Дело №№
№
Решение
именем Российской Федерации
г.Моздок РСО-Алания ДД.ММ.ГГГГ года г. Моздок РСО-Алания
Моздокский районный суд РСО-Алания в составе:
председательствующего судьи Харебовой О.В.
при помощнике Перепелицыной Л.А.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Моздокского района РСО-Алания Катаева Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Моздокского района РСО-Алания в интересах Российской Федерации в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации местного самоуправления Малгобекского сельского поселения Моздокского района РСО-Алания (далее - АМС Малгобекского сельского поселения Моздокского района РСО-Алания) о признании бездействия, выразившееся в непринятии мер по организации площадок для сбора крупногабаритных отходов на территории Малгобекского сельского поселения Моздокского района, незаконным, обязании АМС Малгобекского сельского поселения Моздокского района РСО-Алания в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов в соответствии с требованиями, предусмотренными СанПиН №
установил:
Прокурор Моздокского района РСО-Алания в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование иска, что прокуратурой <адрес> РСО-Алания проведена проверка исполнения законодательства
в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами Администрации местного самоуправления Малгобекского сельского поселения Моздокского района, в ходе, которой установлено, что АМС Малгобекского сельского поселения Моздокского района до настоящего времени, направленные на устранение нарушений требований законодательства в сфере с твердыми коммунальными отходами, а именно деятельности по организации площадок для сбора КГО не приняты, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации, РСО-Алания и Уставу сельского поселения. Бездействие АМС Малгобекского сельского поселения Моздокского района по вопросу организации площадок для сбора КГО нарушаются интересы неопределённого круга лиц, в части необеспечения защиты жизни, здоровья и законных интересов людей и окружающей среды.
В судебном заседании помощник прокурора Моздокского района РСО-Алания Катаев Д.О. административные исковые требования поддержал в полном объеме, основываясь на доводах иска, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Глава АМС Малгобекского сельского поселения Моздокского района РСО-Алания ФИО3, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в адресованном суду письменном заявлении просил рассмотреть дело в их отсутствие, в ранее представленном возражении в удовлетворении исковых требований прокурора просил отказать, полагает, что в обязанности сельского поселения выполнение требований по обустройству мест сбора ТКО и КГО не входят, поскольку данные обязанности законом возложены на АМС муниципального района. Ссылалась на п. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ именно органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. В соответствии с ч.3 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.4.1 ст.13 Закона РСО-Алания №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О местном самоуправлении в РСО-Алания» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Таким образом, для данного вида правоотношения специальным законом, является Федеральный закон № 89-ФЗ, которым обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, возложена на муниципальный район.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела в порядке ст.ст. 59, 62 КАС РФ и оценив доказательства в порядке ст. 61 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 указанного Федерального закона).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (преамбула) (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 29 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) закрепление за сельским поселением обязанности участвовать в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО означает осуществление данным муниципальным образованием на его территории всех полномочий, перечисленных в пункте 1 статьи 8 Закона об отходах.
Рассматривая доводы ответчиков, суд учитывает, что в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на соответствующих территориях.
Статья 14 Федеральный закон N 131-ФЗ регламентирует полномочия городских и сельских поселений.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится, в частности, участие в организации деятельности по накоплению ТКО.
В силу положений части 3 статьи 14 поименованного федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные конкретными пунктами части 1 названной статьи, к которым, по общему правилу, пункт 18 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ не причислен. Однако законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 указанной статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 данной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 поименованной статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14).
По общему правилу, по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (часть 1.1 статьи 17Закона N 131-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
В пункте 3 упомянутой статьи указано, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с ТКО, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Частью 4.1 и пунктом 19 части 1 статьи 13 Закона РСО-Алания №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О местном самоуправлении в РСО-Алания», за сельскими поселениями Республики закреплен в том числе вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 18 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ: участие в организации деятельности по накоплению ТКО и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Как установлено судом и подтверждается материалами, прокуратурой Моздокского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой установлено, что в соответствии с Постановлением Главы АМС Малгобекского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ от № «Об утверждении реестра и схемы мест размещения площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Малгобекского сельского поселения», бункеры для складирования КГО не значатся.
Проверкой установлено, что АМС Малгобекского сельского поселения Моздокского района РСО-Алания до настоящего времени меры, направленные на устранение нарушений требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно деятельности по организации площадок для сбора КТО, не приняты, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Устав сельского поселения, орган местного самоуправления, который участвует в деле в качестве административного ответчика, соответствует положениям приведенных нормативных актов и в пункте 20 статьи пятой Устава поселения указан вопрос местного значения - организация и вывоз отходов и мусора.
Постановлением Главы АМС Малгобекского сельского поселения Моздокского района от 19 ноября 2019 г. № 40 утвержден реестр и схемы мест (площадок) накопления ТКО в Малгобекском сельском поселении (места для сбора КГО не предусмотрены).
Полномочия по организации накопления ТКО и его вывоза частично выполнены ответчиком.
Порядок организации накопления и вывоза твердых бытовых и в том числе крупногабаритных бытовых отходов регламентирован СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (пункт 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, пунктом 10 которых определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Таким образом требования прокурора Моздокского района РСО-Алания о возложении полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО в том числе КГО на территории сельского поселения на администрацию этого сельского поселения являются обоснованными, поскольку закрепление за сельским поселением законом РСО-Алания собственного вопроса местного значения по участию в организации деятельности по накоплению ТКО предполагает осуществление данным муниципальным образованием на их территории соответствующего объема полномочий, перечисленных в пункте 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-182, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░-░░░░░░ (░░░░ №) - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░-░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░