежных средств на 01.01.2023 года отчетного периода.
Изыскать дополнительные средства на уплату исполнительного сбора по исполнительному производству имущественного характера в размере 50000 рублей не предоставляется возможным ввиду отсутствия источника покрытия данных расходов местного бюджета.
Дополнительно в условиях обострения геополитической ситуации, беспрецедентных внешних ограничений и реализации мер, направленных на защиту суверенитета и безопасности РФ на Администрацию Гигантовского сельского поселения возложены обязанности по выполнению поручения Губернатора РО по итогам совещания с членами Правительства РО и главами администраций муниципальных образований РО от 27.02.2022г. о необходимости сокращения объема заимствования, недопущения принятия новых расходных обязательств, не отнесенных к первоочередным расходам и реализации национальных проектов.
Просили принять во внимание, что неисполнение исполнительного документа в установленный срок вызвано чрезвычайным, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля Администрации Гигантовского сельского поселения. У Администрации имеются уважительные причины неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
В силу ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и статьи 401 ГК РФ при отсутствии вины Администрации в неисполнении обязательства в установленный срок, полагает существуют основания для освобождения должника от взыскания исполнительного сбора.
В связи с чем, просит суд освободить истца от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Сальского районного отделения судебных приставов от 09.02.2023г.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Карпенко М.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика по доверенности Серова М.С. принятие решения оставила на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Сальской городской прокуратуры извещен о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ст. 96 КАС РФ, в судебном заседании представитель участия не принимал, о причинах неявки суду не сообщил (л.д. 52-54).
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные доказательства установил следующее.
Решением Сальского городского суда от 02.12.2022г. по делу № 2а-1875/2022 постановлено: «Признать незаконными бездействия Администрации Гигантовского сельского поселения Ростовской области, выразившееся в неисполнении законодательством обязанностей по организации дорожной деятельности в границах поселения.
Обязать Администрацию Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области осуществить ремонт 2 светофоров Т.7. применяемых для обозначения пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящем вдоль территории <данные изъяты>» по адресу адрес» (л.д.58-60)
09.02.2023г. судебным приставом-исполнителем Сальского районного отделения судебных приставов вынесено постановление о возбуждении ИП, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения. Постановление получено истцом.
02.03.2023г. судебным приставом-исполнителем Сальского районного отделения судебных приставов вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 руб., за неисполнение требований неимущественного характера. (л.д.41).
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1 - 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
При этом в силу статьи 401 названного Кодекса к обстоятельствам непреодолимой силы не относится отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, либо будучи субъектом предпринимательской деятельности указал на невозможность их исполнения по обстоятельствам непреодолимой силы.
Доказательства принятия исчерпывающих мер к исполнению требований исполнительного документа Администрацией Гигантовского сельского поселения не представлены. Обстоятельства непреодолимой силы, воспрепятствовавшие административному истцу в установленный судебным приставом-исполнителем срок добровольно исполнить исполнительный документ, также не приведены.
При этом в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Между тем в судебном заседании установлено, что решение суда исполнено и исполнительное производство прекращено 17.10.2023г. (л.д. 39), так же то обстоятельство, что финансовое положение должника является сложным, бюджет является дотационным, исполнить постановление не представляется возможным, из-за отсутствия денежных средств, что по мнению суда позволяет уменьшить размер исполнительского сбора на ?, то есть до 37500 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 02.03.2023 ░ 50000 ░░░. ░░ 37500 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.10.2023 ░░░░.