Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-6712/2024 от 14.06.2024

УИД 11RS0005-01-2024-001583-79          Дело № 2а-6712/2024    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Койковой Т.А.,

при секретаре Дикгаут К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июля 2024 года в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Печорского природоохранного межрайонного прокурора к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

установил:

Печорский природоохранный межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о признании бездействия, выразившееся в не разработке проекта нормативного правового акта о создании охранной зоны памятника природы «...», установлении его границ, определении режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах такой зоны, непредставлении соответствующего проекта правительству Республики Коми, возложении обязанности в срок до ** ** ** разработать нормативно-правовой акт о создании охранной зоны памятника природы «...» и представить его Правительству республики Коми для последующей подготовки решения Главы Республики Коми о создании охранной зоны памятника природы регионального значения «...», об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта.

В обоснование заявленных требований указали, что в соответствии с п.п. 1, 2.1, 3.1 Положения о памятнике природы республиканского значения «...», утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 12.08.2021 №380, памятник природы республиканского значения «...» учрежден постановлением Совета Министров Коми АССР от 29.03.1984 года №90 «О ходе выполнения постановлений Совета Министров Коми АССР по вопросам охраны редких растений и животных и о дополнительном объявлении заказников и памятников природы» Памятник природы является особо охраняемой природной территорией республиканского значения, создан без ограничения срока действия и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков, расположенных в границах памятника природы. Памятник расположен на территории муниципального образования муниципального округа «...», в среднем течении ..., на двух участках, один из которых находится к югу от пгт. ..., а второй к северо-востоку. По данным ответчика, охранная зона памятника природы «...» до настоящего времени не установлена, что противоречит требованиям Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 №138.

В судебном заседании представитель Печорской природоохранной межрайонной прокуратуры Чередниченко Т.М. настаивала на удовлетворении требований, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, извещенное надлежащим образом, представителя для участия в деле не направило, о причинах неявки суд в известность не поставили.

Суд определил, рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав явившуюся сторону, исследовав материалы дела, оценив в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в дело доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии с части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из преамбулы Федерального закона № 33-ФЗ следует, что под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно Приложения №2 к постановлению Совета Министров Коми АССР от 29.03.1984 №90 «О ходе выполнения постановлений Совета Министров Коми АССР по вопросам охраны редких растений и животных и о дополнительном объявлении заказников и памятников природы» (ред.22.03.2024) к особо охраняемым природным территориям республиканского значения отнесен памятник природы «...».

Памятник природы расположен на территории муниципального образования муниципального округа «...», в среднем течении ..., на двух участках, один из которых находится к югу от пгт. ..., а второй - к северо-востоку. Площадь территории заказника составляет 67 га.

Положение о памятнике природы республиканского значения «...», утверждено постановлением Правительства Республики Коми от ** ** ** №....

Пунктом 2.1 раздела 2 Положения установлено, что целью создания памятника природы является сохранение стратотипического разреза тиманской свиты франского яруса верхнего девона и места выхода богатого комплекса палеонтологических остатков девонского возраста.

Основные задачи памятника природы: сохранение скальных выходов (обнажений) коренных пород, имеющих историческое, горно-геологическое, стратиграфическое и палеонтологическое значение; создание условий для экологического образования и просвещения (п.2.2 раздела 2 Положения).

Из раздела 1 Положения следует, что памятник природы является особо охраняемой природной территорией республиканского значения (далее - ООПТ). Памятник природы создан без ограничения срока действия и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков, расположенных в границах памятника природы. Государственное управление в области организации и функционирования памятника природы, государственный надзор в области охраны и использования памятника природы осуществляется уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми и (или) подведомственным ему государственным учреждением, наделенным соответствующими полномочиями (далее - орган управления памятником природы).

Местоположение ООПТ установлено разделом 4 Положения, согласно которого, границы памятника природы проходят по урезу воды и границе 200-метровой полосы вдоль правого берега реки ... в пределах выходов обнажений на двух участках: первый участок - вдоль правого берега реки ... на участке протяженностью 2,5 км от точки, расположенной в 150 м ниже устья реки ... до точки, находящейся в 700 м ниже устья реки ...; второй участок - в месте впадения реки ... в реку ..., на участке между руслами указанных рек, от устья реки ... вверх по течению по правому берегу реки ... на протяжении 500 м, северная граница 200-метровой полосы проходит по левому берегу реки ....

В соответствии с п. 1 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ, особо охраняемые природные территории относятся к землям особо охраняемых территорий.

Пунктом 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В соответствии с п. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ, на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя естественные экологические системы, природные комплексы и объекты и являющихся средой обитания объектов растительного и животного мира, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Согласно п. 4 ст. 95 ЗК РФ, для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на естественные экологические системы, природные комплексы и объекты, являющиеся средой обитания объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий.

Аналогичные положения предусмотрены Федеральным законом № ЗЗ-ФЗ, согласно п. 10 ст. 2 которого для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Пунктом 12 ст. 2 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

Пунктами 2, 3 ст. 26 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ установлено, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из п. 1 ст.27 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ следует, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.

Согласно п. 19 Правил, решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с п. 21 Правил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

Пунктом 22 Правил установлено, что пояснительная записка к проекту решения должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения и ее карту-схему.

Из приведенных выше норм следует, что на прилегающих к памятникам природы земельных участках и водных объектах должны создаваться охранные зоны.

Между тем, охранная зона памятника природы республиканского значения «...» не установлена, границы охранной зоны не установлены, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 № 452 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, согласно разделу III которого, к государственным функциям Министерства относятся, в том числе, региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением государственных бюджетных учреждений (п. 2 абзаца 10.1 Положения).

В соответствии с абзацем 10.11 указанного Положения Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми разрабатывает и представляет Правительству Республики Коми предложения об организации и функционировании особо охраняемых природных территорий республиканского значения с учетом предложений юридических лиц и граждан об организации и функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения; ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях; вводит временные ограничения хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях республиканского значения; согласовывает проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории населенного пункта, в случае если данный населенный пункт полностью расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального значения.

Кроме того, в соответствии с п. 11 ч. 3 ст. 4 Закона Республики Коми от 01.10.2018 № 70-РЗ «Об особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения в Республике Коми» постановлением Правительства Республики Коми от 25.02.2015 № 86 утвержден «Порядок охраны особо охраняемых природных территорий республиканского значения» (далее - Порядок).

Согласно п. 1 данного Порядка, порядок охраны особо охраняемых природных территорий республиканского значения (далее - ООПТ) включает организацию и проведение природоохранных мероприятий в зависимости от целей создания ООПТ, указанных в положениях о них, в том числе мероприятий по предотвращению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (природные комплексы и их компоненты) и ликвидации ее последствий; обеспечению соблюдения юридическими и физическими лицами установленного режима и иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях ООПТ.

Пунктом 2 Порядка установлено, что организация охраны территорий ООПТ осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

В соответствии с пунктами 3, 4 Порядка, природоохранные мероприятия на территориях ООПТ осуществляются с учетом правового режима и режима особой охраны территорий ООПТ и согласовываются с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. В целях обеспечения охраны территорий ООПТ Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми осуществляет: сбор, анализ информации о состоянии природных комплексов и их компонентов на территориях ООПТ; обустройство территорий ООПТ, в том числе выделение и обустройство функциональных зон, мест размещения объектов туристского и рекреационного назначения, информационных знаков, контрольно-пропускных пунктов, кордонов; выполнение контрольных (надзорных) мероприятий за соблюдением режима и правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях ООПТ в установленном порядке.

Из изложенного следует, что охрана особо охраняемых природных территорий республиканского значения, в том числе осуществление мероприятий в сфере предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на отнесенных к ним территориях, возложены на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, соответственно, обязанность по разработке нормативно-правового акта о создании охранной зоны памятника природы «...» подлежит возложению на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, который в свою очередь необходимо представить Правительству Республики Коми для последующей подготовки решения Главы Республики Коми о создании охранной зоны памятника природы регионального значения «...», об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» следует, что к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Приведенный в письменном отзыве административным ответчиком довод о том, что приведенные в иске нормы законодательства об особо охраняемых природных территориях допускают существование памятников природы регионального значения без наличия охранных зон, в том числе при отсутствии необходимости в их установлении, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании требований как Федерального закона №33-ФЗ, так и Земельного кодекса РФ.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Печорского природоохранного межрайонного прокурора в полном объеме. Срок, установленный для исполнения суд считает разумным, что будет обеспечивать наиболее разумный и справедливый баланс публичных интересов.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «...», ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ ** ** ** ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «...» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «...», ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.07.2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-6712/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Печорский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Койкова Таисия Александровна
Дело на сайте суда
syktsud--komi.sudrf.ru
14.06.2024Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
17.06.2024Передача материалов судье
17.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2024Судебное заседание
17.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее